Восхождение самурая – Мори (так его зовут друзья)
Летом 2012 года театральную общественность Москвы взбудоражило известие – Морихиро Ивата – японская звезда русского классического балета решил закончить карьеру танцовщика. Не успела остыть эта новость, как СМИ запестрели новыми сообщениями: гениальный японец согласился возглавить балетную труппу Бурятского академического театра оперы и балета имени Гомбо Цыдынжапова. Его ждёт Улан-Удэ, как когда-то ждала Москва. И он показал класс, вернувшись в балет в столице Бурятии.
Приближая мечту
Путь Морихиро Ивата в Большой театр был довольно долгим, но он не был случайным. Ведь первые уроки балета Морихиро-сан получил у своего отца Коуичи Ивата, который в молодости постигал азы балетного искусства у прославленных русских педагогов Алексея Варламова и Суламифи Мессерер. Именно Коуичи-сан привил маленькому Морихиро любовь к русскому балетному искусству. С раннего детства мальчик с восторгом смотрел балеты с Барышниковым, Васильевым и Соловьевым. Он и сегодня с восхищением говорит о них, не скрывая свои творческие предпочтения. С неменьшей теплотой и благодарностью Морихиро-сан вспоминает мудрость отца, предоставившего ему свободу, которая основывалась на абсолютном и искреннем доверии. Конечно же, отеческое доверие не было случайным, оно было предопределено личностью маленького танцовщика. Даже будучи совсем юным, Морихиро Ивата обладал сильным характером, большой, даже для японца, работоспособностью и удивительной целеустремлённостью. Именно эти качества и станут основой его будущего успеха. А ещё умение мечтать и превращать свои мечты в реальность.
Самой большой мечтой для Морихиро Ивата, в 17 лет получившего первое профессиональное признание, была сцена Большого театра в Москве. Победа на Всеяпонском конкурсе не вскружила танцовщику голову, а лишь подтвердила его убеждение, только терпение и труд – главные спутники мечты, превращающейся в реальность. Именно с этого момента и начинается восхождение Морихиро Ивата к его славе. Первая ступенька – Советский балетный институт в Токио, куда Морихиро поступает в 1989 году. Но уже через год его педагоги-хореографы понимают, Морихиро должен учиться в Москве. Однако, их рекомендация не аргумент, для сотрудников советского посольства, получить визу оказалось не так-то и просто. И опять терпение и упорство помогают молодому японцу убедить всех. В 1990 году получив самую главную визу в своей жизни, Морихиро Ивата приезжает в Москву и становится первым, в истории токийского балетного института, студентом-стажёром Московского академического хореографического училища. Полтора года с раннего утра и до позднего вечера занимается он в классе Александра Ивановича Бондаренко, одного из лучших мужских педагогов училища. А по училищу ходят легенды о феноменальной работоспособности Морихиро. Даже, когда его однокашники разъезжаются на каникулы, он встаёт к станку и работает до седьмого пота. Непрерывные и упорные занятия не могут не увенчаться заслуженными результатами.
В 1992 году Морихиро Ивата, к тому времени уже солист театра «Русский балет», принимает участие во Всероссийском конкурсе артистов балета «Арабеск-92» в Перми, где получает Гран-При и Премию Михаила Барышникова. Это становится не только ещё одной ступенью в восхождении, но и признанием уникальности таланта танцовщика – в течение последующих 18 лет на этом конкурсе Гран-при не удостаивался никто. Спустя год, новая победа – первое место и Золотая медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Москве. Совсем немного отделяет его от заветной мечты, но необходимо по-прежнему упорно работать. Морихиро Ивата работает, каждый день одерживая свои маленькие и большие победы. И вот она сцена Большого театра! В 1995 году Морихиро Ивата приглашают на стажировку в Большой. И уже через год, благодаря своему упорству и целеустремлённости, он – солист балета ГАБТа.
«Большой» японец в Большом театре
Природа не наделила Морихиро Ивата данными сказочного принца, он воин – настоящий самурай. Фантастические прыжки и фирменные вращения танцовщика, вскоре позволяют сделать вывод: такого идеально точного, виртуозного и вдохновенного героя-солиста сцена Большого театра не знала давно. Артист одинаково талантлив в классических и характерных партиях. Очень быстро он становится самым лучшим Шутом Большого театра. Разные варианты Шута Морихиро исполняет в «Ромео и Джульетте», «Лебедином озере» и «Легенде о любви». А в «Фантазии на тему Казановы», поставленной на музыку Моцарта его Шут, следуя европейской традиции, превращается в Арлекина. Кроме этого среди ярких образов, созданных Морихиро Ивата в эти годы: Золотой божок в классической «Баядерке» Мариуса Петипа, Огненный наездник в «Половецких плясках» в опере «Князь Игорь», Конёк Горбунок и Чиполлино в одноимённых балетах.
В 1997 году, уже в качестве солиста балета Большого театра Морихиро Ивата приезжает на гастроли на родину. Восторг его японских поклонников просто безграничен. Уж, кто-кто, а японцы прекрасно разбираются в качестве танца, понимают, что такое совершенная гармония. Своё признание соотечественники выражают в присуждении танцовщику премий «Мурамацу» и «Данс-Магазин». Именно в это время Морихиро-сан понимает необходимость подведения итогов проделанной творческой работы. Он решает объединить её результаты в единое целое и представить на суд любителям балета. Так приходит мысль о творческом вечере, который был представлен в 1999 году в Перми и Челябинске. Определённой вехой в творческой судьбе танцовщика становится 2000 год – Морихиро оканчивает ГИТИС, в который он поступил в 1992 году, и принимает участие в «Фестивале Баланчина – Чабукиани» в Тбилиси, где получает «Гран-При» и Премию лучшему хореографу. В Перми и Москве, в рамках второго творческого вечера, представлен его новый проект «Восхождение на Фудзияму».
От танцовщика – к хореографу
В 1992 году Морихиро Ивата поступает на балетмейстерское отделение ГИТИС. Казалось бы, зачем? Его будущее определено – впереди успешная сольная карьера, но молодой талантливый танцовщик думает о дальнейшем продвижении в профессии. И вновь он учится и постигает азы уже другого мастерства. Его выбор как всегда осознанный и оправданный. Сегодня постановочные работы Морихиро Ивата занимают главное место в его творческой жизни. А когда-то все начиналось с малого. Сначала он делал небольшие концертные номера, в основном по просьбам друзей, собирающихся выступить на балетном конкурсе, но постепенно, с приходом опыта, захотелось осуществить большой проект. И тут, как нельзя вовремя, ему предлагают принять участие в «Мастерской молодых хореографов», проводимой в Большом театре. Для Морихиро это был великолепный шанс выступить в качестве балетмейстера и показать свою работу. Очень трудным был выбор сюжета и долгим сам процесс постановки балета «Тамаши», можно сказать, что спектакль «рождался в муках», но когда состоялась его премьера, в зале не осталось ни одного равнодушного зрителя, все почувствовали, что такое японский Дух – Тамаши. В этом спектакле Морихиро раскрывает русскому зрителю свою душу, объясняет языком хореографии, что такое «честь», «долг», «самопожертвование», что значит быть Человеком с большой буквы и что такое «патриотизм» в понимании японца...
\
Японский акцент бурятского балета
Именно балет «Тамаши» стал первым авторским проектом Морихиро Ивата на сцене бурятского театра. В основе этого хореографического произведения лежит древняя японская легенда. Жители затерянного в океане острова становятся жертвами извержения вулкана. Для того чтобы на землю снова вернулась жизнь, необходимо вмешательство богини Аматэрасу, вызвать которую может лишь мудрый старец, принеся в жертву души пяти самураев, не знающих страха. Каждый из пяти молодых воинов олицетворяет одну из энергетических сил. Дракон – мощь, Тигр – бесстрашие, Журавль – величавое спокойствие, Леопард – ловкость, Змея – мудрость. Для того чтобы спасти мир от разрушения, они отдают свою жизненную энергию – Душу и погибают. Но богиня Аматэрасу не только «дает Природе проснуться», но и покорённая самоотверженностью самураев, возвращает их жизни.
Балет «Тамаши», жанр которого сам постановщик определил, как «классический балет японского стиля, опирающийся на традиции Большого театра – совместный творческий проект Морихиро Ивата и его супруги Ольги, написавшей либретто. Его особенностью является барабанная музыка японской группы «Кодо». Невероятный ритм барабанов-тайко и экспрессивные танцы создают у зрителя ощущение присутствия в центре древнего ритуала. При этом «Тамаши» – это современный балет, с высоким уровнем классической техники, сочетающий богатый арсенал прыжков и движений свободной пластики с характерными движениями рук японских самураев.
У бурятского балета есть будущее
Морихиро Ивата – приверженец классики. Возглавив в сентябре 2012 года балетную труппу бурятского театра, Морихиро-сан приступил к формированию классического репертуара достойного академического театра. Сегодня в театр уже возвращены «Дон Кихот» Минкуса и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева. В планах восстановление спектаклей «Спящая красавица», «Баядерка», «Раймонда», «Корсар». С большим успехом в ноябре 2013 года прошёл III Международный фестиваль балета имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева. Но самое главное, в театре возник союз единомышленников. Артисты балета оценили не только мастерство своего художественного руководителя, но и его веру в их творческие и профессиональные возможности. Морихиро Ивата уверен:
У бурятского балета есть будущее.
Отвечая на вопрос, будет ли когда-нибудь в Бурятии вторая Сахьянова, Морихиро-сан не сомневается: возможно всё. Главное, создать среду. Безусловно, артисту необходимы талант, огромное трудолюбие, но его восхождение к вершинам исполнительского мастерства и славы зависят от многого, в том числе от любви и восхищения зрителя. Искренность, уверенность и ответственность Марихиро Ивата не оставляют сомнений, о бурятском балете ещё будут говорить восторженно, нужно только объединить усилия и чуть-чуть подождать.
Фото: Сергей Тарасенко,Олег Найденышев, Евгений Печкин,Евгений Хамаганов, автора
В сюжете: БурятияБурятский театр оперы и балетаМорихиро Ивата