Жена стоила, как два рояля
В начале XX века многие буряты, чтобы не платить огромную сумму калыма, были вынуждены принимать православие.
Ранее – “Буряты местные грубы и недоверчиво скрытны”, “Особенности бурят-шаманистов, или шок для “белого человека”, “Цыбен Жамцарано в гостях у аларских бурят”, “Полевые дневники Цыбена Жамцарано, часть 2”, “Цыбен Жамцарано – купил револьвер”.
Предисловие автора АРД Евгения Хамаганова: Вопрос о калыме в обычном праве бурят всегда был довольно сложный. К описываемым Жамцарано временам (1903 год), видно, что по обычаям буряты уже отошли от уплаты калыма скотом. Как отмечал этнограф Матвей Хангалов, в XIX веке у унгинских бурят Балаганского ведомства высший калым был трех родов: 106 голов разного скота и большой верблюд с шерстью, 99 голов разного скота и большой верблюд и 85 голов скота и низенький верблюд, кроме того, в дополнение к скоту выплачивались деньги в размере от 300 до 600 рублей.
Чтобы представлять себе, что такое было 500 рублей, о которых пишет Жамцарано, укажем примерные цены и зарплаты начала XX века.
- Отобедать в приличном трактире с алкоголем можно было за 30-50 копеек. В ресторане — на 1.5, 2 рубля;
- Лошадь для повозки — 100 рублей;
- Лошадь ломовая, рабочая — 70 рублей;
- Старая кляча на колбасу — 20 рублей;
- Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было — от 150 рублей;
- Хорошая дойная корова — от 60 рублей;
- Рояль известной марки, скажем Steinway — 200 рублей;
- Автомобиль (на то время роскошь, а не средство передвижения) — 2000 рублей;
- Зарплата низкоквалифицированного рабочего, грузчика — от 8 до 15 рублей в месяц;
- Земского учителя, служащего почты, санитара, библиотекаря — до 20 рублей;
- Токаря, слесаря, мастера, бригадира, врача высшей категории, армейского подпоручика — до 80 рублей.
Понятно, что для обычного бурята, не помещика-латифундиста, и не фабриканта, сумма в 500 рублей была зачастую неподъемной. Люди могли действительно работать десятки лет, чтобы завести жену. Так что жена в те времена была «предметом роскоши». Но некоторые имели и два, и три таких «предмета».
...Когда сватают невесту, приезжают родители парня и сваты, обмениваются кушаками, угощают друг друга анда архи. А сваха, мать парня, надевает на будущую свою невестку монеты и <дает> прочие подарки. Здесь невеста убегает. А у забайкальских - всегда должна убегать, прятаться <от мужниной стороны>. Калым пригоняют и привозят сами родители парня или сам он. А у нас, забайкальцев, приглашается невестина сторона и калым дается им в виде подарка гостям, и происходит целое пиршество. Верны ли сведения?
Раньше здесь был обычай, чтоб девушка перед отправлением замуж гостила у своих родных и близких в сопровождении подруг, <обычай назывался> зайлган или айшилхо <т.е. гостить>. Устраивался ряд нааданов - вечеринок. А теперь все забыто, <сетуют старики:> «Барандаа мангат зантай болоо», <т.е. все стали с русским поведением>. Есть как и у нас, <хори-бурят>, обычай отнимать друг у друга невесту - басага буляалдаху и басага дyрэхy, <что указывает на древний обычай похищать девушек>. За последнее время учащаются побеги девиц к любимым парням.
По обычаю здешних кудинских бурят за калым платят минимум 400-500 руб. деньгами. От этого бедные буряты не в состоянии своевременно жениться. Обыкновенно работают у какого-нибудь богатого 30-40 лет. Только тогда женятся, отдав за жену все, что он добыл за всю свою жизнь. И вот, во избежание расхода и продолжительной (для бурят почти до старости) холостой жизни, бедняки любимых девиц увозят и венчаются по обряду православной церкви: конечно, они тут же крестятся. Таким образом, увеличивается с каждым годом число крещеных. С крещеных и обвенчанных калым не взыскивается.
С другой стороны богачи женят своих сыновей в 7 - 8 лет на взрослой девушке. Не сильно заботятся, чтоб ребенок, могущий родиться, был «свой», скорее заинтересованы молодой буряткой как рабочей силой. «Крещеные живут, - говорили мои собеседники, - лучше некрещеных»… Почему - не объясняют. Должно заметить, что условия женитьбы у здешних бедняков чересчур тяжелы и разорительны.
Условия женитьбы
[Петхов] имеет двух жен, двух сыновей и одну дочь. Вторую жену взял ради рождения детей. Здесь, вообще по эту сторону Байкала, очень озабочены о детях. Ради чего богатые иногда имеют до 4-5 жен. Родивших девушек берут нарасхват, ради ребенка. Во избежание калыма (минимум 200 рублей и 10 штук скота) многие крестятся. Также влюбленные, будучи в одном роде, чтобы соединиться, принуждены были креститься таким путем. Иногда даже берут свою троюродную сестру, но очень редко, крестятся во избежание наказаний за проступки. Многие желали бы принять ламскую веру, но не имеют возможности.
<У Петхова висела икона Будды>. «Впрочем, если бы все сразу оставили шаманскую веру и перешли в ламскую, то мы, буряты, погибли бы до единого», - сказал серьезно мой собеседник.
- Почему же?
- Бурханы сердятся…
31 июля. О свадебных обрядах
От Алагуя (он же улус Турункинский) до зимника Партаса 35 верст. Выехал вечером, до заката солнца, с бурятом Петроманом из Алагуевского рода, человеком разговорчивым. Приехали незадолго до рассвета. Встретила нас хозяйка у амбара. Всю дорогу разговаривали о свадьбах, о вечеринках и т.п. Он рассказал следующее: Девушку сватают и выдают родители с обеих сторон, редко спрашивая ее мнения. <Невеста должна прятаться от будущего своего свекра и свекрови>. Девушка за день или перед свадьбой гостит у родных, у дяди или у кого-то другого ночует.
Отец девушки дает лошадь <для одной вечеринки, которая закалывается здесь, т.е. где ночует девушка>. Однако состоятельные родные могут заколоть и свою лошадь, не прибегая к отцу девушки. Здесь, у кого ночует [невеста], закалывают [лошадь] и кормят собравшуюся молодежь: с девушкой <должны быть непременно> две подруги и парень, который вожак. Сии товарищи не должны пить вина и должны запомнить все, кто и какой подарок дал ей, а также помогать и услуживать девушке в дороге и в гостях. На вечеринках (у родных и родителей) певчие парни в хороводе поют по очереди для девицы свои песни. В хороводе могут быть и старики, и петь хороводные песни. <Песни начинаются с «Домогой дуун»[1]>.
Родные (конечно, состоятельные) гостям нарочно колят барана или овцу и ставят перед ней тooлoй. Прежде чем дотронуться до блюда, гостей потчуют вином, но сама девушка пьет мало. Она сама не должна есть тooлoй, а подает тому, кого наиболее почитает, безразлично, мужчине или женщине. Последний или последняя исполняет процедуру над тooлoй, (однако я сомневаюсь в этом, скорее девушка сама должна бы исполнить церемонию с тooлoй).
В гостях везде много бывает вина - молочное и водка. Родные одаряют девушку монетами - серебром и золотом.
Когда дают подарки, девушке прилично плакать. Если не плачет, то она глупая девушка. А плачет оттого, что видит любовь родных и будущую разлуку с ними.
Приезжает в родительскую юрту, чтобы ночевать последнюю ночь. Тоже вечеринка. Везде араки, но две подруги и проводник не должны пить. Сама невеста пьет мало. После гостьбы проводник дает отчет денежным подаркам, а две подруги - отчет платочков, конфет и т.п. Отчет дается во всеуслышание, если упустят чей-нибудь подарок, то даритель может оскорбиться и во всеуслышание заявить недовольство. По прибытии домой проводника и двух подруг потчуют аракой. Родные как днем, так и на вечеринке перед невестой ставят тooлoй заколотого барана. Прежде чем дотронуться до блюда, потчуют вином. Она сама не должна есть, а подает тому, кого наиболее почитает, мужчине или женщине: hаадагта или hаншигта[2]. У своего бабая-отца невеста потчует своих гостей тарасуном. Все должны выполнить эту последнюю волю своей девушки. Посылаются лучшие пожелания.
Наутро, собравшись в путь, перед самым отъездом подруги спутывают невесту с другой девушкой за косы. А все прочие девушки, взявшись друг за друга, сидят, плачут. Парни разнимают их насильно и выносят на руках головой вперед. Последними выносят спутанных. Распутывают, берут невесту на лошадь (дyyрэхy). <Весь обряд называется басага буляалдаха>. Во все это время девушка без украшений. После дyyрэлгy считают церемонию оконченной. Слезают с лошадей, умываются, одеваются парадно. Отряд едет.
Встречи. <Женихова сторона встречает гостей в дороге, а> со стороны невесты 4, 6, 8,10 человек - всегда по четному числу с десятка, с 20 - 2, с 30, 40 - 4, с 50 - 6… <Встретившись - делается брызгание вина богам и старикам (духам). Каждая сторона призывает и брызгает своим покровителям и старается превзойти другого могуществом своих богов, стариками и также красноречием.
Подъехав к юрте свата, из среды едущих выделяются двое мужчин, один со стрелой, другой – [с] сундуком, внутри коего спрятана баранина. Они называются хэhэнэгyyд (от сл. хэhэнэг - коробка для стрел). Оба входят в юрту впереди прочих, но никаких обрядов нет, баранину отдают, стрелу кладут куда-нибудь. Без сомнения, в старину существовали обряды, связанные с хэhэнэг. Сперва гостей потчуют в юрте свата, потом на дворе. Молодежь с невестой с самого начала останавливается в юрте жениха - шинэ гэр (новая юрта), которая всегда ставится позади - севернее отцовского жилища.
При угощении гостей видное место занимают так называемое угощение свата и угощение свахи. Это угощение заключается в лошадином мясе (жирные ребра и прочие части груди). Угощение свата происходит на дворе и именуется худэйн арбин [3]. Угощение хозяйки происходит в юрте и называется худагуйн арбин[4].
Новобрачные поклоняются сначала онгонам - Батуни, Табан, Хан Хото, Хатун Шубуто.
Это - пять рисунков на шелку, изображение людей. Поклоняются этим онгонам 3 раза, затем - сидящему тут же старику (залаалаhан), т.е. с кисточкой на шапке, который спрашивает после первого поклона: «Кому они поклоняются?». Новобрачные отвечают: «Онгону». Старик говорит: «Эн болог[5]«. А за вторым и третьим [поклонением] онгону следуют пожелания - yрooл[6]. После онгона поклоняются самому старику и получают новое пожелание. При этом Хан Хото-бурхану ставятся: лошадиное сердце, легкие, с бронхами и головой, снятые вместе. Церемония происходит на улице, у дверей, с левой западной стороны при входе, затем входят в юрту, [брызгают] огню, на потник отцу.
При поклонении онгону лицо невесты закрыто, к ее шапке привязывают длинное перо филина и белую ленточку (хадаг). Они после обряда поклонения кладутся в подушку - дэрэ и служат вещественным доказательством присяги. Впоследствии, когда сделают изображения вышеупомянутых 5-ти онгонов, надеваются на них. Затем входят в юрту и поклоняются огню, свекру (отцу мужа) и другим старейшинам. При поклонении она бросает в лицо тому, кому поклоняется, по 3, 6, 9 кусочк//ов// курдюка (жир от хвоста барана), но сперва - огню.
Потом идут все смотреть и гостить к новому домохозяину. Происходят угощения и попойки. Как здесь, так и у свекра (до этого) невесту дарят монетами и пр.
Потом ходят по улусу, по приглашению в гости, а когда напьются - без приглашения… Перед отъездом берут коровий бок - hубэ и 3 бутылки вина. Мясо съедают в дороге, одну бутылку возвращают с провожавшими, оставшиеся две выпивают. В старину, вероятно, вместо бутылок было что-то другое - поважнее.
Невестка возвращается к родителям вместе с привезшими ее. Окончательно же отправляется к мужу через год или раньше, как уговорятся. К тому времени приезжает со стороны жениха человек 20-10, привозят 3 барана, угощения из вина и водки, и просят, чтобы невестка вернулась к мужу. Этот приезд называется приезд с hаал, которое заключается в виде вина и тooлoй.
Шаманов не требуется с начала до конца. Везде фигурируют старики. Юрту со всеми принадлежностями и мебелью приготовляет жених, невеста берет с собой только подушку (дэрэ), одежду и хубсар - половики, потники, ковры.
Надо отметить, что свадебные заботы и расходы несут и родные, а не один отец или заменяющие его лицо. Выданье девушки замуж и женитьба носят общественный характер. Должно быть, в старину невесту отнимали силой у других племен, потом происходила сделка между обидчиками и обиженными.
Муж имеет право обучать свою жену - бить.
[1] От слова «домог», глагол домоглохо.
[2] Мужчина называется hаадагта хун, т.е. человек с колчаном, а женщина называется hаншигта хун, т.е. человек с висками или волосами на висках.
[3] Худа - сват, а арбин - жир на ребрах, употр[еблено] в смысле - жирные ребра.
[4] Худагуй - сваха, жена свата.
[5] «Да будет обилие, благо, счастье».
[6] Слева: «Освящение брака».