Как воспитать истинного бурят - монгола
АРД совместно с Сайтом бурятского народа начинает проект под названием: "Все, что волнует бурят - монгола".
На легендарном СБН, история которого уже тянется на протяжении 15 лет, обсуждаются весьма интересные и часто специфичные вещи, касающиеся жизни бурят-монголов. Мы не можем пройти мимо самых интересных высказываний из форумов СБН.
Человек начинается с детства, говорили Бурят-монголы. И процесс воспитания начинался чуть ли не с самого рождения. Женщины носили детей не в двух руках, как принято сейчас, по-европейски, а «наклонивши свой стан, выставляют правое бедро вперед, на которое верхом сажают ребенка, рукою придерживая дитя за ягодицы».
Малютки крепко держались ручонками за одежду матери и, насколько им позволяли силы, сжимали ножки. Бурятки никогда не пеленали детей. Мальчиков учили ездить верхом с трехлетнего возраста, в 5-6 лет они уже были полноценными помощниками своих родителей или старших родственников, пасли скот, сопровождали взрослых на охоте, а к 12 становились лихими наездниками.
Жизнь кочевников сама по себе является суровой, даже нойоны и тайши – элита общества – не имели возможности вырасти изнеженными. В то же время отношение к детям красиво передается в монгольской пословице: «бичихан хүүхэд – бурханда адли» – маленькие дети подобны Богу. Имелось в виду, что они безгрешны и им нельзя говорить неправду, обманывать.
Скот – основное богатство кочевников, легко отчуждаемое имущество. И мальчиков с детства учили не только пасти, но и охранять скот, читать следы. Для степняков кража лошадей была одним из опасных, но и излюбленных занятий, в которых они могли показать свою сноровку и удаль в мирное время. Поэтому лошадей и скот в целом охраняли очень бдительно, по сути, каждая кража лошадей становилась небольшой войсковой операцией.
В старину большую роль в воспитании воинов играла облавная охота. В ней могли участвовать тысячи воинов, причем наравне со взрослыми участвовали и подростки. Такая охота длилась иногда несколько месяцев. Фактически это была крупная войсковая операция. Её смысл заключался в том, что сначала все участвующие в охоте создавали огромный круг, затем, постепенно сжимаясь, как бы запирали зверей в этом круге.
Горе было тому воину (даже если это несовершеннолетний юноша), который выпускал зверя. Участвуя в облавной охоте, подростки учились строжайшей дисциплине, выносливости, координации во времени и пространстве. Успех охоты зависел от синхронности действий участников, за ней следили строжайшим образом. Существовала целая система знаков – команд. Противники монголов, не раз поражались умению наших предков действовать в бою синхронно и слаженно как один человек. Думаю, что участие в подобной охоте для молодых людей было чем-то вроде обряда инициации.
Цаган Сар для всего монголоязычного мира был и остается самым долгожданным и радостным праздником.
Ещё одной важной чертой воспитания было умение контролировать свои отрицательные эмоции и чувства, такие как печаль, скорбь, страх, боль. Простой вздох считался грехом. Что интересно, бурят-монголки не кричали даже во время родов. Суровые условия не позволяли нашим предкам даже на короткий промежуток времени быть пессимистами, поддаваться душевной или физической боли. Кроме того, умение контролировать отрицательные эмоции позволяло тренировать и накапливать духовную силу.
Стратегическую роль в воспитании подрастающего поколения играло устное народное творчество.
Буряты всячески поощряли тягу подрастающего поколения к знаниям и справедливо считали, что юноша, познавший разные страны, мудрее старика всю жизнь прожившего на одном месте. Случаи, когда родители влезают в долги, продают скот и дома для того, чтобы найти средства на обучение детей, нередки и по сей день. Дети, воспитываясь в такой среде, охотно осваивали знания и оправдывали надежды родителей.
Бурятское воспитание немыслимо без уважительного отношения к старшим. Считалось, что нагрубить старшему по возрасту, всё одно, что нагрубить родителям. Когда старший или гость собирался в путь, молодые готовили его в дорогу и седлали коня. Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в юрту и не садился. Младшие не вступали в разговоры взрослых. В торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту, а потом – остальные. Младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос.
С детства детей приучали особой культуре благодарения. «Сделав добро – забудь о нем, получив добро – обязательно отблагодари».
В суровых условия степи одним из основных законов выживания был – «помоги ближнему!». Буряты всегда бескорыстно оказывали помощь попавшим в беду, даже если это были незнакомые люди, иноверцы или иноземцы. Любой Монгол знал: в пути он может смело рассчитывать на помощь людей.
Отдельно нужно сказать об употреблении мата. Существует мнение, что мат это закодированное проклятье и матерящийся заклинает самого себя и своих близких на беды.
Испокон веков у всех народов одним из основных принципов воспитания был собственный пример. Наши предки глубоко осознавали насколько ответственна миссия родителей, ведь ребенок на подсознательном уровне всегда старается подражать им. Поэтому взаимоотношения между членами семьи основывались на глубоком взаимном уважении. Отец был признанным главой семейства, жена всегда всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последним, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети обращались к отцу всегда уважительно на Вы.
Таким образом, дети воспитывались в высоконравственных семьях, где мужчины олицетворяли истинно мужское начало, а женщины истинно женское и, естественно, старались быть похожими на своих родителей. Мальчики, получали, как и подобает будущим воинам суровое воспитание, с малолетства они вовсю помогали отцу: следили за скотом, помогали в охоте, постигали боевое искусство, развивали закалку и выносливость. Девочек, наоборот, холили и лелеяли, но и неженок из них не делали. С раннего детства девочки помогали матери по хозяйству. К 13-14 годам они уже могли делать всё, что должна уметь взрослая женщина.
В целом, система воспитания у Бурят-Монголов отличалась суровостью и строгостью, дети с раннего детства учились отвечать за свои поступки и уметь находить выход из любой сложной жизненной ситуации, в т.ч. и экстремальной. Для этого их развивали как интеллектуально, так и духовно (нравственно), и физически, благодаря чему мы сохранились как нация и не затерялись в Истории.
Народная культура Бурят-Монголов напрочь отвергала подлость, стяжательство, воровство, мошенничество, предательство. Уважением пользовались люди, обладающие следующими чертами: честность, открытость, порядочность, верность данному слову, отвага, удальство, выносливость, умеренность, стойкость к страданиям, оптимизм.
В сюжете: БурятияМонголиявоспитаниедетитрадиция