Семь минут китайского позора, которые не стали уроком для мира
Ужасная история, произошедшая три года назад в маленьком китайском городке и ставшая настоящим позором всего китайского народа, уже почти забыта. Неужели "китайская концепция Гуанси" незаметно охватила нашу планету?
Ужасная трагедия, потрясшая весь мир, произошла в Китае в 2011 году. Двухлетняя девочка была сбита машиной на оживленной торговой улице города Фошань провинции Гуандун. Водитель микроавтобуса, наехав на ребенка передними колесами и прекрасно понимая, что произошло, спокойно продолжил движение. Позже мимо тела маленькой девочки невозмутимо прошли несколько пешеходов и проехало несколько машин. Все отлично видели маленькое истекающее кровью тело и при этом даже не остановились. Несколько минут спустя по телу ребенка проехала еще одна машина.
За семь ужасных позорных для всего китайского народа минут, которые прошли до момента, когда кто-то все-таки поднял и перенес полуживое тело ребенка в кучу мусора, мимо прошли или проехали на автомобилях, бросив небрежные торопливые взгляды, 18 человек!
История Юэюэ — так звали погибшую девочку – благодаря записи с камер видеонаблюдения быстро разлетелась по просторам Интернета. Она разожгла волну негодования и отчаяния среди китайского народа, а также послужила толчком к попыткам самоанализа и переоценки ценностей.
Как и почему такое могло произойти? Эти вопросы задают себе многие жители Китая.
Действительно, почему? Больше десятка людей видели умирающего ребенка, и ни один даже не попытался помочь!
Среди пользователей Интернета сразу же возникло несколько “объяснений” произошедшего. Хотя, если задуматься, эти объяснения запутывают гораздо больше, чем объясняют. Psychology today приводит наиболее популярные объяснения произошедшего.
Классическое проявление “эффекта свидетеля”
Западные психологи, которых попросили прокомментировать происшествие, в большинстве своем описали ситуацию как классический пример “эффекта свидетеля”. Очевидцы, которые теоретически могли помочь, просто не чувствовали своей ответственности за ситуацию. Ими двигали классические убеждения – “кто-нибудь другой поможет”, “меня это не касается”.
Поведение свидетелей в данной ситуации схоже с поведением участников преступных банд. Как объясняет социальная психология, при совершении преступлений членами подобных групп движет убеждение – “я этого не делал, это сделали все мы вместе”. В итоге никто не чувствует на себе ответственности.
Авторы колонки New York Times, где китайская трагедия также получила освещение, предположили, что причиной такого безразличия могла стать вера китайцев в волю судьбы и нежелание вмешиваться в естественный ход жизни.
Гуанси (Gwonxi)
Гуаньси – это концепция, на основе которой уже длительное время ведется бизнес, а также строятся отношения в других сферах жизни китайского народа. Гуаньси – это нечто наподобие сети социальных контактов человека. Согласно концепции, человек оказывает всяческую помощь и поддержку представителям своей сети, на которые также может рассчитывать в случае необходимости и сам.
Китай — огромная страна с населением более 1,3 млрд. человек. Возможно, подобная концепция в качестве ориентира и не лишена смысла. Но какое влияние она оказывает на способность сопереживать другим, тем, кто за рамками вашего круга социальных контактов?
Юэюэ – девочка
Сложно сказать, видели ли невольные очевидцы трагедии пол ребенка. При этом есть все основания полагать, что будь на месте малышки Юэюэ мальчик, ситуация могла бы развиваться по-другому.
Ни для кого не секрет, что исторически в Китае предпочтение отдавалось мальчикам. Девочек рожать в Китае невыгодно экономически. Именно поэтому отказ от новорожденных девочек, детоубийство, так называемое “выборочное” прерывание беременности из-за пола будущего ребенка – это обычные факты из жизни Китая. Проблема усугубилась после принятия в 1979 году закона “одна семья – один ребенок”.
Китайские законы
По информации, представленной в одном из китайских изданий, водитель сбившего малышку автомобиля связался с ее отцом и предложил компенсацию за несчастный случай. Водитель изъявил свое желание понести ответственность за произошедшее. Он признался, что прекрасно понимал, что “посмертная компенсация” обойдется ему гораздо дешевле, чем остановка и попытка помочь.
Дело в том, что в Китае действует закон, по которому “спасатель” должен частично профинансировать счет за последующее медицинское обслуживание спасенного. Несложно понять, почему подобные законы быстро гасят запал альтруизма и сострадания тех, в ком они еще не потухли.
Безудержный расцвет материализма
Многие китайские блогеры и комментаторы обеспокоены тем, что “жажда материальных благ и богатства”, развивающаяся в людях вместе с развитием “китайской модели социальной рыночной экономики”, взяла верх над духовными ценностями и религиозно-этическими системами ценностей, типа конфуцианства.
Многочисленные экономические эксперты, а также другие комментаторы, увидевшие трагедию с девочкой именно через эту призму, пытаются ответить не на вопрос “почему это случилось?”, а на вопрос “как это изменить?”
Как видите, объяснений ужасному происшествию достаточно. Но может ли хотя бы одно оправдать случившуюся трагедию? Ответ очевиден. Так что есть смысл задуматься. Ведь, если не начать с себя, на месте Юэюэ может оказаться каждый из нас.
Фото: cbc.ca
В сюжете: сопереживаниетрагедиянаселение Китаянарод Китаядевочка