15 ключей к познанию монгольского характера. Арга билэг
В статье доктора наук, члена Нью-Йоркской Академии наук, профессора Цоохуу Хинаята исследованы и сформулированы основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы всего 15 базовых особенностей.
Продолжение. Начало – 15 ключей к познанию монгольского характера на АРД.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
В прошлой публикации профессор Х.Цоохуу рассказал о двух ключевых особенностях монгольского менталитета – 1. Свобода и 2. Мунх тенгри.
3.Арга-билиг
Учение арга-билиг имеет общий фундамент с китайским учением об Инь и Ян и западным принципом тезис-антитезис. Оно опирается на концепции, согласно которой начало любого предмета или явления состоит из двух сторон, взаимоисключающих и взаимообусловливающих друг друга.
Это учение сформировалось в Монголии в XIII–XIV вв., но современная физика вышла на эту закономерность лишь в ХХ в. Одним из проявлений этого является открытие волновых и корпускулярных (дуализм) свойств материи.
Основное свойство волны состоит в том, что она заполняет все пространство и существует везде. Но корпускула или частица существует компактно, как говорят физики, в определенной точке пространства. Таким образом, различные свойства одной и той же материй, с одной стороны, исключают, с другой — дополняют друг друга.
Если эту идею распространить на учение арга-билиг, то мы приходим к выводу, что не только материальный, но и духовный мир обладает тонкой структурой. С этой точки зрения, далеко не бессмысленной является старинная легенда, утверждающая, что существует 6 духовных миров, причем 3 из них выше нас (более цивилизованные), 2 — ниже нас (менее цивилизованные).
С философской точки зрения, арга является материей, а билиг — сознанием. Когда они вместе, они абсолютно не зависят от существования человека и его созерцания. В таком случае это идентично информации.
Поэтому арга-билиг можно рассматривать как квантовую реальность, реальность глубоко внутренней структуры вещей (ни материя, ни сознание, ни они вместе взятые). Реальный мир, который чувствуется и воспринимается человеком, есть только одна из форм проявления арга-билиг или проекция в нашем материальном мире.
В квантовой физике существует композиция под названием «Кот Шредингера». Это кот, находящийся одновременно в живом и мертвом состоянии.
Никто из нас не видел такого чудаческого кота, но он существует еще до нашего сознания (квантовый кот). Его можно представлять только в уме с использованием учения арга-билиг (опираясь на билиг). Обыкновенный кот — это осознанная реальность, форма проявления арга-билиг в нашем мире (Цооху, 2012).
Арга-билиг существует, вечно переходя друг в друга. Каждый момент времени есть некоторое сочетание арга и билиг. Каждый из них не существует отдельно, самостоятельно.
Это обстоятельство совершенно аналогично принципу неразличимости одинаковых частиц в квантовой физике. Согласно этому принципу, элементарные частицы не существует самостоятельно, они в каждый момент времени как будто обменивается друг с другом. Такой обмен приводит к тому что, всякое вещество — не простая коллекция составляющих его частиц, а есть тонкоструктурированная, иерархическая композиция элементарных частиц. Такая гипотеза полностью подтверждается человеческой практикой.
Если эту идею распространить на учение арга-билиг, то мы приходим к выводу, что не только материальный, но и духовный мир обладает тонкой структурой. С этой точки зрения, далеко не бессмысленной является старинная легенда, утверждающая, что существует 6 духовных миров, причем 3 из них выше нас (более цивилизованные), 2 — ниже нас (менее цивилизованные).
4.Пространство и время
Пространственно-временное чувство у монголов специфично. Человек из Великой степи спокоен, душа просторна, так как временная ориентация у него слаба, правильное распределение времени не вполне развито.
Суточный промежуток, состоящий из 24 часов, делится монголом лишь на 6 частей: утро, малый полдень, полдень, наклонение полдня, вечер, ночь. Такое деление соответствует животноводческому труду. Утром человек рано встает, доит коров, к малому полдню кипятит молоко, производит молочные продукты, в полдень обедает, немного отдыхает, при наклонении полдня обрабатывают шкуры, шьет, вечером доит овец, сбивает кумыс и т.д.
Таким образом, время у монголов связывается с повторяющимися животноводческими процессами. На этом основании можно сказать, что представление о времени у монголов не сильно отличается от точного определения его в науке.
Монголы любят сказать слово «маргаш» (завтра). Оно эквивалентно словосочетанию «Через 24 часа». В действительности маргаш, к сожалению, может означать и несколько дней, даже недели. В чем причина такого неудобного положения?
Монгол не может детально рассматривать суть задания или обязанности, он подходит к нему на основе душевной ориентации и допускает ошибку в распределении времени. Поэтому обещание «завтра» часто не выполняется вовремя.
Монголу не хватает постоянной, беспрерывной работоспособности. Из-за «природной распущенности» он не берется за работу вовремя, может отложить ее спонтанно, подумав: «Ладно, завтра». По этой причине часто начинает работу поздно, даже тогда, когда дело уже «горит».
В связи с этим в народе бытует выражение «Выйдем поздно, наступим с силой». Но, как показывает практика, чаще всего, запоздавшая работа не укладывается в срок и не приносит желаемого успеха. Но даже если она и выполняется быстро, на неё затрачивается слишком много усилий. В этом есть недостаток монгольского характера.
Пространство монголы понимают в смысле объема. В жизни простого скотовода пространство осмысливается в прагматическом значении как большой простор. Оно воспринимается безграничным, так как монголы до недавнего времени не знали ценности земли.
Важно, что пространство понимается не отдельно, а в тесной связи со временем. Это обусловлено и унаследовано из практики кочевого образа жизни.
Скотоводы, живущие в горах и Гоби, лето проводят в прохладных местах со свежей растительностью ближе к вершине или гребню горы, весной и осенью перекочевывают в степь и Гоби, где рано вырастают травы. А зиму проводят в относительно теплых местностях: в ущельях и долинах гор, у подножий, но не выше середины гор.
Если кочевку рассматривать как движение материи, то пространство, время и материю здесь надо воспринимать бытийно связанными. Значит, для монгольского человека пространство и время понимается в неразрывном единстве (Цанжид, 2005), что эквивалентно понятию четырехмерного пространства (3 пространственных измерения плюс время), зафиксированного Г. Миньковским в математике. Такие глубокие связи, как мы знаем, положили начало созданию теории относительности Эйнштейна (Цоохуу, 2012).
Справка
Хинаятын Цоохуу - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-Йоркской Академии наук, секретарь Национального совета Монголии по науке и технологиям, директор Института исследований монгольского Алтая (Монголия).
Источник: tuva.asia
В сюжете: монголыменталитеттемпераментнациональный менталитетнациональный характер