Ононский сейм: реформы Чингисхана изменили ход мировой истории
Восемь веков тому назад, в год Тигра, соответствующий христианскому 1206 году, на берегу Онона был созван Великий хурал, знаменовавший создание Монгольской империи. Завершилась длительная война в монгольской степи.
Провозглашение реформ Чингисхана
Оставшиеся в живых аристократы и полководцы разных племен, почтенные старцы из рода Чингисхана прибыли на сейм, где вторично возвели его уже не на шаткий трон малочисленной пестрой группировки, а на трон великой монгольской державы. Сейм 1206 года подтвердил за ним принятый еще на Хурале 1182 года титул Чингисхан. Так была произведена формальная легитимация Тэмуджина в качестве правителя основных монголоязычных степных этносов. Но главное значение Ононского хурала года Тигра, конечно, было не в этом.
После объединения племен и завоевания фактической власти формальные процедуры оказывались лишь символом, пусть и исключительно важным. Деянием же, свершенным на Ононском хурале, которое повернуло ход мировой истории, стало провозглашение реформ Чингисхана.
Правитель кочевнической державы провозгласил организацию десятичной системы не только в армии, как прежде, но и в государстве. Весь разноплеменной народ подвергался учету и разверстке по десяткам, сотням, тысячам и тумэнам. Прежняя родоплеменная структура теряла актуальность, отступала в область некоторых обрядов, и в отношении некоторых этносов почти исчезала. Теперь любую семью (группу семей) из некогда существовавшего племени в любой момент могли поднять с места, отправить далеко под власть другого нойона-тысячника, включить на новом месте в новый десяток, в новую сотню и т.д.
Названия племен оставались формальными напоминаниями о былом. Лишь как особой милости удостаивались права собрать свое племя и сохранить его соратники Чингисхана. Таковое было даровано баяутам, баргутам, некоторым другим. Другой участи подверглись многочисленные татары, кэрэиты, мэркиты, которых велено было «раздать всех до единого в разные стороны». Хори-туматы поначалу были включены в ойратское объединение, где позднее составили несколько крупных этнических групп, но, по крайней мере, еще одна основная группа хори своего внутреннего единства и самосознания до конца так и не потеряла, позднее вернувшись в Бурятию.
Военная структура как государственное устройство
Распространение военной структуры на весь народ (нацию – по выражению Г.В. Вернадского), внедрение ее в качестве структуры государства многократно повысило управляемость, дисциплину, учет, систему фиска и многое другое. Повышалась и мобильность кочевников для срочной военной мобилизации, спасения от стихийных бедствий, сбора налогов, и в то же время повышалась стабильность, сплоченность монголов как единой нации.
Снижались риски усиления аристократической оппозиции: князья, главы родов и племен оттеснялись на уровень традиционных ритуалов. Их роль в военном и государственном строительстве становилась прямо пропорциональной реальным достоинствам, а не древности родословных. Появлялась возможность выдвижения на высокие посты незнатных, но талантливых монголов. На берегу Онона сам император серией своих указов и назначений эту возможность продемонстрировал в полной мере.
На Ононском хурале Чингисхан провозгласил Великую Ясу, свод законов, обязательный для монголов. Многое в Ясе было взято из прошлого, но главное, свод упорядочивал обычаи разных племен.
Ночная гвардия Хэбтэул
Там же, на сейме 1206 года, Чингисхан награждал своих соратников, вершил судьбы некоторых племен, реорганизовал гвардию и тайную полицию. В гвардии теперь стало тысяча хорчинов-стрелков, тысяча багатуров-латников, до семи тысяч была увеличена численность так называемой Дневной гвардии Турхауд. При этом латники объединялись с турхаудами, тем самым общее число Дневной гвардии составило восемь тысяч. Отборные гвардейские стрелки-хорчины были введены в структуру Ночной гвардии Хэбтэул.
Сами же хэбтэулы были пополнены сначала до восьмисот, затем – до тысячи. Таинственная Ночная гвардия наделялась функциями охраны, и, кроме того, ей поручался надзор за продовольствием хаганской ставки, надзор за ее кочевками, что, впрочем, также было связано с охраной высших лиц империи от покушений. Хэбтэулы вводились в органы контроля за арсеналом, им же доверялось присматривать за ханскими и княжескими женами и придворными дамами, за знаменами чести, а также – за табунами, скотом и транспортными средствами Ставки.
Что самое примечательное, хэбтэулы вводились в судебный орган Зарго в качестве помощников судей. И они же получали право иногда самостоятельно вести следственные мероприятия, а в особых случаях – даже исполнять наказание на месте. Несанкционированное наблюдение, иной сбор сведений о хэбтэулах был строжайше запрещен. Ночная гвардия становилась полноценной и очень привилегированной спецслужбой Монгольской империи, опорой Хагана.
В гвардию набирались отборные воины из тысяч, а также сыновья сотников и десятников. Юноши, поступающие в гвардию, в основном, происходили из среды офицерства, но не аристократической элиты. Хаган, тем самым, опирался в лице этих юношей на костяк имперской армии, а армия – на Хагана. Сыновья офицеров постоянно находились при особе правителя, становясь живым щитом и гарантией от военных мятежей.
По заветам Чингисхана
В совокупности своей реформы 1206 года монголы создали уникальную систему, многие элементы которой сегодня являются непременными атрибутами государства. Ононский хурал узаконил создание совершенных по тем временам механизмов управления самыми воинственными этносами Евразии.
Кочевники, объединенные законами сейма года Тигра, получили собственную альтернативу развития своей цивилизации. Монголы, руководствуясь положениями сейма и заветами Чингисхана, повели невиданную в истории борьбу, доказывая миру и времени эффективность своей модели государства и общества.
Воины и интеллектуалы, взращенные в духе уложений 1206 года, на века вперед определили облик политической и этнической карты центрального пояса Евразии. Они надолго сумели отодвинуть от своих границ внешние угрозы и внушить миру уважение к своему потенциалу. Значение же Ононского хурала для осознания монголами своего единства, общности своих политических интересов и культурных приоритетов сохраняется и поныне.
В сюжете: ононский сейм