Алханай. Краткая история обители Чакрасамвары в Бурятии
Устная традиция говорит, что Алхана является одним из самых значительных тридцати трех святых для буддистов мест, по значимости занимает третье место после Поталы и горы Утайшань.
Малое гороо, ритуальный обход, занимает день (или как называют, впрочем, тоже неправильно, русские, ездящие в Тибет, - кора; на самом деле всё это попытки передать тибетское слово кхорло, "круг", "колесо"). Большой обход составит четыре дня пешего перехода и включает в себя восхождение на вершину Алханы - Алаг-хан. Алаг-хан - древнее название горы, от которого получил имя весь комплекс. "Алаг" означает "пёстрый", так как гольцы гор покрыты каменным лишайником, сверкающим на солнце яркими пятнами, отсюда и название Пестрый Владыка.
Эта вершина самая высокая в комплексе, горы которого имеют вулканическое происхождение. На вершине Алаг-хана сохранился вулканический кратер. Вершина Алханы (Алханайин орой) одна из самых высоких точек Забайкалья, во времена кочевой военной демократии она имела стратегическое военное значение. Говорят, что есть три великих хозяина местности: Хухэ уула, Хан-уула и Алаг-хан. Вершина Алаг-хана была пунктом постоянного дозора воинов Чингис-хана. Гора Алханай самая высокая точка этих мест и с вершины ее открывается обзор на много десятков километров вокруг. Застава на вершине Алханая позволяла за много километров обнаружить врагов Великой монгольской империи.
У российских ученых есть обоснованная исторически версия (с которой спорят монгольские ученые), что отец монгольских народов Чингисхан родился в долине реки Онон, которая протекает недалеко от национального парка Алханай. Все речки и ручейки, стекающие с его гор, впадают в Онон. На левом берегу реки, посреди степи есть памятники поклонения, связанные с именем великого хана.
Относительно этимологии названия горы существует и такое мнение, что это слово тибетского происхождения. В самом деле, велико искушение прочесть его как тибетское Лханэ (lha gnas) - место обитания богов. К тому же места эти были признаны обителью тантрического божества Чакрасамвары и дакинь его мандалы. Однако исторические факты о приходе буддийских проповедников, монахов-гелонгов и йогинов в Алхану только во второй половине XVIII века свидетельствуют не в пользу этого мнения - тогда гора уже имела своё название.
Анализ содержания письменного источника по истории культового комплекса не приводит к однозначному решению этого вопроса. В рукописном тексте "Легенда о горе, приумножающей добродетель - обители Шри Чакрасамвары" анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст написан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай-лама. В народе о нем говорят как о яркой, мощной, незаурядной личности, он был первым учителем знаменитого Агвана Доржиева.
В добуддийские времена на территории национального парка Алханай жили шаманы. Они и местные жители особенно почитали Храм Ворота – огромную скалу в форме арки. Под аркой могло одновременно пройти 6 навьюченных верблюдов. На внутренних стенах арки изображены рисунки первобытных людей – петроглифы.
В давние времена люди называли ее «скала с дырой». Когда местных жителей кусали бешеные собаки или волки, или люди чем-то заболевали, их проводили под аркой, и они излечивались. Так излечивали не только людей, но и домашний скот. Когда одолевали эпидемии и болезни, местные приходили к скале, приносили подаяния и молились о том, чтобы боги и духи им помогли. И они, видимо, помогали. Издавна в этих местах наблюдались не только целительные чудеса, но и различные сияния и свечения. Наверное, поэтому это место силы притягивало шаманов. В середине 19 века на Алханае практиковало до тридцати шаманов.
Именно в это время на священную гору пришел первый лама из Цугольского дацана – Шагдар Намнанай. Он стал медитировать недалеко от Храма Ворота. Местные жители построили ему домик и подкармливали его. Было это в 1859 году.
Домик ламы Шагдара Намнанай
Упомянутая выше рукопись об Алхане говорит, что "в год дерева, коровы, когда убаши Жигжид встретился с Сэ Римпоче Лобсан Даши Рабжа ламой и поклонился, в те времена в Алхане не было буддийских традиций, и в его окрестностях учение еще не было распространено. Сказал он, что очень много здесь шаманов и шаманок. Когда учение распространится здесь в средней степени, шаманы и шаманки исчезнут".Убаши Жигжид его называли, потому что он первым принёс в Бурятию полную тантру Дордже Джигджед (Ямантаки Ваджрабхайравы), но это случилось позже, уже после столкновения с шаманами.
История говорит, что шаманам соседство с ламой не нравилось, и они насылали на него разные проклятия и вредили ему всячески. Им удалось его выжить – Шагдар Намнанай ушел, но потом шаманы пожалели об этом. Из Алханая Намнанай пошел в Тибет, где набрался силы для борьбы с шаманами. Он встретил там учителя, который многому его научил. А когда лама уходил обратно, учитель подарил ему стрелу, обвязанную разноцветными ленточками (хадаками). Когда Шагдар Намнанай вернулся на Алханай, он воткнул эту стрелу в землю у Храма Ворот. Таким образом, он оградил эту землю от действий шаманов и провозгласил Алханай буддийской землей. Он позвал всех шаманов и объявил им, что это больше не их территория – теперь они должны уйти. Конечно, шаманы его не послушали и остались. Но жизнь их стала невыносимой – они не могли справиться с ламой, стали болеть и постепенно вынуждены были все уйти оттуда.
Он поставил на вершине горы Алханай обоо (место поклонения местному духу, хозяину горы), а под аркой Храма Ворота — буддийскую ступу и стал проводить обряды почитания, буддийские подношения, медитативные практики. Позже на Алханай приезжал Дечен гэгэн, Ринпоче (высший лама) и подтвердил, что это не простое место, а тут обитает Идам Чакрасамвара (буддийское божество, одно из воплощений Будды) с защитниками и дакинями (женскими духами, носителями тайных учений). Он это доказал поведя несколько медитативных практик. Так же он установил, что многие скалы в Алханае священны и в каждой живет какое-нибудь божество. На Алханай приезжали и другие гэгэны – Туган Ринпоче и Сэ Римпоче. Они тоже подтвердили своими медитативными практиками и буддийскими ритуалами, что Алханай – это благодатная земля, дом йидама Чакрасамвары. Вблизи Храма Ворот обнаружили пещеру Божества Дэмчог (Чакрасамвары). И у этого места стали постоянно проводить хурал, молебен. В 1911 году Жимба Жамгарсан гэгэн, посетив Алханай, подтвердил это. Еще он определил, что в скалах вокруг Храма Ворот живут дакини Ваджравараха (Юм Падма Доржин орон), Ваджрайогини (Наро Хажод), что вход в пещеру Чакрасамвары охраняют дакини Симхамукха и многие другие. С тех пор появлялись целебные источники, обнаруживались обители разных божеств, и все великие ламы, посещавшие Алханай продолжали подтверждать, что Аханай – обитель Идама Чакрасамвары.
Далай-лама 14-й в ходе визита на Алханай. 1991 год. В то время в Забайкалье шли проливные дожди,
реки были полноводны, на дорогах было много грязи. А в день приезда Далай-ламы в Агинское
дожди прекратились, воцарилась солнечная погода, которая все 6 дней держалась почти без осадков.
Горный комплекс насчитывает тринадцать вершин, каждая из которых имеет свое название, а некоторые считаются дворцом-обителью какого-либо божества: Дэмчог-сумэ (то есть храм Чакрасамвары), Наро Кхажод (Ваджрайогини), Сэндонгма (Симхамукха), Намсарай (Кубера), Палден Лхамо, Падмасамбхавы, Аюши (Амитаюс) и т.д.
В этой местности существует ряд источников, каждый из которых, согласно поверьям, излечивает различные органы человеческого организма. Как показали химические исследования, воды источников содержат радон, золото, серебро и прочие минералы и редкие элементы. Сами горы, вулканического происхождения, богаты залежами полезных и редких ископаемых.