"Буряты местные грубы и недоверчиво скрытны"
Полевые дневники Цыбена Жамцарано об его поездке в сторону Усть-Орды.
Ранее – “Особенности бурят-шаманистов, или шок для “белого человека”, “Цыбен Жамцарано в гостях у аларских бурят”, “Полевые дневники Цыбена Жамцарано, часть 2”, “Цыбен Жамцарано – купил револьвер”.
Необходимое предисловие автора АРД Евгения Хамаганова: Буряты на западной стороне Байкала по-прежнему строят “юрты”. Бурятское название их – “hэеы гэр”. Правда, в основном ограничиваются четырехстенками с земляным полом, и эта “юрта” называется обычно “булгааhан”, то есть кладовая, так как в ней никто не живет, а используется она обычно в качестве летней кухни. Впрочем, сейчас вновь входят в моду “hэеы гэр”, их строят для разных целей – кто для жилья, как мой дядя, кто – в качестве кафе и банкетных залов. В отличие от бурят восточных, западные почти не жили в войлочных “юртах”, это обусловлено природно-климатическими особенностями, так как зимой в долинах Западной Бурятии часто бывает погода ниже 40 градусов мороза, и выжить в войлочной юрте довольно сложно. В деревнях до сих пор встречаются “юрты” с черными от копоти потолками, в углах высятся полусгнившие от времени сундуки, обитые ржавым железом. Впрочем, когда я пас коров близ деревни, часто натыкался на остовы тех восмьистенных “hэеы гэр”.
20 июля. Выехал в Иркутск, чтоб ехать дальше к бурятам, кудинским, верхоленским и ольхонским.
21 июля. Выехал из города в Куду на почтовых по Якутскому тракту. До Михайлова, моего знакомого, 2 станции: Хомутовка и Жердовка. С Жердовки взял почтовую пару до Усть-Орды, но с полпути повернул в улус Михайлова. Его улус отстоит на полторы или одну версту от тракта.
<Все буряты имеют летники и зимники. В летниках - юрты, в зимниках - дома>. Приезжаю к богатому дому. По всему видно, что хозяин состоятелен и любит украшать свое жилище. Во дворе несколько деревянных юрт восьмистенных. Двери - к югу. В улусе всего около 19 юрт. Здесь в Кудинском ведомстве улусов много и отстоят друг от друга на 200 и более сажен. Все имеют восьмистенные юрты, <юрты крыты сверх досок землею, которая обросла зеленью и цветами>. Выглядят уютными, удобными. Везде чистый воздух, выйдешь из юрты - прямо пред тобой чистая, мягкая зелень. Скотину держат позади <на северной стороне> юрт.
Дома хозяев не оказалось. Уехали в Забайкалье - хозяйка лечится, хозяин Андрей Михайлович Михайлов с единственным сыном Василием, весной окончившим <Иркутскую гимназию>, уехал в Гусиноозерский дацан <помолиться и> посмотреть на Цам. Дома осталась прислуга да мамушка хозяйки. Встретили меня довольно холодно. Сразу видно было, что нет хозяев. Ни бурятского обеда, ни ужина не дали. Когда же я попросил, дали омуля, но я не мог есть.
23 июля. Поехал в село Усть-Орда. Дорогой завернул в Абаганатскую управу. Встретил знакомого письмоводителя К., <русского>. Разговорились. Он пригласил завтракать. Я с удовольствием согласился, тем более что я вторые сутки ничего, кроме булок, не кушал. <Мой собеседник, человек уже пожилой, коренной сибиряк, проведший большую часть жизни среди> бурят, выразился мне о них довольно безотрадно: «Вымирают, страшно вымирают. Есть воры, они никого не стыдятся. На глазах угоняют скотину. Что не осуждается, мало наказаний. Попадется - заплатит и только». Здесь по десятой, т.е. 1858-1860 г., ревизии было 1528 душ мужского пола, а теперь, в 1903 г., - 1077 душ стало. Так пожалуй, скоро все вымрут. Шаманство все гадит. Ничему хорошему не учит. Сколько жертв, сколько попойки… Прямо-таки спиваются. Здесь все есть: и сифилис, и чахотка, и оспа, и воровство, и обманы - все, как есть все. Только хорошего нет. При тайшах буряты боялись. Да и кабаков не было, не смели открывать - не имели права». Я спросил его, «И как он думает, лучше ли стало бурятам после упразднения Думы или же хуже?» - «Конечно, хуже. В этом не может быть сомнения. Можете удостовериться, поройтесь в думских делах и в теперешних управских». Однако я не решился рыться в делах…
Буряты здешние предпочитают держать вольных учителей, нежели отдавать детей в школы. Почти все говорят по-русски, потому что живут почти смешанно с русскими. Довольно грубы и недоверчиво скрытны, мало знают правил приличия. Поехал дальше в Усть-Орду. Меня встретила молодуха - овдовевшая невестка В.А. Михайлова, моего хозяина.
Здесь же жил Андриан Хийтеев, служащий на винном складе Михайлова. Он участливо отнесся к моему делу, послал за сказочником, но тот отказался и уехал на работу. Очень каюсь, что выехал так поздно. Худо, худо … Нужно заметить, что в Иркутской губернии буряты, будучи шаманистами или крещеными, держат винокуренные заводы. Они еще не знают, что такое нyгэл - грех, зло и буян - добро или нравственность.
Раз вечером сидели во дворе Михайлова. Пролетела летучая мышь. Бурят, сидевший тут, схватил березку и пошел воевать. Кое-как остановили его. «Ничего нет худого, когда убиваешь животное» (Амита алхада юyнэй муу байхан), - говорят они. Скоро ли проникнет везде святое учение Будды.
Познакомился в <Усть-Орде> с головой Хобитуевым. Человек еще молодой, задумчивый. Но трудно отгадать, о чем он думает. Пришли еще двое - выборный, он же казначей, и староста. Оба тоже молодые люди. Симпатичные, особенно первый; он был задумчив и молчалив, но когда разговор зашел о пьянстве, болезнях и вымирании бурят, оживился, сразу засверкали глаза и стал жаловаться, что у них нет согласия, нет инициаторов, что буряты здешние подозрительны друг к другу, особенно бедные к богатым. Все жаловались, что у них нет образованных лиц, которые бы защищали их интересы.
В сюжете: БурятияУсть - Ордабурятыбурят-монголы