О народах России
О демографии, истории, геноциде и прочем.
Адыги и таулула
В трех республиках Северо-Западного Кавказа – Адыгее, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии живут два народа – адыги (адыгейцы, черкесы, кабардинцы), говорящие на абхазо-адыгских языках, и карачаево-балкарцы (самоназвание – таулула, ед.ч. таулу, "горцы" - от "тау", гора), говорящие по-тюркски. Таулу действительно живут поближе к горам, а адыги населяют предгорья.
В Адыгее из этих двух народов живут только адыги, но большинство населения там составляют русские. В Карачаево-Черкессии преобладают карачаевцы, но живут также черкесы, абазины и ногайцы. В Кабардино-Балкарии большинство у адыгов-кабардинцев, меньшинство – балкарцы.
История сложилась так, что адыги были разделены территориями, на которых живут русские и тюрки, а карачаевцев от балкарцев отделяет Эльбрус. Сами балкарцы, к тому же, живут в нескольких не связанных между собой ущельях.
Адыги пострадали от этнических чисток во время Кавказской войны. Большинство уцелевших спаслось бегством, образовав большую и влиятельную диаспору в Турции и других странах Ближнего Востока. Традиционные парламенты адыгов – "Адыгэ хасэ" – и другие организации требуют признания этих событий геноцидом и права на репатриацию для заграничных черкесов.
Карачаевцы и балкарцы были выселены со своей земли во время сталинских депортаций. Они вернулись на родину в 1957 году, но часть из их земель была уже была занята, что создало предпосылки для земельных конфликтов.
Алтай, Хакасия, Шория
В районе, где сходятся границы России, Монголии, Казахстана и Китая, живет несколько тюркских народов, исповедующих православие и шаманизм. Самые крупные из них - алтайцы и хакасы: и тех, и других - больше 70 тысяч. Шорцы находятся в средней весовой категории: их 13 тысяч. У самых малочисленных народов счет идет на сотни.
После развала Советского Союза (и введения льгот для малочисленных народов) обнаружилось, что кроме алтайцев на Алтае живет еще несколько родственных народов - телеуты, тубалары, теленгиты, челканцы, но собственно алтайцев в республике Алтай - все же большинство.
Доля всех алтайцев в населении республики – около 35%. Еще 6% – у казахов, а русские составляют 57% от всего населения. Русские, правда, живут в основном в городах на севере, поближе к равнинам, а казахи составляют большинство в самом южном районе. У алтайцев есть своя собственная религия, возникшая в начале ХХ века, – бурханизм. Распространено также православие и шаманизм, а в последние десятилетия в республику проникает буддизм.
История возникновения бурханизма прекрасна. В мае 1904 года алтайскому пастуху Чет-Челпану явились три белых всадника, и по их велению пастух созвал алтайцев на поклонение Ак Бурхану. На его зов откликнулись тысячи соотечественников, и после трех дней молений в долине Теренг им явился бурхан. Всего за несколько недель шаманы были изгнаны из алтайских селений, русские вещи - выброшены, а внешний вид алтайцев преобразился.
Новая вера так испугала соседствующих с алтайцами русских, что они запросили ввести войска. 21 июня армия устроила избиение молящихся алтайцев, а после по всему Алтаю прокатилась волна разграблений алтайских стойбищ. Бурханизм начала ХХ века сочетал черты религии и национального движения. Художник Григорий Гуркин-Чорос, ставший во главе созданного во время гражданской войны Каракорумского Алтайского округа, был не только эсером, но и бурханистом.
Моральными авторитетами для алтайцев являются старейшины-зайсаны; национальный съезд алтайцев - "Улу Курултай алтайского народа". Республика Алтай прославилась в 2006 году, когда местные элиты, организовав массовые акции протеста, смогли сорвать включение автономии в состав Алтайского края. Алтай славится своей природой, здесь расположен объект всемирного наследия ЮНЕСКО “Золотые горы Алтая”, в т.ч. и знаменитое плато Укок, через которое планируют проложить газопровод в Китай.
Хакасов - столько же, сколько и алтайцев, но в своей республике они составляют только 12%, а их родной язык быстро забывается.
Горная Шория расположена между Хакасией и Алтаем, но, в отличие от хакасов и алтайцев, своей автономии у шорцев нет. Горно-Шорский национальный район был создан в 1926 году, но в 1939 - расформирован. В связи с промышленным освоением Кузбасса шорцы также стали абсолютным меньшинством у себя на родине. Сейчас шорцы сталкиваются с экологическими проблемами и принудительным выселением из своих деревень из-за добычи полезных ископаемых на Кузбассе.
Башкортостан
Башкиры - воинственный народ. Российской империи пришлось с ними непросто. Раз за разом они восставали в защиту своих вотчинных прав - против того, чтобы на их землях строились новые слободы, остроги и заводы. Лидер одного из восстаний - союзник Емельяна Пугачева Салават Юлаев в Башкортостане почитается как национальный герой.
В Российской империи земли башкир были организованы на манер казачьих: гражданская и военная администрация были слиты в единое целое. Башкирcкое войско несло службу у границ России с Казахским ханством, участвовало в войнах Российской империи.
Не удивительно, что во время Гражданской войны им легче всего удалось организовать свою собственную армию, а вместе с ней - и правительство Башкурдистана. Под руководством общественного деятеля, ученого и военного Ахмет-Заки Валиди башкиры вступали в ситуативные союзы с различными сторонами конфликта. В 1919 году на договорных условиях они вошли в состав Советской России. Башкортостан стал первой автономной республикой Российской Федерации, но уже через год башкирское правительство объявило, что большевики нарушили договоренности. После нескольких лет конфликтов и восстаний против урезания автономии, продразверстки и антирелигиозной политики большевиков в Башкортостане окончательно установилась власть Союза.
С татарами у башкир - сложная дружба. С одной стороны, национальные организации обоих народов стремятся сохранить автономию и родные языки. С другой - татары не всегда признают, что башкиры - отдельный от них народ, и присматриваются к Западному Башкортостану, где большинство населения составляют татары. Башкиры, в свою очередь, хотят упрочить свой суверенитет на всей территории Башкортостана и сделать так, чтобы все жители республики знали башкирский язык.
Как и Татарстан, Башкортостан - относительно благополучная республика в плане сохранения своего языка и автономии. Особенность башкирской политики - активные молодежные организации, такие как "Союз башкирской молодежи", "Башҡорт", "Күк бүре".
Буряты стали окном России в буддийскую цивилизацию - в восточную медицину, философию и, что немаловажно, в тибетскую и монгольскую политику. Начало XX века дало целую когорту бурятских революционеров, которые внесли свой вклад в построение как Бурят-Монгольской республики, так и Монголии. Наряду с революционной Бурят-Монголией в годы гражданской войны здесь существовало и буддийское теократическое государство балагатов.
В 1937 году Бурят-Монголия была разделена на пять частей – собственно Бурятию, Усть-Ордынский округ, Агинский округ, и районы, без какого-либо статуса включенные в Иркутскую и Читинскую области. Были ликвидированы и бурятские национальные районы, не входившие в состав Бурят-Монголии. Подобные вещи происходили и с Калмыкией, и с Башкортостаном, но для бурят разделение имело куда большее значение: за пределами республики оказалось около трети народа.
Сейчас в республике буряты составляют около 30% и достаточно быстро теряют свой язык, но в округах их было большинство. Территория, на которой расселены буряты, изрезана районами с преобладанием русских. Западные буряты, живущие возле Иркутска, – православные; восточные – в республике Бурятия и Агинском округе – буддисты. Шаманизм, тем не менее, пользуется почетом и у тех, и у других. Бурят в России – 460 тысяч, а вместе с монгольскими и китайскими бурятами их число доходит до 600 тысяч.
Сейчас буряты делят с осетинами первое место по уровню образования среди коренных народов России: больший процент людей с высшим образованием только у евреев. Наверное, поэтому лидерами движения против ликвидации бурятских округов в средине 2000-х стали молодые ученые. Кампания организации “Эрхэ” против слияния национальных округов с соседними областями не увенчалась успехом, но она объединила тысячи бурят на родине и в диаспоре.
Всебурятская ассоциация развития культуры и Конгресс бурятского народа - созданные во времена национального возрождения организации, которые занимаются вопросами сохранения культуры бурят. В последнее время активно волонтерское движение "Буряад Соёл".
Дагестан
В Дагестане живет множество народов. Число одних доходит до миллиона, количество других измеряется сотнями или десятками людей, но у каждого народа Дагестана есть своя древняя история. В советское время народы Дагестана подверглись нескольким насильственным переселениям, из-за чего этническая карта стала еще более пестрой, а межнациональные конфликты – практически неразрешимыми.
В период нестабильности начала 90-х это приводило к вооруженным столкновениям, в частности, между аварцами и кумыками, когда последние разбили масштабный протестный лагерь "Тенгликюрт", требуя возвращения исторических земель и прекращения переселения горных народов на кумыкскую равнину. К земельному вопросу и межнациональным противоречиям добавляется и вялотекущая партизанская война, которую ведут против России исламские фундаменталисты.
Калмыкия
Калмыки – это самый западный монгольский народ, аКалмыкия – единственная буддийская республика в Европе. Как и многие другие народы СССР, во время Второй мировой войны калмыки подверглись депортации.
Самым ярким и в то же время трагическим эпизодом калмыцкой политики стали протесты против Кирсана Илюмжинова в средине 2000-х, когда был созван Чрезвычайный съезд народа Калмыкии, а за отставку президента республики было собрано 67 тысяч подписей. Массовый митинг против Илюмжинова в сентябре 2004 года был жестоко разогнан: один человек был убит, около ста – ранены.
Коми
Коми Му - так романтично звучит название земли коми на их родном языке. Коми - это наследники древних пермян, живших в княжествах Пермь Великая и Пермь Вычегодская. Они приняли христианство XIV веке от святителя Стефана Пермского, который также создал письмо коми (анбур), взяв за основу пасы - финно-угорскую протописьменность.
Потомки тех, кто жил в Вычегодской Перми - коми-зыряне, населяющие Республику Коми. Населению Перми Великой наследовали коми-пермяки. Их автономия - Коми-пермяцкий автономный округ со столицей в Кудымкаре - в 2005 году была включена в состав Пермского края. За слиянием округа с Пермской областью последовало и уменьшение поддержки национального языка и культуры коми-пермяков.
Хоть в Республике Коми и поддерживают национальную культуру, а язык коми является обязательным предметом в школе, коми быстро растворяются в окружающем населении. С 2002 по 2010 год число коми уменьшилось на 22%, а коми-пермяков - на 25%. Коми стали лидерами в грустном первенстве по уменьшению доли титульного народа в населении республики: в 1926 году они составляли 92%, а в 2010 - только 23%. Конкуренцию здесь им могут составить только карелы, процент которых снизился с 37 до 7 и хакасы (с 53 до 12).
Язык коми оказал влияние на местный русский: здесь принято говорить и писать не "язык коми" и "народ коми", а "коми язык" и "коми народ" (именно так, без дефиса). Организация "Коми Войтыр" занимается продвижением коми языка и развитием национальной культуры, те же цели и у молодежной организации "Ми".
Марий Эл
Как и мордва, мари делятся на две этнические группы - горных и луговых марийцев. Правда, в отличие от мордвы-эрзян, горные мари не считают себя отдельным народом. Горных марийцев сейчас намного меньше, чем луговых.
История, однако, уже давно разделила их с луговыми мари: луговые вместе с татарами защищали Казань, а горные участвовали в ее штурме вместе с войсками Ивана Грозного. После падения Казани в 1552 году марийцы еще 30 лет поднимали восстания против царей. Крымское ханство стало союзником марийцев в этих столкновениях, вошедших в историю как черемисские войны. Есть своя ирония в том, что четыре века спустя Марийская АССР стала одним из мест ссылки крымских татар.
У всех финно-угорских народов России возрождается традиционная религия, но наибольших успехов ее последователи добились среди марийцев, из-за чего их прозвали последними язычниками Европы. По праздникам марийские карты (жрецы) проводят массовые и зрелищные моления в священных рощах мари.
Объединения марийцев называются Мер Каҥаш и Марийский национальный конгресс, национально-культурная организация - Марий ушем, молодежное движение - У Вий. Средина 2000-х ознаменовалась острым конфликтом между марийскими организациями и президентом республики Леонидом Маркеловым. Братки избивали даже того, на кого покушаться вроде бы грех - председателя Мер Каҥаш - оньыжу (духовного лидера марийцев). А вот нынешний оньыжа уже является членом регионального политсовета партии "Единая Россия".\
Мордовия
Под названием "мордва" скрываются два родственных народа - мокша и эрзя. Взаимопонимание между носителями эрзянского и мокшанского языков затруднено, отличается внешность, культура, менталитет, история. В XIII веке эрзя во главе с князем Пургазом осаждали Нижний Новгород и сражались с монголами. Мокшане во главе с Пурешем в те же годы заключали союзы поочередно с половцами, русскими, монголами, брали с последними Киев и Люблин, но попытка заключить сепаратный мир с немцами плохо для них закончились.
Мокша и эрзя - единственный остаток коренного населения древнего Залесья. Их ближайших родственников - мурому, мерю, мещеру - уже давно можно встретить только в учебниках истории. Последняя перепись говорит о том, что доля мордвинов в населении республики составляет 40%, но есть весомые основания не доверять этой цифре. По переписи 2002 года их было 34%. Все предыдущие годы мордва ассимилировалась, и не было никаких признаков того, что их число и доля в Республике должны начать рости после длительного спада. Также неожиданно стали мордовскими деревни, числившиеся до того русскими.
Эрзя живут на востоке Мордовии, мокша - на западе, но и те, и другие также разбросаны отдельными островками на огромном пространстве между Тамбовом, Нижним Новгородом, Челябинском и Оренбургом. Много мордовских деревень под Пензой и Самарой. Сама Мордовия почти полностью окружена русскими областями, а мокша и эрзя в республике живут чересполосно с русскими.
Эрзянские активисты выступают против навязывания мордовской идентичности. В оффлайне их объединяет газета "Эрзянь Мастор", Фонд спасения эрзянского языка и Конгресс эрзянского народа (Эрзянь Инекужо). Мокшу и эрзя пытается объединить Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.
Ненцы
Ненцы живут на арктическом побережье от Архангельска до Норильска, в нефтегазоносном районе. Власть большевиков тяжело приходила к ненцам: здесь, как и на Кавказе, вплоть до 1940-х вспыхивали восстания, вошедшие в историю под названием Мандалада. Новая власть ломала традиционный уклад жизни ненцев: достаточно хотя бы того, что народы Севера в обязательном порядке должны были сдавать своих детей в интернаты на советских культбазах. Сейчас же основная тема политики округов – борьба за полномочия с Архангельской, Тюменской областями и Красноярским краем.
Саха (Якутия)
Якутия занимает огромные пространства на северо-востоке России. По площади она находится где-то между Индией и Аргентиной, а по населению - между Эстонией и Кипром. Ну, или между Мордовией и Чувашией, между Кабарино-Балкарией и Чечней. Плотность населения Якутии больше, чем в Гренландии, но меньше, чем в Монголии.
Революция пятого года дала толчок к образованию "Союза якутов" и появлению якутских публицистических изданий, а в 1917 году самой крупной политической силой стала якутская партия федералистов, в союзе с эсерами выступавшая за автономию области. Эти партии побеждали на выборах в Якутии, но гражданская война завершилась победой большевиков. Культурно-просветительское общество "Саха аймах" было заменено на более лояльную организацию с теми же функциями под названием "Саха омук".
Ужесточение советского режима привело к тому, что часть якутов выступила с идеями большей автономии или независимости Якутии. В 1924-1925 годах существовала Тунгусская республика, а в 1927-1928 восстала партия конфедералистов под руководством Павла Ксенофонтова.
Кстати, иногда якута можно узнать только по имени: якутские фамилии образованы от русских имен, часто - уже вышедших из употребления. Якутам также часто дают те русские имена, которые сами русские уже позабыли. В последние годы набирают популярность и исконно якутские имена.
В конце 1980-х "Саха омук" был возрожден, но сейчас его деятельность мало заметна. Зато в Якутии появилось несколько молодежных патриотических организаций. В отношении языковой политики Якутия - относительно благополучная республика.
В средине 2000-х разгорелась борьба за алмазодобывающую компанию АЛРОСА между местными элитами и федеральным центром. В рамках этого противостояния была создана общественная организация "Народный фронт Якутия-Алроса". Она прекратила свою деятельность вскоре после того, как процесс перераспределения собственности был завершен.
Татарстан
Татары – второй по численности народ России после русских. Татар в России пять миллионов, а это – 4 процента от всего населения. В Татарстане проживает менее половины татар России – около двух миллионов. Их в населении республики 53%, а русских – 40%. Еще один миллион татар живет в Башкортостане, где их по данным переписи 25%. Кроме идель-уральского региона, татар много также в нефтегазодобывающих областях, куда они приехали уже в ХХ веке.
Различные группы татар живут по всей территории бывшей Золотой Орды – в Сибири, под Астраханью, под Рязанью. Правда, не следует считать, что волжские (казанские) татары икрымцы – практически один народ. Это родственники, но не самые близкие: носитель крымскотатарского языка не сразу поймет татарина, и наоборот. Ведь татарами в старой России называли почти всех тюрков – от хакасов и до азербайджанцев.
Татары были основным населением Казанского ханства, объединившего народы Поволжья. Казань того времени была частью большого мусульманского мира, а это значит, что персидскую поэзию или суфизм здесь изучали так же, как и исламскую философию. Годовщина падения Казани в октябре 1552 года отмечается в Татарстане как День памяти. Вместо ханства было учреждено формально независимое Казанское царство, упраздненное только при Петре.
В XIX веке татары и башкиры приняли активное участие в джадидском движении за реформу образования, изучение светских наук, заимствование лучшего у европейской культуры и модернизацию мусульманских народов.
В начале XX века татары предприняли попытку создать государство, которое бы вновь объединило бы народы Поволжья - Штат Идель-Урал. Идеологом такого союза был татарский ученый и писатель Гаяз Исхаки. Существовали и другие концепции татарской или мусульманской автономии в России, но с установлением власти большевиков была организована автономия в соответствии с советской национальной политикой.
Во время Второй мировой войны антисоветские настроения татар попытались использовать нацисты, сформировав из поволжских народов легион "Идель-Урал". Батальоны поволжских народов должны были применяться в борьбе против партизан, но вместо этого солдаты массово переходили на сторону местных антифашистов - советских партизан в Белоруссии, Украинской повстанческой армии, французских "маки". Поэт Муса Джалиль - один из организаторов антинацистского подполья в легионе "Идель-Урал" - стал национальным героем советского Татарстана.
Татары претендуют на роль лидеров в идель-уральском регионе. Дело не только в истории, экономике, количестве татар или роли Казани как университетского центра. Если в других республиках все те партии и национальные объединения, которые были созданы на волне возрождения начала 90-х, либо исчезли, либо превратились в номенклатурные организации, то в Татарстане они продолжают свое существование, хоть многочисленными их и не назовешь. Это Всетатарский общественный центр, партии Ватан и Иттифак, Милли Меджлис татарского народа. Активны и молодежные организации - союз "Азатлык" и Патриотический фронт"Алтын Урда".
Тыва
Тыва или Тува с 1921 по 1944 год была независимым государством. Отставание в развитии по сравнению с соседними областями побудило тувинских коммунистов просить о вступлении в СССР, куда Тыву приняли на правах всего-навсего автономной области.
Из всех стран того времени буддийско-социалистичесткая Танну-Тува была наиболее загадочной: мало какая информация о жизни этой республики доходила до остального мира, да и сейчас материалы о ее истории - редкость. Известный физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман так увлекся этой загадкой, что потратил немало времени для того, чтобы добиться разрешения посетить тогда уже советскую Туву, но так и не смог этого сделать до конца своей жизни.
Вероятно, позднее вступление в СССР и географическая удаленность позволили сохранить этническую монолитность республики. Сейчас тувинцы составляют 82% населения региона, а в абсолютных числах их 246 тысяч. Еще несколько десятков тысяч их соплеменников живут в Монголии и Китае.
Современная Тыва – суровый край. По количеству убийств на душу населения она оставляет далеко позади все регионы России. Тувинцы гордятся тем, что в республике расположен географический центр Азии; на весь мир известно хоомей - тувинское горловое пение. А вот сильное в 90-х национальное движение тувинцев, которое возглавил Народный фронт "Хостуг Тыва", сейчас сошло на нет.
Удмуртия
Есть известный на весь мир стереотипный образ ирландца. Характерная деталь образа этого растрепанного симпатяги, клянущего англичан на чем свет стоит под очередную кружку пива, - это цвет его волос. Но все же самый рыжий народ мира - это не ирландцы, а удмурты. Правда, в России они знамениты не этим, а успехом "Бурановских бабушек" на Евровидении.
Население Удмуртии – полтора миллиона, а самих удмуртов – чуть больше полумиллиона. В своей республике они составляют 28%. Век назад картина была совсем иной: удмуртов было 52% в новосозданной Вотской автономной области. Финно-угорские народы России подвержены сильной ассимиляции, но у сокращения процента удмуртов есть еще одна причина: в состав республики в свое время включили несколько русских районов.
Несмотря на то, что удмуртов в населении Удмуртии сравнительно немного, их национальное движение активно и самобытно. Благодаря поддержке Финляндии, Венгрии и Эстонии российские финно-угры – сильнее других народов в некоммерческом секторе. Удмурты, в свою очередь, – самые продвинутые среди финно-угров. Удмурсткие активисты избрали путь популяризации своего языка и культуры через модные тенденции, и Удмуртия стала центром современного искусства и авангардной поэзии.
В этот процесс внесли свой вклад организация Шунды, сообщество Удмуртлык, группа активистов МУШ, компания Yumshan Promo. Главная организация удмуртов - ассоциация "Удмурт Кенеш".
Чувашия
Чувашия – единственная республика в европейской России, где титульной нации принадлежит неоспоримое большинство – если не считать кавказские автономии, конечно. Чувашей в республике – 68%, а русских – 27%. Всего чувашей – примерно полтора миллиона. Чуть более половины из них живет в Чувашии, а остальные рассеяны по Идель-Уралу и остальной России.
Чуваши считают себя наследниками великого средневекового государства - Волжской Булгарии. Правда, на булгарское наследие претендуют и татары. Дело в том, что после победы монголов над Булгарией население центра Булгарского государства переняло язык кыпчаков, – так сформировались татары. А вот на окраинах Булгарии сохранилось люди, продолжавшие говорить по-булгарски, – и именно они стали предками чувашей.
Чувашский язык относится к тюркской семье, однако он удален от соседних тюркских татарского и башкирского языков. К тому же чуваши, в отличие от большинства тюрков, – христиане.
Наверное, преобладание титульной национальности стало причиной тому, что в Чувашии в 1991 году президентом чуть не стал национал-демократ, ученый Атнер Хузангай. Он занял первое место во втором туре выборов с результатом 46,4%, но для победы нужно было набрать более пятидесяти процентов.
Основанный Хузангаем Чувашский национальный конгресс - официально главная организация чувашей. Организация "Хавал" занимается развитием культуры и сохранением языка, общество "Ирӗклӗх" ближе к общественно-политической деятельности, фонд "Сувар". Продвигает идею суварской идентичности чувашей.
Источник: Партнер АРД - сайт Народы России
В сюжете: Народы России