Сибирские резервации: точки противостояния насильственной ассимиляции и «ресурсному» этноциду малочисленных народов
Еще за два года до того, как отчаявшийся житель Якутии решился на использование пистолета, отстаивая свое право свободно передвигаться по родной земле (правовую оценку даст суд) – шорцы, чьи земли так же отошли под угледобычу, оказались в аналогичных обстоятельствах - как в резервации.
Шорцев намного меньше якутов – не более 13 тыс. человек. Исконная территория их проживания сегодня отражена лишь в названии "Кемеровская область" с искаженного тюркского (шорского) "хомур" - уголь.
Больше половины всего объема российского угля - 200 млн. тонн в год уже второй век добывается на этой территории, обеспечивая Великобританию, Нидерланды, Германию, Польшу, Данию, Украину, Китай, Южная Корею, Турцию и др. страны и оборачиваясь этноцидом шорского народа.
С карты региона всего лишь за пару лет исчезло тысячелетнее поселение шорского народа село Казас. История его захвата отличалась от хроник освоения "Дикого Запада" разве лишь тем, что с шорцев не снимали скальпы, но в остальном - поджогами домов, сносом всего поселка, пренебрежительным отношением к закону и правам коренных жителей, положение немногим лучше геноцида северомериканских индейцев в эпоху колонизации.
Чтобы формально соблюсти требуемые процедуры при изъятии земель, областная власть просто-напросто взяла на вооружение методы черных риэлтеров, присваивающих квартиры беспомощных пенсионеров, выписывая людей из столичного жилья и прописывая их в "резиновых квартирах" какой-нибудь Тьмутаракани.
Как выяснил эксперт по защите прав коренных народов Дмитрий Бережков: "В течение нескольких лет власти Кемеровской области с помощью манипуляций и внесения изменений в региональные законы, по сути обманным путем, без согласия коренного населения, ликвидировали Чувашинский сельский национальный шорский муниципалитет в этом районе и жители этих поселков не покидая своих домов оказались "горожанами" – жителями соседнего города Мыски. А их традиционные земли, были переданы в управление муниципалитета, находящегося за десятки километров в пригороде совсем другого города Осинники, чьи жители стали решать судьбу шорских территорий.
Эта несправедливость немедленно отразилась дальнейшим наступлением угольных компаний на шорские земли. "Разрез Кийзаский" начал разработку угольного проекта проведя публичные слушания в соседнем селе, которому теперь принадлежат шорские земли. На эти слушания пришло всего четыре человека, которые дали согласие на разработку проекта. А мнение жителей шорского поселка Чувашка, на чьих землях реализуются угольные разработки, не было учтено".
Правозащитник считает, что власти Кемеровской области в сговоре с угольными компаниями "проводят политику принудительной ассимиляции в отношении шорцев, проживающих в поселках Казас и Чувашка, отбирая у них земли, создавая невыносимые условия проживания, вынуждая их переселяться со своих родных мест, тем самым нарушая нормы и стандарты международного права, включая положения Декларации ООН по правам коренных народов".
Это подтверждает и инцидент с экспертами ООН , прибывшими в связи с многочисленными жалобами коренных жителей и членов общественной организации "Возрождение Казаса и шорского народа", но так и не допущенных на территорию шорских поселений.
Как свидетельствует Дмитрий Бережков: "В селе Казас ситуация резко обострилась в 2012 году с вводом в эксплуатацию разреза "Береговой", угольной компании "Южная". Компания начала выкупать дома и земельные участки жителей поселка Казас, цена за жилье предлагалась в 10 раз меньше ее реальной стоимости. Тех, кто не соглашался продавать свое жилье и землю, представители компании начали запугивать.
Многие жители, напуганные бытовым, экологическим, социальным и уголовным террором начали продавать угольной компании свои дома за незначительные выплаты. Впоследствии компания начала снос таких домов. В домах тех, кто категорически не согласился продавать свои дома и покидать поселок, начались пожары. Полиция установила, что причиной всех пожаров являлись поджоги, но, несмотря на то, что преступники, для того, чтобы попасть в поселок должны были проезжать контрольно-пропускной пункт угольной компании - выйти на след поджигателей почему-то не смогла".
По его словам, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов утверждены Правительством России в 2009 году. Многие регионы внесли полностью всю территорию в данный перечень, ведь, по сути, коренные народы проживают на всей территории этих субъектов. Но, например, в Камчатском крае, региональные власти пытаются исключить часть территорий из перечня, чтобы лишить коренных народов доступа к водным биоресурсам под воздействием рыбопромышленников, которые воспринимают общины коренных народов как своих непосредственных конкурентов.
В Кемеровской же области в данный перечень внесены только территории, на которых размещена сельская инфраструктура, дома, дороги и т.д. А самое главное – окружающие леса, традиционные шорские территории, на которых народ исторически занимался охотой, рыболовством и собирательством и на которых сейчас осуществляют свои проекты угледобывающие компании, в перечень намеренно не внесены.
Администрация Кемеровской области, формируя Перечень, не включило традиционные территории шорцев и лишило их средств к существованию", - свидетельствует эксперт.
А в Якутии отстреливаются...
В силу малочисленности и своего статуса, шорцы не располагают теми возможностями в отстаивании своих прав, как жители Якутии. Валерий Лейкин из якутского поселка Пеледуй на прошлой неделе перекрыл трассу своим автомобилем «Тойота Тундра», достал травматический пистолет и стал обстреливать пытавшихся прогнать его охранников «Сургутнефтегаза».
По словам местных жителей, они живут "как в резервации из-за того, что единственную дорогу общего пользования, связывающую поселки Пеледуй, Витим, Толон и Иннялы с райцентром, - зимник по Лене - постоянно заметает снегом. А трасса нефтяников вдоль нефтепровода ВСТО превращается в "дорогу жизни" с оброком нефтяникам за проезд по их территории.
«С предпринимателей, перевозящих продукты, взимают по 100 тысяч рублей с машины. Вместо того чтобы разрешить сельчанам пользоваться трассой, «Сургутнефтегаз» установил на ней КПП, охранники которых, заворачивают машины местных жителей по любому надуманному поводу. Отрезав нас от райцентра, нашим людям в то же время не дают работать на нефтепромыслах. Сюда приезжают работать кто угодно, но нашим грузовикам на нефтепромыслах места нет" – передает слова местных жителей издание "Блокнот.Якутск".
Можно вспомнить, что к кровопролитию привело в 2011 году противостояние монгольских чабанов во Внутренней Монголии, являющейся, по мнению руководства страны, «энергетической базой Китая». Государство поощряло горнодобывающие компании открывать в регионе угольные шахты, отнимая пастбища у животноводов. Демонстранты требовали наказать виновных в гибели лидера монгольских скотоводов по имени Мерген, который пытался перекрыть проезд – 24-тонный грузовик с углем колесами проволок его тело примерно 150 метров.
Во всех приведенных случаях имеется массовое нарушение российских и международных норм права, о которых правозащитник Дмитрий Бережков (экс вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ) применительно к положению жителей шорских поселков разъяснил АРД следующее:
Налицо нарушение Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В соответствии с этим законом Федеральные органы государственной власти в целях защиты малочисленных народов имеют право:
- совершенствовать законодательство по недопущению действий, направленных на насильственную ассимиляцию, геноцид и этноцид малочисленных народов, экоцид их исконной среды обитания; (ст. 5,п. 9. ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" 1999);
- ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и деятельности малочисленных народов (ст.6, п. 3.);
- наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств (ст. 6, п. 10);
- осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов (ст. 7, п. 3);
Кроме того в соответствие с этим законом коренные малочисленные народы в целях защиты исконной среды обитания имеют право:
- безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания, землями различных категорий, необходимыми для традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" 1999);
- участвовать в осуществлении контроля за использованием земель;
- за соблюдением законов об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
- участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов;
- на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
- соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, содержать и охранять культовые места;
- лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе осуществлять территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в поселках Казас и Чувашка можно прийти к выводу, что ни федеральные органы государственной власти в лице Росприроднадзора и членов государственной экологической комиссии, ни органы государственной власти Кемеровской области, ни муниципальные органы власти не воспользовались ни одним из своих многочисленных прав по защите коренных малочисленных народов. Более того, в значительной степени ухудшили положение шорцев в этом районе.
Действия властей привели к тому, что и сами шорцы не смогли воспользоваться своими правами, закрепленными в федеральном законе, чтобы защитить свои территории от угольных компаний и отстоять свое самоуправление в поселках Казас и Чувашка.
Для того чтобы остановить ущемление прав коренного населения в Кемеровской области, а также остановить процесс насильственной ассимиляции и дискриминации шорцев необходимо на федеральном уровне:
- Пересмотреть Перечень и включить в него дополнительно территории, которые традиционно используются коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока на основании предложений и рекомендаций организаций коренных народов, в том числе межселенные земли, традиционно используемые шорским населением, Казас и Чувашка, и затем незаконно переданные в юрисдикцию Орловского сельского поселения в Кемеровской области.
- Реализовать на практике Федеральный Закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", дав возможность организациям коренных народов инициировать создание подобных территорий. В том числе создать такую территорию на традиционных шорских землях в районе поселков Казас и Чувашка в Кемеровской области.
- Сделать этнологическую экспертизу обязательной частью государственной экологической экспертизы в случае реализации проектов по добыче полезных ископаемых и других природных ресурсов на территориях, которые традиционно используются коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. Привлекать к выполнению такой этнологической экспертизы представителей коренных народов. Провести такую этнологическую экспертизу для того, чтобы оценить влияние угольных проектов в районе поселков Казас и Чувашка в Кемеровской области.
- В случае реализации проектов по добыче полезных ископаемых и других природных ресурсов на территориях, которые традиционно используются проживающими там коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, включить принцип, закрепленный в Декларации ООН о правах коренных народов о свободном, осознанном, предварительном согласии коренных народов на реализацию подобных проектов в качестве обязательного условия для получения проектами государственной экологической экспертизы.
- В соответствие с Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, в случае если это предлагается коренными народами, образовывать территориальное общественное самоуправление малочисленных народов, для того, чтобы они могли осуществлять административное управление своими традиционными территориями.
P.S. В марте 2013 года ОАО "Сибуглемет" обратилось в Арбитражный суд г. Кемерово с исковым заявлением ст.152 ГК РФ (о защите чести и достоинства и деловой репутации), к героям и создателям видеоролика за мнение: "...полубандитское давление на жителей п.Казас", "...шлейф уголовных дел, который тянется за ОАО"Сибулемет", "...геноцид в отношении жителей г. Мыски...", что якобы не соответствуют действительности. В процессе судебного разбирательства казасинцами были представлены доказательства, которые суд учел и вынес решение: "В удовлетворении исковых требований отказать".