Животные и буддизм
АРД представляет материал нашего нового автора и партнера - журналиста из Белоруссии - Глеба Шутова.
"Здравствуйте! С интересом читаю материалы ARD, большое Вам спасибо за такую работу! Сам я тоже некоторым родом журналист- пишу для белорусских и вьетнамских СМИ", - написал нам о себе Глеб.
Размышляя о драгоценном человеческом рождении, приходится утверждаться во мнении, что лишь рождение человеком благоприятно для практики Дхармы, а животные такой возможности лишены. Как пишет Патрул Ринпоче в "Словах моего Всеблагого Учителя":
"Животные могут быть красивыми, ценными и т. д., но, как бы ни были высоки их достоинства, бесполезно говорить им, что можно стать буддой, если хоть раз произнести [мантру] ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ, — они не услышат этих слов, не поймут их смысла, не смогут их произнести. Даже умирая от холода, они будут лежать неподвижно, не зная никакого способа согреться. Человек же, как бы он ни был слаб, сумеет укрыться в пещере или под деревом, собрать дрова, развести костер и согреть лицо и руки. Если животные неспособны даже на это, разве могут они помыслить о практике Дхармы?"
Но могут ли будды обходить своим состраданием живых существ низших миров, в т.ч. и животных?
Для начала вспомним, что первую проповедь Будды слушали не только пять человек, но и два оленя.
Как сказано в пятой главе "Шри Калачакра Лагху тантра раджа хридайи":
"Животным, претам, змеям, асурам, богам, "возвышенным людям", "рыданиям" (очевидно, "рыдания"- это нараки, обитатели адов) и прочим,
Существам трех видов, прошлого, будущего и настоящего, Бхагаван постоянно разъясняет Учение". [2]
Также известно о махасиддхе Куккурипе (Кукурадже), который обращался в собаку и даровал собакам Дхарму, об этом, в частности, рассказывал в одной из лекций лама Сонам Дордже.
В "Саддхарма-пундарика-сутре" есть глава о дочери царя драконов (нагов), которая обрела ануттара-самъяк-самбодхи). Наги, скорее всего, относятся к миру животных. [3]
В воспоминаниях Чаньского Наставника Сюй Юня есть упоминания о том, как животные обращали ум к Дхарме:
МОЙ 64-й ГОД (1903-1904)
Во время моего уединения пришел один монах из храма Ин-сян, чтобы сказать мне о том, что кто-то у них там выпустил петуха, весящего несколько катти, и что птица эта агрессивная и поранила других домашних птиц. Я отправил¬ся в этот храм и подробно объяснил птице правила поведения в монашеской среде и ее заповеди, а также научил ее произносить имя Будды. Вскоре петух перестал драться и сидел в одиночестве на ветке дерева. Он больше не убивал насекомых и ел только тогда, когда ему давали зерно. Через некоторое время, всякий раз, когда он слышал звон колокола и циня, он шел за монахами в главный зал и после каждого молитвенного собрания возвращался на ту же ветку дерева. Его опять стали учить произносить имя Будды и в конце концов, он прокукарекал: "Фо, Фо, Фо" ["Будда" по-китайски]. Два года прошло с тех пор, и однажды после молитвенного собрания петух встал во весь рост в зале, вытянув шею. Он трижды взмахнул своими расправленными крыльями, будто собираясь произнести имя Будды, и умер стоя. В течение нескольких дней его внешний вид не менялся. В конечном итоге его положили в коробку и похоронили. По этому случаю я сочинил следующее стихотворение:
Этот петух по природе боец
Он дрался и кровь проливал чужую.
Когда его ум от священных трактатов замер,
Он стал зерном питаться, и уединившись, для насекомых не опасен стал.
На изваянья золотисто-желтые взирая,
Он имя Будды так легко прокукарекать мог!
И вот три раза повернувшись, вдруг отошел он в мир иной,
И разве это существо отличное от Будды?
МОЙ 70-й ГОД (1909-1910)
Было еще одно событие, о котором стоит упомянуть. После того, как я прибыл в монастырь Вань-шоу (Долгая Жизнь) в Тэнюэ, во время разговора с Чжан Сунь-линем в зале, корова мышастой масти, убежавшая от своего хозяина, вошла и встала на колени, проливая слезы. Вскоре появились хозяин Ян Шэн-чан и другие. Я узнал, что Ян мясник, и сказал корове: "Если ты хочешь спастись бегством, то тебе следует найти убежище в Трех Драгоценностях". Корова кивнула головой, и я тут же объяснил животному формулу Тройственного Прибежища. После этого я помог корове подняться, и она стала вести себя совершенно спокойно, как человек. Я предложил хозяину деньги, но тот отказался их взять. Он был глубоко растроган увиденным и, поклявшись изменить род занятий, попросил приобщить его к Дхарме. Поскольку он также решил стать вегетарианцем, начальник Чжан, на которого преображение этого человека произвело глубокое впечатление, дал ему рекомендации для работы в одном магазине.
МОЙ 81-й ГОД (1920-1921)
В том году, упасака Чжан Цзюэ-сянь принес двух гусей в монастырь Юнь-си и выпустил их там на свободу. Меня попросили объяснить им правила монастырские, и обе птицы склонили свои головы как бы в знак согласия следовать им. После этого они подняли головы и казались очень счастливы¬ми. Потом они стали ходить вместе с монахами в главный зал и глядеть на читающих сутры монахов. В течение трех лет они ходили следом за монахами даже тогда, когда те совершали ритуальное шествие вокруг статуй Будды и Бодхисаттвы. Все служители храма любили их.
Однажды, гусыня [один из гусей] подошла к дверям главного зала и замерла на какое-то время, потом прошла по кругу три раза, подняла голову, и взглянув на статуи, испустила дух. Ее перья оставались глянцевыми, когда ее клали в деревянный ящик-гроб. Гусак беспрестанно крякал, будто не мог перенести разлуки со своей подругой. Через несколько дней, он отказался от пищи и перестал плавать, а затем появился в главном зале и стал смотреть на статуи Будды. Расправив крылья, он умер. Его также положили в небольшой деревянный ящик и похоронили рядом с его подругой." [4]
Из современных примеров, обычно приводят историю о кошке, живущей в одном из корейских монастырей:
"Настоятель храма Лунсин, города Шанчжоу, в Южной Корее 4 года назад увидел перед храмом кошку , тело которой было всё в ранах и ссадинах. Он взял ее к себе, вылечил и дал ей кличку Цзето (Освобождение). Он также строго наказал ей, что если она хочет жить у них, то должна соблюдать три правила: не есть мясного, не убивать живых существ и не издавать громких звуков в храме.
За эти четыре года кошка ни разу не нарушила ни одного из этих правил. Монахи говорят, что она совсем не мяукает и похоже, что даже забыла как это делать. Она не ест мясного. Когда приходит время приема пищи, она идёт на кухню и молча ждет, когда ей дадут остатки вегетарианской пищи монахов.
Иногда она выходит во двор и ест траву. Неоднократно туристы пытались сооблазнить её ароматным мясом или рыбой, но кошка ни разу не взяла у них еду, она отворачивалась, а когда они проявляли настойчивость, то просто убегала. Каждый день утром и вечером в любую погоду она подходит к статуе Будды перед храмом ложится перед ней, скрестив лапы, что напоминает приветственный жест монахов «Хэ ши».
Несколько часов в день она неподвижно сидит и пристально, практически не мигая, смотрит на лицо Будды. Она ни разу не убила живого существа. Иногда она ловит лягушку и играет с ней, но при этом обращается с ней очень аккуратно. Несколько раз она ловила мышей в храме, но тоже не причиняла им вреда, а лишь придавливала лапой и ждала , пока придёт монах и решит, как поступить с мышью.
В храме много монахов, но Цзето с особой нежностью относится к настоятелю, который её спас и подчиняется ему беспрекословно. Монахи говорят, что кошка имеет глубокие связи по судьбе с настоятелем." [5]
Так не стоит ли нам, людям, иногда задуматься о том, что даже животные обращают свои умы к Дхарме, а мы тратим свою жизнь в человеческом теле, теле, в котором практиковать Дхарму много легче, чем в теле животного, попусту?
Источники:
1. Патрул Ринпоче, "Кунсанг Ламэ Шалунг", "Слова моего Всеблагого Учителя".
2. "Калачакра-тантра-хридая", пер. с тиб. А. Стрелкова//"Буддизм России",№ 44, с.10.
3."Саддхарма-пундарика-сутра", Сутра Лостоса Чудесной Дхармы.
4. "Порожнее облако" (Автобиография чаньского Наставника Сюй-Юня.
5. "В Южной Корее в храме живет удивительная кошка-буддист" http://www.epochtimes.com.ua/ru/life/life/v-juzhnoj-koree-v-hrame-zhyvet-udyvytelnaja-koshka-buddyst-vydeo-93626.html.
Источник: ЖЖ Глеба Шутова
В сюжете: животные и буддизмживотныеБуддаДхарма