15 ключей к познанию монгольского характера. Символическое мышление
В статье доктора наук, члена Нью-Йоркской Академии наук, профессора Цоохуу Хинаята исследованы и сформулированы основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы всего 15 базовых особенностей.
Продолжение. Начало – 15 ключей к познанию монгольского характера, Часть 2: Арга билэг, Часть 3: Интеллектуальный потенциал на АРД.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
Профессор Х.Цоохуу уже рассказал о двух ключевых особенностях монгольского менталитета – 1. Свобода и 2. Мунх тенгри. Затем – 3. Арга билиг и 4. Пространство и время, 5. Интеллекуальный потенциал.
6.Символическое мышление
У разных народов широко распространены их характерные качества: у русских — патриотизм, у американцев — «Я», у китайцев — трудолюбие, у японцев — коллективизм, у тибетцев — магизм.
У монголов есть замечательное символическое мышление. Его сила и мощь тесно связана с воззрением монголов о единстве предметов и явлений мира и их внешних и внутренних связях (Попков, Иванов, Шишин, Цоохуу, 2010).
Считается, что результат какого-нибудь действия человека зависит от многих факторов: неба, галактики, благоволения луса (духов воды) и их взаимодействия. Это может совпасть с другим действием, что является символом какого-то доброго дела или предвестием какого-то плохого события.
Например, какое-нибудь животное переходит человеку дорогу перед поездкой на охоту или далеким путешествием. Считается, что оно передает сигнал от Мунх тенгри.
Удачная и хорошая примета — когда животное перебегает дорогу с правой руки на левую, это говорит о том, что карманы будут наполнены находками (у монгольских национальных одежд карманы открываются с правой стороны). А если, наоборот, животное переходит дорогу с левой стороны — значит, находок будет мало.
Символическое мышление проявляется в разных формах при обращении друг к другу, при определенных действиях человека (действие должно быть правильным), при корреляции событий и при применении различных запретов. Запрет выражается словом «грех».
Если монгол услышит фразу: «Грех будет, грешно» применительно к конкретному действию, то можно с уверенностью сказать, что он не совершит его. В определенном смысле это характеризует монголов как нацию с правовой культурой. Только одним словом «грех» они могут регулировать действия, отношения между людьми и с природой, предупредить и настроить быть бдительным от всевозможных опасностей.
Старым людям очень непривычным кажется то, как отмечает дни рожденья наша молодежь. Там есть такой немонгольский обычай — тушить свечи по числу лет возраста именинника. Монгол всегда возвышал огонь, его символ входит в государственный флаг, и задувать огонь никому не придет в голову. Это грех.
Один врач рассказывал такой случай. Когда вечером в больничных палатах проходил осмотр, пациент, отвечавший на вопрос врача: «Как Ваше самочувствие», отвечал: «Хорошо». Но утром, когда врач вернулся на работу, тот больной умер. Несмотря на очень плохое состояние, больной не сказал правду по той причине, что нельзя говорить что-то плохое, неладное — это грех.
Имеют значение уважения и свою символику – монгольский национальный ероол (пожелание), оды, хвалы, песни и музыка, слова при встрече и прощании, приветствия, письма.
Например, ни в одной народной песне нет слов: «Я люблю тебя». Это чувство передается косвенно, через сопоставление с природой, явлениями, происходящими в ней.
Люди предпочитают символизм и соблюдают порядок, так как большинство их отношений с государством, а также межличностных отношений регулируются обычаями, традициями и фетишизмом — прежде, чем законами и формальными правилами.
Народ свято почитает хорошие приметы и верит в них. Есть такая пословица «Амны билгээс ашдын билиг» (От мудрости рта — мудрость на телесное), которая утверждает, что все сказанное воплощается в жизни. Поэтому запрещалось говорить плохие, бранные слова и сохранять дурные мысли в голове — ведь они могут материализоваться.
То есть теория притяжения, ставшая сенсацией на Западе, была давно открыта монголами.
Справка
Хинаятын Цоохуу - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-Йоркской Академии наук, секретарь Национального совета Монголии по науке и технологиям, директор Института исследований монгольского Алтая (Монголия).
Источник: tuva.asia
В сюжете: монголыменталитетключинациональный характернациональный менталитет