Особенности бурят-шаманистов или шок для "белого человека"
Мы относимся к этому как к само собой разумеющемуся. Однако, с точки зрения "белого человека" мы выглядим варварами.
Практика кровавых жертвоприношений для бурят-шаманистов не является чем-то экзотическим. Мы с детства привыкли, что на тайлаган забивают барана, а если большой тайлаган – коня. Потом определенные части барана сжигаются, что-то съедается, женщины чистят “дотор” (т.е. кишки барана), заливают в них кровь и получается вкуснейшая колбаса. Дети подбегают к разделанной туше, вынимают из нее дымящуюся, сырую печень, тут же ее режут и поедают, закусывая луком и черным хлебом. Вся эта картина, обыденная для любого бурята, для “белого человека” может обернуться культурным шоком. Как в фильме Никиты Михалкова “Урга”, где героя Владимира Гостюхина стошнило при виде разделывания барана по-монгольски.
“Урга-территория любви”, кадр из фильма
Определенный культурный шок испытал и один из собеседников Цыбена Жамцарано, некий Толмачев, друг и товарищ Цэвээн-гуай по семинарии:
Вот, братец мой, страшно-то было … Как-то противно было смотреть, прямо-таки отвратительно. Прихожу на этот тайлган: (жертвоприношение)[i]: собралось много бурят, так человек с 30 будет. Больше всего бурят, менее всего буряток. Вижу несколько стариков, человек 5-6, стоят и выплескивают время от времени тарасун с покрикиванием: «Сок, сок!» Что значит «сок»[ii], не знаю.
Должно быть, своего бога поят. А возле, тут же держат лошадь. Наконец, перестали выплескивать тарасун. Тогда несколько сильных бурят опрокинули лошадь, связали ноги, передние вместе, задние тоже вместе, а за концы веревок стали тянуть по 10 человек. Передние вперед, задние назад. Да видно, что ей тяжело. Глаза таращит, шею гнет кверху. Тяжело, с трудом дышит. Но это еще ничего. Я стою и смотрю, что будут делать. Один бурят засучил рукава, взял большой нож и распорол ей живот, там, где мечевидный отросток, да распорол … да запустил туда руку … Вот страшно-то было … А лошадь как завизжит так: «Ввы..!» Зубы оскалила, глаза ужасные. Бурят вынул руку - она вся в крови. Говорили, что отрывают сердце. Вот отвратительно-то где! А лошадь так жалко, так жалко было. Она медленно умерла, издохла… Как только вынул руку, те перестали тянуть за ноги. Подрыгала не особенно долго. Я убежал, не дождавшись конца … <Вот, братец мой, как наяву вижу теперь перед собой эту лошадь>.
[i] Тайлган (тайлаган) - сезонные жертвоприношения духам - хозяевам местности, устраивавшиеся определенным родом или союзом родов.
[ii] Сок - сooг! - восклицание шамана после каждого фрагмента призывания духа, имеющий смысл «принимай призыв, молитву, жертвоприношение!» (Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. - Новосибирск, 1980. - С. 68).