Бурятская деревянная юрта
Оседлая культура монголоязычных народов имеет тысячелетнюю, никогда полностью не прерывавшуюся, историю. В любом значимом хронологическом отрезке на территориях расселения монголов хотя бы на периферии существовала культура с оседлым хозяйственно-культурным типом.
Переход к степному номадизму совершался не сразу и не во всех природно-географических зонах, поэтому всегда оставались возможности альтернативного развития.
Соответственно оседлой традиции развивались и типы стационарных построек. Так, например, жилище оседлых поселений эволюционировало от полуземлянок к более крупным зданиям с полом на уровне неглубокого котлована. Относительно неясным остается вопрос о стадиях развития срубных построек, таких как бурятские деревянные юрты двух типов.
Технология постройки срубных зданий была прекрасно известна еще хуннам, которых принято воспринимать степняками-кочевниками в чистом виде. Хотя хунны устраивали срубы только при устройстве погребений, сам факт говорит о том, что бревенчатые конструкции были ими давно освоены, и, возможно, считались ими наследием предков.
Письменные памятники упоминают срубы в связи с алагчинами Нижней Ангары раннего средневековья. Этот монголоязычный этнос граничил с енисейскими кыргызами, с культурой которых имел много общего. Бревенчатые юрты бурят, в конечном итоге вытеснившие прежде широко распространенные полуземлянки, вероятно, связаны происхождением с алагчинскими срубами. Терминология такого рода построек в бурятском языке свидетельствует о том, что они имеют давнюю историю. Уже в первых веках до нашей эры четырехугольные срубы с пирамидальной крышей и светодымоходным отверстием вверху, по всей видимости, были хорошо известны в Южной Сибири, на территориях современной Хакасии и Тувы. Боярская писаница из Минусинского района, датированная этим временем, изображает четыре таких жилища.
Вплоть до этнографической современности буряты возводили два основных типа деревянных юрт. Первый имел опорные столбы – тээни и в плане мог представлять собой квадрат, шести-, семи- или восьмиугольник. При этом, семиугольные юрты строились только на зимниках, но и там вышли из употребления не менее полутора-двух веков тому назад. Юрты с опорами были распространены на территориях западных и, частично, хоринских бурят.
Второй тип не имел столбов, крыша в нем поддерживалась специальными короткими кронштейнами, соединяющими разные скаты. Юрты без тээни сооружались преимущественно бурятами Закамны. Особым вариантом деревянной юрты была постройка с матицей, бревном, соединяющим поверху две противоположные стены и служащем опорой для бруса, поддерживающего кровлю. Такой тип отмечен в Осинском районе.
Вверху юрты располагалась квадратная рама хараса, к которой сводились скаты кровли. Та же рама образовывала светодымоходное отверстие, снаружи имеющее специальную крышку, которой можно было закрыть жилище в случае непогоды.
Настоящие окна типа сонхо в бурятских юртах появились относительно поздно и, как считается, их появление было связано с русским влиянием. В других типах зданий, например, в кирпичных и глинобитных окна устраивали издревле. Остается открытым вопрос о конструкции бревенчатых срубов дагуров, у которых русские в районе Еравнинских озер отметили деревянные юрты. В земляных и глиняных жилищах дагуры устраивали окна.
В более ранние времена в бурятских деревянных юртах делали щели шагаабари. В холода их закрывали специальными вставками. В современных западнобурятских диалектах шагаабари называют обычные окна, но этнографы предполагают, что изначально это были узкие смотровые щели или бойницы. Они устраивались не для освещения, а для обзора и, может быть, стрельбы через них. Во всяком случае, в эхиритских районах шагаабари, вероятно, действительно выполняли функции бойниц. Известен пример с внезапным нападением русского отряда на поселение эхиритского вождя Шептухэя (в русских документах – Чепчугуй), который со старшим сыном успешно отстреливался, засев в юртах. Источник отмечает, что Шептухэй простреливал панцири казаков, тяжело ранил одного из них, тогда русские подожгли юрты, в которых и сгорели Шептухэй с сыном.
Пол деревянной юрты устилался досками или плахами. Широко использовались напольные ковры ширдэг. Стены возводили в 10-15 бревен, обычно используя сосну, считавшуюся «теплым» деревом. Кровлю настилали из лиственницы, но в богатых домах закаменских бурят нижний слой покрытия делали из кедра. Из тех же деревьев старались сколачивать дверную колоду.
Внутри деревянных юрт зажиточные хозяева сооружали деревянную перегородку, отделяющую спальню от остального пространства. В такой стене устраивали две двери для мужской и женской половины. Еще одна перегородка хабшилга устанавливалась напротив входа, защищая очаг от порывов ветра при открытии двери. Кроме того, хабшилга дифференцировала вход для мужчин и женщин. Юрты с разделением внутренними перегородками строились в основном эхиритскими бурятами.
На протяжении XIX-XX веков деревянная юрта непрерывно эволюционировала, буряты стали строить навесы перед входом, развивавшиеся во входной тамбур или сени, с восточной (женской) половины пристраивали хозяйственные помещения. Постепенно появились соединенные переходами юрты, образуя нечто вроде многокомнатного дома. На рубеже XX-XXI начался очередной этап развития идеи бревенчатой или брусовой юрты. Такие ее свойства, как легкость постройки, потенциальная просторность, хорошая освещенность оказались востребованными в коммерческом строительстве. Деревянные юрты начали строить в качестве помещений под магазины, кафе, гостиницы. Размеры таких юрт в сравнении с традиционными намного увеличились.
В большинстве случаев современные деревянные юрты строятся без опор-тээни, что позволяет максимально расширить полезное пространство. Изменились некоторые конструктивные принципы. Хотя обычные окна в таких юртах преобладают, нередко обходятся без них, устраивая вместо верхнего отверстия современный фонарь с остеклением по каждой стороне, что дает достаточно света. Такие фонари иногда выглядят как уменьшенные копии самой юрты со стеклянными стенками. В отдельных случаях подобия деревянной юрты возводят из других материалов на верхних этажах обычных кирпичных зданий, привнося тем самым этнический колорит в архитектурный облик.
В сюжете: культуракочевничество