Свадьба в Усть-Орде
Александр Махачкеев, известный бурятский журналист, любезно предоставил нам право опубликовать свою статью из свежего номера журнала "Минии Буряад". В третьем номере "первого всебурятского глянцевого журнала" содержится масса интереснейших материалов из жизни этнической Бурятии от Алари до Шэнэхэна! Мы публикуем лишь один из них.
Какой сегодня может быть свадьба у иркутских бурят? Насколько ее обычаи отличаются от других бурятских, калмыцких и монгольских обычаев? Что сохранили потомки из богатства древней традиции? Предлагаем вам убедиться в том, что в Прибайкалье - веселые и своеобразные, настоящие бурятские свадьбы!
"О том, как Вечное Синее Небо соединяет сердца и души жениха и невесты, сваты раскуривают трубку, а тетушки открывают сундук с приданым..."
Недавно мне пришлось побывать на свадьбе в Усть-Орде. Проводилась она по обычаям кудинских бурят (булагаты, эхириты) - это жители современных Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов округа. Здешние свадебные обряды и поныне сохранили многие черты из глубокой древности.
В начале XX века их описал ученый-этнограф Матвей Николаевич Хангалов и еще тогда он отмечал, что: «В свадебных обрядах верхне-кудинских бурят сохранилось много старинного, в глаза резко бросаются остатки от прежней зэгэтэ-аба (коллективной охоты) и общинного скотоводства, то есть родового управления». Именно у кудинских бурят дольше всего сохранялись традиции выплаты калыма, многоженства и умыкания невест («Минии Буряад», № 2, 2014 г.).
Обряды других западных бурят больше подверглись влиянию русской культуры, особенно там, где были более тесные контакты с пришлым населением (в западных и центральных районах Иркутской области). С другой стороны, в той или иной степени сказалось влияние буддизма на баргузинских и тункинских бурятах проживающих в периферийных зонах. Это же относится к аларским хонгодорам и унгинцам переселенным в свое время в Закамну, Оку и Джиду для несения пограничной службы на границе.
Те же прибайкальские роды (ашебагаты, харануты, готол и др.) которые влились в состав селенгинских бурят (Иволга, Селенга и частично Кяхта и Джида), полностью перешли на буддистский свадебный церемониал. Восточные буряты (хори) и особенно агинцы, позднее селенгинских южан (сонголы, сартулы, атаганы, хатагины, табангуты) принявшие буддизм, также сохранили некоторые добуддийские традиции.
Позднее, свадебные обряды повсеместно подверглись советской модернизации (ЗАГС, марш Мендельсона, обмен кольцами), а ныне и западным веяниям, например, первый танец, ловля букета невесты и т.д. Итак, как проходят свадьбы у современных эхиритцев и баендаевцев?
Сватовство и проводы невесты
На сватовство (худа оролсохо) едет нечетное количество сватов. Худа - это только самые уважаемые мужчины, с хорошей «кредитной историей» (семейные, с положением и внешним видом). Женщин на сватовство не берут, кудинцы говорят по этому поводу: «А-а, это Аларь и Бохан со своими женщинами ходят!». Сваты (худанууд) стараются разузнать историю рода невесты (туухэ или урдаба). Может оказаться, что невеста без рода и племени и зачем им такая в этом случае? Но, бывает, и сватам дают от ворот поворот. Не понравились и все тут! В таком случае, если жених упорствует, отправляют других, более искусных и привлекательных сватов. Сговорившись, сваты устанавливают срок свадьбы (болзор абаха, болзор хэлсээд, удэр гаргаха).
Затем у невесты играют (басаганай наадан) проводы невесты. Собираются родственники, соседи и подруги невесты, дарят свои подарки. При этом мать невесты ведет строгий учет (некоторые ведут специальную тетрадь), кто и сколько подарил, чтобы затем, при ответном визите вернуть дарителю адекватный подарок (харюу). На основную свадьбу у жениха (хурим) гости невесты уже могут не ехать.
Приданое и главный обряд
Свадебный поезд встречают у ворот родителей жениха. Горит очистительный костер. Огонь играет большую роль во всех ритуалах западных бурят, а в качестве подношений используются тогооной архи (молочное вино) или водку, мясо и саламат. Поют и танцуют родственники жениха. Гостей со стороны невесты встречают с шутками и прибаутками.
Гости спрашивают: «Заа харгыемнай юундэ хаагаабта?», а те в ответ: кто такие, откуда, с кем и чем приехали. В общем, соревнуются в остроумии и от души веселятся. Сторона невесты заносит приданое, но хозяева не пускают их, они стараются напоить гостей, чтобы выпили за здоровье молодых, спели и станцевали. Соответственно худанууд (сторона невесты) должны быть люди опытные, веселые, не лезущие за словом в карман. В конце концов приданое заносят, опытные тетушки и бабушки с жениховской стороны оценивают и принимают его (яhала зохеохо).
В это время мужчины с обеих сторон совершают во дворе главный обряд поклонения духам предков и божествам (хоер худын архи), с тем, чтобы испросить у них покровительства новой семье. Убгэны (старейшины) читают молитвы и благопожелания. Жених с невестой сидят рядом и держатся за руки.
Горит костер, а над ними только Вечное Синее Небо. Возможно, это самый волнующий и главный момент свадьбы, когда сама природа, земля, предки, родные и само Небо соединяют навсегда юношу и девушку, а их души и сердца сливаются.
В финале старейшины обмениваются кисетами, трубками и раскуривают их (в некоторых местах в старину обменивались ножами).
Как угощают и украшают гостей
Начинается собственно свадебный пир. Стороны назначают худа – мужчин сватов, которые ведут торжество. Они представляют обе стороны: кто, откуда, какого рода племени. На этой свадьбе в Усть-Орде были представлены Эхирит, Баяндай, Ольхон, Бичура, Тунка, Аларь и Оса – свидетельство реального единства бурятского народа.
Сторона жениха угощает гостей со стороны невесты. Почетным гостям ставят нэрэтэй мяхан (дословно – именное мясо, самому почетному гостю мужчине подают голову барана тоолэй, женщине хотын шуhан), остальные блюда соответственно табеля о рангах. Сначала гости должны отрезать по кусочку и отдать огню.
На этой свадьбе в Усть-Орде преподнесли более пяти нэрэтэй мяхан, то есть более пяти овец. Сначала сватам, потом родственникам отца жениха, матери жениха и т.д. Нэрэтэй мяхан преподносят и на следующий день, на отдельном застолье. Кроме того, каждому гостю дарят вино, мужчинам одевают рубашки, женщинам накидывают платки и палантины (что называется залаа или гоёохо, то есть украсить). По качеству подарков судят о зажиточности самих хозяев, а также их рода. Ближайшие родственники отца жениха считаются своими, им не дарят подарки, напротив, они сами участвуют в приеме и угощении гостей. С этой целью перед свадьбой отцовский род собирается на суглаан (собрание), где решаются оргвопросы.
Перед сугланом также принято помолиться убгэнуудтэ (предкам). Кто будет совершать молебен, кого назначить худа (сватом), кто барана приготовит, кто пригласит гостей на ночлег, к кому пойдут архидаашан (когда пирующие ходят из дома в дом по строгой очередности, первыми принимают ближайшие родственники) и т.д. В тот же день после свадьбы сторона невесты должна уехать, не оставаясь на ночлег.
Свадебные истории от автора.
Раньше, а порой и сейчас проводы невесты часто сопровождались драками, поскольку деревенская молодежь годами враждовала между собой. Или же один край деревни шел на другой край. Впрочем, драки обыденное развлечение в деревне, и парни не обижались за разбитые носы и синяки.
В деревне под Усть-Ордой жила одна веселая женщина. На свадьбе она подарила роскошный золотой перстень, односельчане ахнули. Однако, затем выяснилось, что перстень был фальшивый. На вопрос, почему так поступила, она ответила: «Ну и что? Зато как я блеснула!»
На одной из свадеб в Алари наблюдал обряд бэhэнуудээ андалдаха (обмен поясами) в виде бурятской национальной борьбы. Худанууд вышли с поясами и старались как можно быстрее и ловчее накинуть и завязать друг на друге кушаки. Фактически это был настоящий "бухэ барилдаан". Завязавший первым вышел победителем. Очевидно, и этот обычай берет свое начало в традициях облавных охот "зэгэтэ-аба", когда у бурят господствовал культ силы и войны. В пользу этой версии говорит и обычай проведения скачек и борьбы до приезда свадебного поезда и после окончания обрядовой части свадьбы. Обыкновенно состязались борцы с двух сторон, со стороны жениха и со стороны невесты. Угощение бывало равное и победителю и побежденному.
А вот как обряд обмена поясами проходит у кудинцев. Отец жениха и отец невесты, садятся рядом. Потом отец жениха встает, кланяется отцу невесты и целует его, снимает свой пояс, опоясывает его и садится на прежнее место. В свою очередь встает отец невесты. Он также кланяется и целует отца жениха, потом снимает собственный пояс и опоясывает свата.
Описание традиций от Матвея Хангалова и других источников.
О древнем обычае у балаганских бурят дошедшем до ХХ века. Если свадебные гости были недовольны приемом, они, уезжая домой, старались как можно ловчее угнать несколько штук рогатого скота. Сторона жениха бросалась в погоню; происходила драка; иногда скот возвращали, а иногда его угоняли в улус невесты, где его кололи и мясо съедали, а кожу делили поровну между всеми. Во избежание угона свадебным гостям перед отъездом подавали вино, называемое ухэрэй архи (вино за скот).
У кудинских бурят в старину свадебные гости всегда приезжали верхами.
Важным моментом в церемонии сватовства у предбайкальских бурят было подношение подарка невесте— бэлэг бариха. Во время сватовства сторона жениха приводила коня — аманай морин (лошадь помолвки). Худа надевал невесте на шею холобшо, т.е. золотую монету на ленточке. Это считалось первым актом в церемонии сватовства. Без холобшо сватовство не может состояться. Если девушка не желает выходить замуж за приехавшего жениха, то она снимала с шеи холобшо и бросала ему обратно. Приняв холобшо она уже не могла быть просватана за другого. Приняв его, невеста подносила сватам поочередно (начиная с будущего свекра) чарки с вином тагша бариха. Они, выпив, накрывали чарку деньгами, серебром или золотом, т. е. отплачивали подношение вина подарком.
Сваты привозили с собой тарасун худын архи (вино сватов). После приема и угощения гостей стороной невесты приступали к исполнению обрядов. Привезенный сосуд с тарасуном ставился на пол посреди дома (юрты), рядом усаживались сваты той и другой сторон, и начинались церемонии. Прежде всего, совершали обряд моления покровителям — хозяевам местности и духам умерших предков (дайдын убгэдтэ, удха узууртэ). Исполнением этого обряда, обязательного элемента сватовства, как бы испрашивали благополучия будущим супругам и заключаемому родству. В ознаменование заключения союза приведенная в дар лошадь — аманай морин — привязывалась к специальной коновязи — сэргэ (баабайн мунгэн сэргэдэ, иибиин алтан сэргэдэ — к отцовской серебряной коновязи, материнской золотой коновязи).
В день свадьбы с утра собираются родные, соседи и приезжают родственники. Последние привозят с собою вино, тарасун и мясо и иногда одаривают жениха деньгами. Собирается и молодежь обоего пола и в ожидании свадьбы устраивает национальные пляски и танцы. Танцуют на улице вокруг огня.
В день свадьбы в юрте у дверей ставилась большая кадушка, в которую соседи жениха выливали тарасун. Приходили все родные и соседи, особенно женщины, которые в руках несли туязы с тарасуном. Влив его в кадушку, они уходили. Этот тарасун называется зоной архи (общественный тарасун).
Как готовили невесту к главному обряду: заплетали на каждой стороне по нескольку кос, из шелка делали ханчиг, на нижнем конце вплетали мелкие серебряные монеты, на затылке делали косу из материи, на эту материю пришивали несколько мелких серебряных монет, на нижнем конце – шелковые кисти; потом на голову надевали женскую шапку и одевали на нее женскую шубу (дэгэл). Лицо невесты покрывали белой тканью с отверстиями для глаз. По поверьям, таким образом можно было обвести злых духов и уберечь невесту от их враждебных действий.
Подобный обычай существовал и у тункинских бурят. На свадьбу невеста ехала в мужской одежде, а в ее свадебный костюм наряжали парня-одногодка, который сопровождал невесту до того времени, пока не наступал момент переодевания ее в свадебный костюм.
Дома у невесты молодежь обоего пола устраивает вечеринку, во время которой молодые девушки, подруги невесты, украшают жениха: делают из красивой материи косу и на ее нижнем конце пришивают шелковую кисть, а повыше на материи пришивают белые рубашечные пуговицы, на самом же верху косы пришивают монету. Эту косу пришивают жениху на спину к воротнику халата или пальто. Конечно, эта коса делается по состоянию родителей невесты,– у богатых невест косы для женихов подороже. После этого на шапку, а также на подолы халата или пальто также пришивают. Все это служит отличием и украшением жениха.
Перед главным свадебным обрядом на улице около юрты жениха расстилали потник, на который ложили онгон (культовое изображение духа предка) жениха; перед онгоном на мешке положили мясо, голову убитой кобылы, хурай и ребра. Около онгонов ложили женскую юбку, сшитую из волчьих лап (бэлэбшэ); эту юбку в прежнее время женщины носили во время облавной охоты зэгэтэ-аба