О чём расскажет костюм для национальной борьбы у монгольских народов
Сравнительный анализ разных видов национальной борьбы у монгольских народов – их особенностей, сходства и различия – вскрывает уникальный и весьма важный культурный пласт. Особенный интерес представляет собой вопрос происхождения костюма для этого вида спорта. По сей день он сохраняет элементы, которые могут рассказать о забытых ныне, во многом неожиданных для современного зрителя аспектах, отсылающих нас к древней истории кочевников.
В публикации о происхождении борцовской формы у монгольских народов автор блога teuke предлагает свое видение истории национальных видов борьбы в монгольском ареале. Он опирается в своем обзоре на некоторые исторические и этнографические источники, предлагая свою версию о происхождении самой борьбы у монгольских народов. По его мнению, она имеет своими корнями не иначе как боевые искусства, и даже военное искусство кочевников, одновременно формировавшее вид спорта как вид тренировки:
«Бытует мнение о том, что различные виды борьбы, существующие у монгольских народов, не являются боевыми искусствами и военно-прикладного значения никогда не имели. Мягко говоря, это не совсем так, что становится совершенно очевидным при анализе хотя бы борцовской формы.
Упомянем только один факт - именно виды борьбы, основанной на тех же принципах, что и монгольские (а скорее всего, попросту происходящие от них), были обязательными для средневековой китайской военной аристократии. Форма же борцов в Южной Монголии, в Халхе и в Западной Бурятии не оставляет сомнений в том, что некогда разновидности борьбы бухэ-барилдан были весьма травмоопасны, а значит - имели вполне реальный боевой аспект.
Борцы в халха-монгольской форме
В Халхе (Монголия) борцы надевают куртку-дзодог и трусы-шуудаг, сшитые из особо прочной ткани, простеганной специальным швом туучмал ширмэл. Есть основания полагать, что эта форма не была исходной, так как мы знаем еще один вариант - южномонгольский. В нем куртка сделана из кожи с многочисленными металлическими элементами.
Вместо шуудаг в Южной (Внутренней) Монголии используются штаны (шаровары), поверх которых надевается особый доспех, по всей вероятности, происходящий от защиты ног всадника. Можно спорить о том, какой из видов формы был более ранним, но южная разновидность мне видится исходной, потому что в фольклорных рассказах о борцах из Северной Халхи примерно 17-18 веков проскальзывает такой мотив, что они вообще не имели никаких курток.
Вполне допустимо, что сама идея дзодока распространилась в Халхе под влиянием южных монголов, но приобрела собственные особенности. Это еще предстоит исследовать и даты появления дзодоков халхаской разновидности могут сдвигаться.
Что касается обуви, то и в Халхе, и в Южной Монголии, она видимо не играла особой роли, и там используется просто те же сапоги, что носят обычные пастухи с поправками на моду.
Однако надо упомянуть тот факт, что в Халхе издавна обувь имеет сильно загнутый носок, что является местной отличительной особенностью. У южных монголов обувь не имеет загнутого носка, но там и там борцы специальным способом обвязывают сапоги аргамжой.
В Западной Бурятии на обычных борцовских турнирах боролись босиком, но этнографы зафиксировали бытование в прошлом особых борцовских сапогов с утолщением на носке. Считается, что раньше существовали приемы ударов ногой (в таком сапоге), которыми могли и убить соперника.
И у западных, и у восточных (по крайней мере, у хоринских) бурят изначально не были прямо запрещены удары кулаком, и местами встречаются описания былых схваток с применением таких ударов.
В бурятских деревнях в общем-то и по сей день борьба проходит намного жестче, чем на официальных турнирах. Удары открытой ладонью, например, в область ключицы фактически применяются довольно часто.
Существует мнение, что современные смягченные правила окончательно были введены сравнительно недавно, при организации первых республиканских сурхарбанов. Хотя, не исключено, что тенденция к гуманизации борьбы началась с принятием ее в качестве разрешенного спорта при буддийских монастырях Бурятии. В то же время, письменные источники на рубеж 18-19 веков показывают сохранение высокой травмоопасности бухэ-барилдана на территории, например, Хоринской степной думы.
Как бы то ни было, наличие ударной техники еще не показывает происхождение вида спорта от чисто воинского искусства. В данном ключе наиболее показательным является использование южными монголами доспеха для ног, который сегодня фактически не показывает особой необходимости для современных правил борьбы.
В Южной Монголии распространено (отсутствующее в других регионах) правило "руки против рук, ноги против ног", т.е. захваты руками за ноги исключены, а от подсечек и подножек такая защита все равно не спасает.
Южномонгольские борцы
Современный ножной доспех делается просто из войлока или плотной ткани, богато вышивается орнаментом или надписями по-монгольски. Однако, еще в 1960-х годах борцы продолжали использовать старые доспехи из кожи с металлическими элементами. Предполагаю, что это наследие старинного комплекта доспехов, а вся вообще форма южномонгольских борцов дает возможность предположить, что их вид борьбы в какой-то части происходит от борьбы в доспехах.
Это специфический вид, довольно мало распространенный в мире, но кое-где он в средние века бытовал. В Японии развилось боевое искусство ёрои-кумиучи, в Западной Европе пытались сформулировать основные принципы борьбы в тамошних рыцарских доспехах.
У японцев постепенно из ёрои-кумиучи развились виды борьбы, основанные на болевых приемах (заломах по сочленениям), что было логично, ибо против воина в доспехах удары кулаком и даже ногами не особенно эффективны.
У монголов по ряду причин такие виды приемов не получили особого развития (о чем следует написать отдельно), но зато возникли уникальные приемы воздействия на позвоночник. Дело в том, что монгольские комплексы доспехов никогда не включали в себя полной цельнометаллической кирасы, соответственно позвоночник сохранял гибкость, и воздействие на него через ламеллярный доспех в принципе оставалось доступным.
На самых старых кожано-металлических дзодогах в области спины встречаются массивные металлические вставки, порой богато декорированные. Вероятно, это какие-то следы попыток защиты позвоночника от былых приемов, во всяком случае, на обычных боевых доспехах монголов никаких массивных металлических деталей на спине не заметно. Т.е. дзодог, сам генетически восходя к доспехам, не был их обычной частью, он стал ответом на уже сложившиеся приемы борьбы, его форма появилась специально для такого вида борьбы.
Кроме приемов, направленных на позвоночник, были и другие, благодаря которым сложилась именно такая форма борцовской куртки, у которой полностью отсутствует грудная часть. Туристы, спрашивая о причинах появления такой колоритной формы, в ответ обычно получают стандартную легенду о том, что мол, в древности, некая переодетая в мужчину женщина раз за разом побеждала на турнирах, поэтому во избежание повторения такого будто и придумали куртку, обнажающую голую грудь.
Легенда, конечно, тоже не придумана совсем уж на ровном месте. Образ этой борицы содержит в основе совершенно реальное историческое лицо, дочь правнука Чингисхана Хайду по имени Хутулун. Она была носительницей монгольских воинских традиций, любила борьбу, требовала, чтобы претендент на ее руку сначала смог одолеть ее в поединке. Все это, разумеется, порождало массу сплетен и, наверное, повлияло на сложение легенды. В конце концов Хутулун выбрала себе в мужья Абтагала из рода хорилас (горлос). Туристы, слушая легенду и историю Хутулун, бывают абсолютно счастливы и вспоминают аналогичный сюжет о появлении традиции бегать голыми во время греческих олимпиад.
Не имея ничего против этой легенды, рискну предположить, что дзодог появился не во времена Хутулун, а гораздо позже. В "Тайной истории монголов" и в "Сборнике летописей" нет никаких упоминаний о куртках на борцах, хотя сама борьба описывается неоднократно. В первом источнике зато есть упоминание о savari "огрубевшей коже" на спине борца. Это очень характерная деталь, сквозной нитью проходящая через бурятские легенды о монгольских борцах - бухэ.
Буряты, описывая жизнь бухэ, часто упоминают веревочные сети, на которых спали профессиональные борцы. Иногда они даже не ездили верхом на турниры, но их привозили на телегах, в которых были натянуты такие сети. Для чего они были нужны? Ответ неожиданный - для того, чтобы получить ту самую "огрубевшую кожу" haaри на спине. Бухэ можно сказать истязали себя, чтобы добиться такого состояния кожи на спине. Потому что в ту пору у них не было дзодогов!
В бурятском эпосе полно описаний борцовских поединков и обыденным мотивом в них является описание приема, когда бухэ пальцами вырывает кожу и мясо со спины противника. Это примерно то же самое, что и прием "орлиные когти" в китайском боевом искусстве. Особая тренировка пальцев в принципе позволяет добиться такой силы, чтобы произвести подобные разрушения во вражеском организме.
Кроме того, не забываем о приемах воздействия на позвоночник. Сейчас в Монголии упоминают об особых захватах корпуса, при которых хребет противника упирается о выступ плеча, о бросках противника спиной об колено и т.д., но, судя по косвенным данным, можно предполагать, что были и более простые приемы болевого воздействия пальцами на позвонки, ребра или область лопаток.
Кроме того, "орлиные когти" позволяют воздействовать на области печени и почек. Если присмотреться к старинному дзодогу, он именно все эти области и закрывает. Закрыта спина, закрыты печень, почки, часть живота. Пока не придумали специального борцовского доспеха, бухэ тренировали мышцы спины и добивались жесткости кожи на веревочных сетях. Дзодог устранил эту проблему, но привел к тому, что старые смертельно опасные приемы начали забываться, чему конечно способствовали и общее снижение интенсивности военных столкновений, и буддизм, и государство, не заинтересованное в большом количестве калек.
После того, как наиболее опасные приемы бухэ-барилдана были запрещены, дзодок ожидаемо начал трансформироваться. Он становился все меньше, все легче, пока не приобрел максимально облегченный и уменьшенный вид в халха-монгольском типе. Теперь он используется как дань старой воинской традиции.
Так представляется история дзодога, насколько ее удалось проследить. Очень может быть, что новые источники из Южной Монголии принесут еще много неожиданных сведений и изложенную версию придется корректировать. При этом, здесь изложена не история всего пути развития бухэ-барилдана, а лишь часть ее, это только первая из запланированных заметок по теме.
В завершение первой статьи несколько слов о западнобурятском и ойратском видах национальной борьбы.
Начнем с того, что у ойрат бытовала совсем другая борьба, с другими правилами и другим названием – ноолдон. Но, у них, по рассказам моих калмыцких друзей, в прошлом была традиция выхода борцов, когда их вели под покрывалом и при этом на веревках. Отвязывали и скидывали покрывало перед самым началом схватки. В целом это исключительно похоже на чисто шаманский ритуал, который у бурят-монголов практикуется до сих пор, буквально в наши дни. Но, есть один момент.
Веревки, на которых ведут борца, могут быть отголоском тех веревочных сетей, на которых спали старинные бухэ. Это маловероятно, но до поступления новых материалов стоит иметь в виду и такую версию.
Западные буряты имеют сходные с ойратскими правила борьбы, но называют ее также как и восточные буряты, халха и южные монголы, т.е. бухэ барилдаан (в отдельных диалектах есть слово тулаан, но тут до конца не ясно его точное значение, нельзя исключить, что так называли не обычную борьбу, а какой-то вид рукопашного боя).
В этнографическое время они уже не использовали сапогов хэхэ годоhон, которыми наносили мощные удары, они никогда не использовали и дзодогов, но их борцы по некоторым сведениям надевали особые кожаные штаны с высоким верхом. Штаны подпоясывались кушаком. Я склонен думать, что западнобурятские борцовские штаны в прошлом закрывали область живота и самую уязвимую часть спины. Поскольку штаны шились из кожи, они должны были защищать от тех же приемов, что привели и к появлению дзодогов».
Стоит отметить, есть мнение, что происхождение костюма для монгольской борьбы бух барилдаан (бухэ барилдаан у бурят-монголов) имеет и некий сакральный аспект. К примеру, на сайте Сартуул-Булагского дацана от имени Буддийской Традиционной Сангхи России говорится:
«В борьбе «бухэ барилдаан» применяется особая одежда: шапка, внешне напоминающая шлем – ее снимают перед схваткой, национальные борцовские трусы, на ногах «гутулы» — кожаные сапоги и обязательно пояс кушак.
- В старину кушак, наряду с ножом и огнивом был обязательным атрибутом бурятского мужчины и остается таковым, но теперь в качестве брючного ремня, - поясняет главный судья Баир лама Цыбиков. - С кушаком связано множество легенд и преданий. По бурятской традиции считается, что именно в кушаке заключен дух мужчины. В сочетании с традиционным танцем-приветствием (танец орла) перед поединком поединок выглядит очень красочно».
Однако, в то же время нельзя не заметить, что в Бурятии костюм для бухэ барилдаан лишь в последние годы «возвращается к корням». В советское время его сакральный смысл и первоначальное значение стал вытеснять борцовская форма, принятая в международной борьбе олимпийского стандарта.
Как об этом вновь пишет Сангха России: «Борьба пришла из глубины веков, когда по окончании коллективной охоты на зверей в ходе поединков выявлялись претенденты на лучшую часть добычи. Затем они стали проводиться во время религиозных церемоний.
В советское время борьбу максимально приблизили к вольной борьбе, многие ритуалы, атрибуты и правила были отменены. В результате она потеряла свое лицо и стала полуспортивной. Поединки урезали во времени, победителей определяли по предупреждениям и даже по меньшему весу борца. Были отменены кушаки, а ведь кушак или ремень это непременный атрибут мужчины у бурят. Сейчас «бухэ барилдаан» вернулся к первоначальному виду».
Много общего с бурятской или монгольской национальной борьбой имеет и знаменитая национальная тувинская «хуреш». По-видимому, также являющаяся «потомком» общего для кочевников вида боевого искусства, как говорят сегодняшние исследователи:
“Хуреш — это чисто тюркское слово. Сотрудник ТИГИ, завсектором монголоведения Бадарч Баярсайхан, считает, что в его основе слово «хур» («кур») — сила. Другой сотрудник ТИГИ, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Зоя Самдан, говорит, что это слово башкиры считают сочетанием двух слов, в переводе означающих «пояс друга».
Существует также мнение, что в основе названия борьбы — кушак, пояс. Такая борьба имеет похожие названия у разных народов: в Чувашии — курашу, в Татарстане — куреш, у алтайцев — курес.
Некоторые считают, что истоки этой борьбы опять же в древних боевых искусствах: одним из важных элементов конной атаки было умение выкидывать противника из седла. Этот элемент боевой подготовки воинов тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах”.
Необходимо отметить то, что сегодня хуреш не теряет своих позиций в национальном спорте, более того – привносит свои особенности в современный мировой спорт:
Как рассказывет nsportal.ru, «хуреш» на первый взгляд может показаться весьма простым, но это не так. Чтобы победить в нем, достаточно свалить соперника на землю (лежащего не бьют). Но в связи с этим спортсмен особо должен следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры. Поэтому тувинские борцы-вольники, самбисты, сумоисты выделяются особой устойчивостью на ногах. Это подчеркивал двухкратный чемпион Олимпийских игр И.С.Ярыгин. Он считал, что «тувинская национальная борьба «Хуреш» привнесла в нашу советскую школу тоже свое, но нужное всем нам».
Особенности костюма для «хуреш», пожалуй, подтверждают всё вышесказанное о значении костюма национальной борьбы монгольских народов:
«Костюм борцов состоит из прочных холщовых трусов плавок, «судак», пояс и края которых часто обшиваются сыромятной кожей. Кроме трусов, надевается специальная куртка- «содак», состоящая только из спинки и рукавов. Куртка спереди закрепляется планками из сыромятной кожи. Ноги обуты в мягкую национальную обувь .Спортивный костюм моге-салыкчызы состоит из ярко-пестрого шелкового национального халата и фетровой шляпы. Бороться можно и без куртки. Захваты выполняются за любое место куртки, за трусы и любую часть тела. Разрешается броски через ноги. Победа присуждается за прикосновение к земле противника четырьмя точками. Время схватки не ограничено».
“В древнее время во всех соревнованиях борьбы «Хуреш» участвовали все, не зависимо от пола. В одно время женщины стали побеждать во всех соревнованиях, что смущало всех мужчин тех времён. Тогда великий хаан (король) приказал, что на соревнование нужно приходить в специальной одежде, называется костюм «содак-шудак», в котором жесткие кожаные сапоги, трусы, кофта (одевается, как кофта, но отсутствует передняя часть ткани, борец должен быть голым в передней части). Вот этот костюм настоящего воина.
Тогда в следующем соревновании не участвовали женщины, так как никто из них не осмеливался в таком костюме выйти на арену. Вот таким образом появился традиционный костюм «содак-шудак», чтобы оградить от участия женщин». И этот костюм не должна шить женщина, только мужчина-борец, чтобы оставить силу и дух борца”.
Остается заметить, что исследование культурных аспектов национальных видов спорта способно рассказать о народном наследии гораздо больше, чем это представляется обычному зрителю обычного поединка борцов.