Из Улан-Удэ заграницу лететь дороже, чем из Иркутска
Лето - сезон отпусков и горячий сезон для авиаперевозчиков. АРД решил разобраться завышены ли цены на авиабилеты из Улан-Удэ и куда и за сколько можно улететь этим летом из аэропорта “Байкал”
Завышены ли цены на авиабилеты из Улан-Удэ?
8 февраля 2013 года в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба на ценовой сговор авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы из Иркутска в Москву. Проверка подтвердила, что во втором полугодии 2012 и в начале 2013 года четыре крупных авиаперевозчика: ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», ОАО «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» демонстрировали модель группового поведения.
4 авиаперевозчика установили максимальную цену на направлении Иркутск-Москва
Это выразилось в негласно скоординированной ценовой политике именно на направлении Иркутск-Москва. Тарифы на пассажирские перелеты этого направления придерживались в едином ценовом диапазоне, что не было обусловлено объективными обстоятельствами, в разной степени влияющими на экономическую деятельность этих компаний.
Все четыре авиакомпании установили максимальные цены за билеты в столицу именно в Иркутске. Билеты этих же перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле. По результатам проверки Иркутское управление ФАС возбудило дело против авиаперевозчиков на маршрутах Иркутск-Москва-Иркутск.
В ноябре 2011 года в Бурятское управление федеральной антимонопольной службы поступило заявление о необоснованно высокой стоимости авиабилетов по маршруту Улан-Удэ-Москва. В ходе работы был обследован рынок регулярных авиаперевозок пассажиров по маршруту Улан-Удэ-Москва-Улан-Удэ.
В 2011 году авиаперевозки по этому маршруту осуществляли авиакомпании ОАО «АК «Трансаэро», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус». После расчета долей авиакомпаний на исследуемом рынке установлено, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь» имеет долю более 50 процентов. В связи с этим она включена в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Авиакомпания “Сибирь” совершает больше половины всех рейсов из Улан-Удэ
По результатам анализа Бурятского УФАС основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства не выявлены. Возможно причина в том, что в настоящее время антимонопольное законодательство не доработано - российскими законами не дается определения «монополии».
Куда и за сколько можно улететь из аэропорта “Байкал”?
Три года назад, в августе 2010 года, рейсы в Москву из Улан-Удэ и обратно выполняли три компании: «С7», «Трансаэро», «Якутия». Цена билета у «С7» была около 15 тыс. руб., у «Трансаэро» и «Якутия» около 20 тыс. руб. За три года цена на авиабилеты до Москвы у авиакомпании «С7» выросла на 53 процента, инфляция за тот же период времени составила 23 процента.
За три года цены на авиабилеты до Москвы выросли на 53 процента
Сводная таблица стоимости рейсов туда и обратно с расстоянием:
в тыс. рублей
Город | Москва | Якутск | Анталия | Бангкок | Хошимин |
Улан-Удэ | 23-30 (4418 км) | 60 (1758 км) | 38 (6030 км) | 65 (4284 км) | 66 (4545 км) |
Иркутск | 22-30 (4192 км) | 20 (1860 км) | 36-38 (5811 км) | 38 (4294 км) |
41 (4601 км) |
Источник: сайты «biletyplus.ru», «aviakassa.ru», «skyscanner.ru».
Цена на прямые рейсы Улан-Удэ-Москва-Улан-Удэ у «Уральских авиалиний» и «С7» одинакова и составляет около 23-30 тыс. рублей (аэропорт Домодедово). Цена на аналогичный маршрут в «Аэрофлоте» немного дороже - около 32 тыс. рублей (аэропорт Шереметьево).
Из Иркутска в Улан-Удэ и обратно дважды в неделю летает рейс авиакомпании «ИрАэро». Рейс выполняется на самолете Bombardier Canadair Regional Jet., билет стоит 2.5 тыс. рублей.
Улететь из Улан-Удэ в Якутск и обратно можно только на “проходящих” рейсах авиакомпаний «Уральские авиалинии» и «С7», цена на билеты одинаковая – около 60 тыс рублей. Прямые рейсы до Якутска летают из Иркутска, их выполняют авиакомпании «Якутия» и «С7». Цена билетов туда и обратно - около 20 тыс рублей.
Из Улан-Удэ по-прежнему не летают прямые рейсы до Якутска
Прямые авиарейсы Иркутск-Москва-Иркутск совершают: «Уральские авиалинии», «С7», «Аэрофлот» и «Ютэйр» в аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково. Цена примерно одинакова и составляет от 22 до 30 тыс рублей в зависимости от перевозчика.
Чартерные рейсы из аэропорта “Байкал” летают заграницу по трем направлениям: в Турцию, Таиланд и Вьетнам. Так, чартером «Аэрофлота» вы можете долететь до Анталии с пересадками. Обратно в Улан-Удэ рейсом турецкой авиакомпании «Atlasjet» за 38 тыс рублей. Тот же рейс из Иркутска обойдется вам на две тысячи дешевле. Перелет туда и обратно осуществляется «Аэрофлотом».
В Турцию, Таиланд и Вьетнам дешевле лететь из Иркутска
В Бангкок из столицы Бурятии опять же с пересадками летает «С7» и «Emirates». Перелет обойдется вам примерно в 65 тыс рублей. Те же перевозчики летают в столицу Вьетнама г. Хошимин с пересадками туда и обратно за 66 тыс рублей. Опять же дешевле лететь в Бангкок из Иркутска, годе за билеты на рейсы «С7» или «China Southern» с вас возьмут около 38 тыс рублей. Перелет Иркутск-Хошимин-Иркутск с теми же авиаперевозчиками не такой дешевый как до Бангкока и обратно, но все равно дешевле чем рейс Улан-Удэ-Бангкок -Улан-Удэ - около 41 тыс рублей.
Аналитик управляющей компании «Финам» Алексей Захаров уверен, что цену всегда определяет соотношение спроса и предложения. Так перевозчики и выбирают цены, чем выше цена билета, тем меньше наполняемость салона. Наравне с этим принципом на конечную цену билета также влияет себестоимость перевозки. Здесь самыми значимыми статьями расходов являются топливо (на него приходится около 30 процентов затрат) и аэропортовое обслуживание (20 процентов).
«И не забудьте добавить сюда комиссионные за продажу билетов, страховку, аэронавигационное обслуживание на маршруте, зарплату экипажа, лизинговые платежи, если самолёт взят в аренду, а также расходы на обслуживание и ремонт воздушного судна и много чего ещё», – перечисляет аналитик.
Самой открытой статьёй расходов можно считать тарифы «на земле», то есть то, что обычно авиакомпания платит аэропорту или другим организациям, работающим на его территории. Входит сюда практически всё: буксировка самолёта, подача трапа, уборка салона, обслуживание туалетов, бортовое питание, заправка самолёта питьевой водой, транспортировка багажа и целый список других услуг. У большинства крупных аэропортов расценки на них полностью открыты.
“Тариф за взлёт-посадку в Красноярске сейчас составляет 298 рублей за тонну максимального взлётного веса, в Иркутске – 421 рубль (для сравнения: в московском аэропорту «Внуково» – 154 рубля, а в Улан-Удэ – 510 рублей. – «Конкурент»),” – приводит разницу в ценах аналитик. Пользование аэровокзалом на внутренних авиалиниях в Иркутске сегодня одно из самых дешёвых – 36 рублей с пассажира. Для сравнения, в аэропорту Улан-Удэ авиакомпания заплатит за каждого пассажира уже 53 рубля, во Владивостоке – 98 рублей, в Москве («Внуково») – 45 рублей, в Екатеринбурге («Кольцово») – 50 рублей (источник: «Конкурент», март 2013).
Пользование аэровокзалом в Иркутске стоит 36 рублей на пассажира, в аэропорту Улан-Удэ - 53 рубля
По данным skyscanner.ru, в июне этого года лучшая цена билета из Улан-Удэ в Москву и обратно была 23.3 тыс рублей, из Иркутска в Москву и обратно можно было улететь дешевле - за 21.7 тыс рублей.