Три игры мужей
Середина лета — традиционное время для проведения тайлаганов и обоо, жертвоприношений духам-покровителям рода. У монголов и бурят к молениям на родовых культовых местах обычно приурочиваются состязания в стрельбе из лука, борьбе и конных скачках, известные как «Три игры мужей» («Эрын гурбан наадан»). Издревле считалось, что во время проведения обряда угощения и спортивно-увеселительных развлечений среди потомков незримо присутствовал их родовой предок, «хозяин местности» от расположения духа которого зависело благополучие рода.
М.Н.Хангалов относил происхождение «праздника стрельбы» - сурхарбана к мифической эпохе облавных охот зэгэтэ-аба. По его мнению, лето было временем проведения военно-охотничьих упражнений под руководством высших должностных лиц зэгэтэ-аба. Во время летних стоянок проводили торжественные религиозные церемонии, тайлганы, посвящения в шаманы, сопровождавшиеся шумными празднествами, пирами, состязаниями в стрельбе из лука, борьбе, конных скачках.
Как известно, прародительница «золотого рода» Чингисхана Алан-гоа происходила из хори-туматского племени. Ее отец Хорилартай мэргэн вследствие того, что в хори-туматской земле разгорелась борьба за охотничьи угодья, вынужден был выделиться в отдельный обок (род) Хорилар и перекочевать к Бурхан-халдуну. Основным занятием лесных народов, живших в горных и лесистых местах, была охота.
Скотоводству в хозяйстве лесных народов отводилась второстепенная роль. Охотничьим угодьям, служившим источником пропитания целого рода, придавалось огромное значение. Нередки были военные столкновения между представителями разных родов и племен за обладание лучшими землями. Поэтому каждый охотник родовой общины был потенциальным воином. Военные игры, состязания в силе и ловкости, в меткости при стрельбе из лука были важным элементом воспитания подрастающего поколения.
Как отмечает монгольский ученый Р.Галиндив: «Формирование протомонгольских военно-племенных союзов происходило на фоне яростной борьбы за обладание лучшими пастбищами и охотничьими угодьями. В то время молодые люди усердно обучались воинскому искусству, стремясь стать доблестными, храбрыми, верными властителю могучими баторами, ибо именно эти качества выше всего ценились в обществе. В древности народные празднества помимо пиров и увеселительных игр по обычаю включали в себя испытания военной силы. На праздники съезжалось множество доблестных мужей, мастерски владевших тремя искусствами, высокое же имя победителя-борца, отличившегося силой, ловкостью и знанием приемов искусного обмана противника, а также имя самого быстрого коня прославлялись на все племя».
Традиция проведения спортивных состязаний в Центральной Азии уходит в глубокую древность. Описывая повседневный быт хунну, китайский летописец сообщает, что последние «в скудное время упражняются в конном стрелянии из лука, а во время приволья веселятся и ни о чем не заботятся». Сяньбийские (монголоязычные) племена тоба, основавшие династию Северная Вэй, устраивали состязания в конной стрельбе из лука. Мишенью стрелкам служил серебряный кубок, который по окончании состязаний вручался победителю в качестве приза.
Большие всенародные празднества, сопровождавшие торжественные жертвоприношения отмечены у древних уйгуров: «При императоре Гао-цзу (471-499) пять гаоцзюйских кочевий, насчитывавшие несколько десятков тысяч человек, собрались вместе, чтобы совершить жертвоприношение Небу. На состоявшемся большом собрании они устраивали скачки лошадей, забивали жертвенный скот, ходили по кругу с песнями (ёохор? - Р.Д.) и наслаждались существовавшими обычаями». Любопытный вид состязаний в конной стрельбе из лука существовал у киданей: «В третий день третьей луны кидане вырезают из дерева изображения зайцев, делятся на две партии и, скача на лошадях, стреляют в них.
Партия, первой попавшая в цель, считается победительницей. Проигравшая партия слезает с коней и, стоя на коленях, подносит вино лицам из победившей партии, которые принимают чаши и пьют вино, сидя на лошадях. На севере этот праздник называют таоли хуа. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что таоли означает «заяц», а хуа – «стрелять». Известно, что кидане и нюйчжени увлекались игрой в конное поло. По крайней мере, три страны оспаривают право называться прародиной этой игры: Персия, Тибет и Китай эпохи поздней Хань. Поло достигло пика популярности в Китае в эпоху Тан. Китайское поло отличало от степных аналогов наличие двух ворот, в то время как, у киданей и нюйчженей всадники забивали мяч в одни ворота. Императоры династий Ляо и Цзинь были страстными игроками в поло и расценивали эту игру как военное упражнение. Подобное поло до сих пор можно увидеть на больших празднествах во Внутренней Монголии.
Многие исследователи, отмечая типологическую близость спортивной монгольской борьбы бoх барилдах и японской борьбы сумо, делают вывод о том, что монгольская земля является прародиной корейской сиррым и японской сумо. Китайские источники при описании хунну отмечают, что последние хорошо владели приемами борьбы. О некоторых особенностях стиля хуннской борьбы можно судить по изображениям на бронзовых поясах.
При дворе императора Тоба-Вэй существовала специальная «труппа» профессиональных борцов, которая выступала на борцовских матчах и принимала участие в охране императора.
У монгольских ханов было принято устраивать пиршества в честь рождения наследника, свадьбы, начала или успешного завершения военного похода, принесения жертвы знамени. Эти события сопровождались смотром боевой дружины и состязаниями в борьбе, стрельбе из лука и конных скачках.
Таким образом, мы видим, что бурят-монгольские Три игры мужей продолжают военно-спортивную традицию, унаследованную от древних кочевых народов Центральной Азии.
Фото: художник Зорикто Доржиев
В сюжете: игры трех мужейобрядыБурятияспорт