Хамнегане или исчезающий народ
Знакомство с хамниганами произошло еще в детстве – в школьном классе появилась Оля. Практически десятая бурятка в школьной параллели городской русской школы. Но при близком знакомстве с ней, а еще более того, с ее родными вдруг стало понятно – а ведь далеко не буряты. Говором быстрым и «цыкающим» они сильно отличались от напевных агинских речей. Так-то и появилось в жизни понятие хамнегане.
Вот что пишет Википедия об этом народе: хамниганы, хамнигане – субэтническая группа, входящая в агинско-бурятскую этническую группу, проживающую в основном в Дульдургинском районе Агинского Бурятского округа, Кыринском, Акшинском районах, отчасти в Шилкинском районе Забайкальского края. Этническим центром ононских хамниган является село Токчин Дульдургинского района.
Монгольские исследователи утверждают, хамнигане живут в небольшом количестве на севере Хэнтейского аймака. В настоящее время они сильно омонголены и совершенно забыли родной язык. Кроме того, встречаются селения хамниган по территории Йоро Селенгинского аймака, Мандал Центрального аймака и Баян уула Восточного аймака.
В тоже время исследования еще 30-х годов прошлого века относят хамниган к манжуро-тунгусской группе. Современные исследования относят их к дагур-монголам, проживающим на территории КНР. Этноним хамниган предположительно был дан бурятам в начале XIX века по боевому кличу «хан минии Ган» (хан мой Ган) после войны хори-бурят и хамниган.
Так кто же вы хамнигане? Еще одна из ветвей монгольского народа, затерянная на просторах великой степи, или потомки хисцев-уваней, обитавших когда-то по Большому Хинганскому хребту? Ученые как мы видим никак не могут прийти к единому мнению.
Мешает этому ассимиляция народа – некогда говорившего на эвенкийском языке, позже принявшего один из монгольских диалектов, а сегодня постепенно растворяющегося в бурятском народе.
Туг барисан, тугчин бидэ!
Свое происхождение хамнегане в своих легендах относят к образованию монгольского государства Чингисханом. Селение Токчин, которое было названо в честь одного из доминирующих родов – тугчин, что в переводе означает «знаменосец». По преданию этого рода, они – защитники девятибунжучного знамени Чингисхана.
Это подтверждается и обычаями, которые сохранились до сих пор. Так, во время грозы хамнеганен должен выйти на улицу и кричать: Туг барисан, тугчин бидэ! (Знамя держащие, мы – знаменосцы!) с верой что их не поразит молния. Этот обычай ушел с исчезновением войлочных юрт - последние кто соблюдал этот обычай, умерли в 60-х годах прошлого века.
Курулга – место хуралов
Жители сел Нарасун, Курулга и Тарбальджей очень часто в вопросах происхождения вспоминают Чингисхана. Ведь родился и вырос он в этих местах на берегу Онона. Хурал наречения Тэмуджина Чингисханом также проходил здесь. Отсюда и название села Курулга – место прохождения хуралов. Тем более что местность идеально для этого подходит - в обширной пойменной долине возвышается небольшая сопка Ульхун.
Монгольская стратегия
Топонимика Приононья очень часто имеет монгольское происхождение: Кыра- долина, Алтан- золото, Акша – узкое место, Харалга – дозорр., Кункур – захоронение, Дурой – стремена, Мордой – оседлать коня. Ономастика также показывает, что старшее поколение имеет имена, заимствованные их «Сокровенное сказания монголов» - имена Чимбу, Ная, Ува, Жупкон, Добчин, Буха.
Это позволяет говорить о некоей древнемонгольской общности, которая включала хамнеган. И скорее всего, они были закреплены на территории Приононья в стратегических целях средневекового монгольского государства.
Враг народа – ассимиляция
Вероятно, в ходе длительного проживания небольшой группы на одном месте к ней постепенно просоединялись роды орончон (эвенки), группы ойратских беженцев. Позднее хамнегане начали смешивать с хоринскими родами прибывшими из Цинской империи. Но при этом у них сохранялась архаичность говора и они доминировали среди населения Приононья до конца XIX века.
Сегодня же несмотря на то, что многие хамнигане относят себя к исчезающему народу, официально большинство из них причисляют себя к бурятам.