15 ключей к познанию монгольского характера. Коренное искусство и культура
В статье доктора наук, члена Нью-Йоркской Академии наук, профессора Цоохуу Хинаята исследованы и сформулированы основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы всего 15 базовых особенностей.
Продолжение.
Начало – 15 ключей к познанию монгольского характера, Часть 2: Арга билэг, Часть 3: Интеллектуальный потенциал, Часть 4: Символическое мышление, Часть 5: Герб и закон, Часть 6: Мобильность – на АРД.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
10.Коренное искусство и культура
К коренным видам монгольского искусства относятся протяжные песни, телесный танец, моринхур (национальный музыкальный инструмент с двумя струнами), цоор (национальный музыкальный инструмент, подобный флейте, широко распространенный в Западной Монголии), горловое пение. Культура и искусство любого народа, его содержание, приемы и методы их исполнения также тесно связаны с жизнью и географией.
Великая степь сформировала глубокую философичность мышления монгольского человека и породила протяжную песню, которая зарегистрирована ЮНЕСКО в списке нематериального культурного наследия. Протяжные песни исполняются при торжествах, церемониях, наадоме и пирах, в которых принимают участие широкие массы населения.
Пир и наадом у монголов — это не просто развлечение. Для пира назначают старосту, а сам пир имеет строгий порядок: как одеваться и кушать, каким образом соблюдать сословность гостей и т. д. Молодежь и дети приезжают не в одиночку, а группами и занимают места менее престижные, чем у старших. Но долго они не сидят, пьют кумыс, поют песни, выражают благодарность и выходят из юрты. Приезд молодежи на пир означает их самовыражение, особенно парней (показаться красивым девушкам, которые ухаживают за гостями).
Главным средством выражения у европейских певцов являются грудь и полость рта, поэтому, когда они поют, рот у них широко раскрывается. А главным средством у монгольских певцов являются грудная полость и горло, поэтому они не так широко раскрывают рот. В основном монголы поют песни на открытом воздухе, где часто дуют сильные ветры и преобладает резко континентальный климат — тепло может вдруг сменится холодом. В таких условиях жизни у монголов, несомненно, были выработаны особые приемы для пения, а именно: без широко открытого рта и горловое пение (Цаанжид, 2005).
Телесный танец больше развит в Западной Монголии. Местные жители называют его «колебаться телом» (биеэ зайлах). В телесном танце нет резких прыжков, так как он исполняется в ограниченном пространстве юрты.
Монголия имеет не только обширные степи, но и высокие, величественные горы. Алтайские, Хангайские, Хэнтейские и Хубсугульские большие горы окаймляют северо-западную, центральную и восточную части территории. Жители гор бойкие и живые, будто быстрые горные реки. Телесные танцы у западных монголов отличаются быстрыми движениями.
В танцах лесного народа чувствуется пластика движения оленей и других промысловых животных. При исполнении монгольского танца и музыки заметен ритм аллюра, напоминающий ход иноходца и равномерный ход верблюда, дрожь гривы и торока. Когда смотрю и слушаю это, стул, на котором я сижу, будто бежит рысью. Это вызывает удивление (там же).
Моринхур на самом деле имеет три струны (одна из них — это смычок). Их делают из волос хвоста лошади. Как говорится в легенде, ездовая лошадь монгольского мужчины — волшебное существо, которое было погублено коварными людьми.
В память о своем коне хозяин достал волосы с его хвоста и сделал из них струны, а голову коня вырезал на верхней части хура (музыкального инструмента). Так появился моринхур.
Таким образом, удивительный музыкальный инструмент моринхур вышел из монгольского быта.
Родиной горлового пения считают сомон Чандмань Ховдского аймака Монголии, который находится среди высоких Алтайских гор. Все жители Чандманя владеют техникой горлового пения — и стар, и млад; и мужчины, женщины. В горловом пении удивительно имитируется и шум горного водопада, и свист ветра, развевающегося по горным вершинам, и пение птиц...
Одна из коренных культур монголов — это культура фетиша и тотема. Свое начало она берет из древнейших представлений о природе и месте человека в ней, выражаясь в виде фетиша земли и воды, тенгри, духа, элиты, геральдики, деревьев и хий-морина. Также хорошо развита культура зурхай, героического эпоса, лошади, юрты, свадьбы, наадома, пира.
Справка
Хинаятын Цоохуу - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-Йоркской Академии наук, секретарь Национального совета Монголии по науке и технологиям, директор Института исследований монгольского Алтая (Монголия).
Фото: mongolcom.mn
Источник: tuva.asia
В сюжете: монголыключименталитетнациональный характернациональный менталитет