Мунхэ Тэнгэри монголы позаимствовали у китайцев?
Значительная непрерывность существования китайской цивилизации оказала огромное влияние на соседствующие с ней народы. В том числе культ Неба был воспринят ранними номадами еще в I тыс. до н.э. - такой вывод делает религиовед Артем Жуков. Ученый предупреждает, что народы приграничных территорий все еще остаются в зоне интересов Поднебесной.
Уже тогда в мифологических мировоззрениях жителей Китая и Забайкалья существовали общие идеи – почитание божества неба, огня, культ предков и могущественных вождей. При этом ученые отмечают, что эти идеи перенимались кочевниками по их инициативе, то есть Китай не навязывал их насильно. Причина простая – несмотря на политическую самостоятельность, кочевые племена сильно зависели от Поднебесной экономически.
Первыми, по мнению Филипповой, по пути заимствования китайский идей пошли хунну. «Наиболее значимым итогом воздействия земледельческой цивилизации Китая на кочевников было то, что они впервые создали собственное государство, существование которого напрямую зависело от Китая, - она пишет. – Это обстоятельство стало фактором того, что в номадческой среде получили распространение китайские предметы быта и роскоши, конструирование и обустройство городов и поселений, а также погребальных сооружений по китайскому образцу».
Особое место заняла идея, подразумевающая наличие веры в заботу Неба о благосостоянии людей – и это одна из древнейших китайских мифологических концепций. При этом в государственной идеологии хунну по аналогии с китайской идеологией космос был объявлен божеством, покровительствующим народу, а хуннский шаньюй - сыном Неба. Такая иерархия, во-первых, отделяла хунну от остальных кочевых племен, а во-вторых, уравнивала права правителей хунну и китайских императоров.
Впоследствии идеология хунну, уже как самостоятельная, прочно вошла в мировоззренческую систему почти всех кочевых сообществ Центральной Азии. Её влияние испытали многие кочевые племена Забайкалья. Наиболее яркий пример демонстрирует история ранних тюрок, у которых источники зафиксировали бытование культа Тэнгри (Неба). В их мифологии Кок-Тэнгри, являясь Небом, духовно, а не материально было противопоставлено видимому в обыденной жизни небу. В этой вере Лев Гумилёв увидел влияние Китая, по аналогии с которым тюрки приравняли собственное мировоззрение с принципами, лежащими в основе государства.
Древнее монголоязычное население также использовало идеи, имевшие происхождение в культуре Китая. Так, племена сяньби, пришедшие на смену хунну полагали, что их правитель Таньшихуай является сыном Неба, который был рожден своей матерью, зачавшей от небесной градинки. На развитие таких монгольских племён, как тоба-вэй и кидань влияние Китая было столь значительным, что это привело к их частичной культурной ассимиляции. Полное поглощение тобасцев было обусловлено переселением этого племени на территорию Китая. А идеалогия киданей в течение почти ста лет испытывала влияние китайской мифологии, элементов даосизма, конфуцианства и китайского буддизма. В результате сформировалась синкретическая система киданьского тэнгризма, в которой наиболее представленной оказалась идея Неба. Император киданей считался воплощением Неба на земле, он исполнял обязанности первосвященника и приносил Небу ежегодные жертвы.
Эпоха Чингисхана, сопровождавшаяся монгольским завоеванием Китая, продемонстрировала нарастающую зависимость монголоязычного населения от китайского контекста. В качестве факторов, обусловивших китайское влияние, исследователи называют наличие монголо-китайских связей и влияние, которое оказывала культура оседлых соседей на северных номадов.
Первоначально Чингисхан сочетал в государственном строительстве древние традиции, сохранившиеся ещё от хунну, с законами аристократии и элементами республиканского народовластия. Человек повинуется начальнику не как лицу, а как части божественно установленной иерархической лестницы, на вершине которой стоит хан, который правит народом по велению Неба. В целом данные исследований дают основания для вывода о том, что государство, основанное Чингисханом, опиралось на религиозную мифологию, имеющую очевидные параллели с древнекитайской мудростью.
В последующие годы монгольские императоры династии Юань, перенеся столицу в Пекин, в ещё большей степени вынуждены были примерять свою религиозность и обычаи к китайскому образцу. В частности, с 1267 г. по приказу Хубилая, монголы стали отмечать Новый год в феврале. Во время церемонии они поклонялись Небу и императору, как лицу его представляющему. Как отмечают исследователи, всё связанное с китайским влиянием на обычаи «северных соседей» Китая, у них сохранялось. И при этом попытки выбрать самостоятельный путь развития, находясь в области влияния культуры Китая - например, попытка юаньских императоров сделать тибетский буддизм религией монголов, на тот момент продолжений не имели.
Алгоритм культурного воздействия Китая предполагал длительный и интенсивный характер отношений этих народов с китайской цивилизацией, что могло привести к их китаизации, как это произошло с частью хуннских, тобасских, киданьских и монгольских племен.алгоритм культурного воздействия Китая предполагал длительный и интенсивный характер отношений этих народов с китайской цивилизацией, что могло привести к их китаизации, как это произошло с частью хуннских, тобасских, киданьских и монгольских племен.
В свете современной политической ситуации в регионе, ученые предупреждают, народы приграничных территорий находятся в так называемом китайском круге. И несмотря на невозможность осуществления прямого идеологического влияния на них со стороны КНР, они продолжают оставаться в зоне интересов Китая.