Тибетский вопрос в России: дружба с Китаем и интересы буддийских народов
Тибет занимает в Китайской Народной Республике и в мире особое место. В том числе из-за так называемого тибетского вопроса.
Эта проблема существует в нескольких парадигмах, в зависимости от чего его трактовка может меняться кардинальным образом. Так, в китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистки настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской – проблемой исторического и политического статуса Тибета.
Существуют также парадигмы тибетского вопроса как «политики реального» (Realpolitik) или проблемы прав человека, экзотической страны мистической духовности (Шангрила) или, наоборот, страны, где распространены деградированные формы буддизма.
В основе парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства (representation fight) или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. Главные оппоненты в этой борьбе – правительство КНР и тибетская диаспора в лице Его Святейшества Далай-ламы XIV и правительства Тибета в изгнании (Центральная тибетская администрация).
Китайская парадигма
Китайская парадигма тибетского вопроса существует на трех уровнях: официальном, интеллектуальном и массовом. Можно сказать, что для всех трех уровней характерно понимание Тибета как части Китая. Среди трех уровней основополагающим является официальный. Он основан на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи народов Китая. В отношении Тибета утверждается, что начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем.
Построение образа «китайского Тибета» (Zhongguo Xizang) основывается на упрощенных символах, с помощью которых обосновывается утверждение о том, что Тибет является частью Китая. Согласно официальной пропаганде старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание.
В целях пропаганды официальной точки зрения в КНР в СМИ было запущено огромное количество телевизионных и радиопрограмм, огромными тиражами издаются популярные статьи и книги, в которых освещаются проблемы Тибета. Ни одна национальность Китая не имела такого внимания со стороны государства. Результатом кампании стал большой интерес к Тибету со стороны этнических китайцев, о чем свидетельствует, в частности, туристический поток, хлынувший в Тибет, далеко превзошедший по количеству зарубежный. Надо сказать, что кампания приносит свои плоды, и официальный образ «Китайского Тибета» принимается в целом по всей стране.
Таким образом, символами политического мифотворчества Китая можно назвать изображение старого Тибета в виде «ада на земле», объединительную и цивилизаторскую миссию Китая, освобождение тибетских масс от крепостного ига, развитие и прогресс современного Тибета.
Тибетская парадигма
В 1959 г. в результате антикитайского тибетского восстания за рубежи своей страны бежало около 100 тысяч тибетцев. В число беженцев входили Далай-лама и его семейство, правительство Тибета, аристократия и высшие монашеские круги, то есть весь цвет тибетской элиты. Благодаря их усилиям мир узнал о тибетцах и их борьбе за свободу и независимость, которая вызвала искреннюю симпатию к тибетскому вопросу и большой интерес к культуре и религии Тибета.
Можно сказать, что этому способствовали такие мощные символы, как представление старого Тибета в виде гармоничного общества, где процветала религия, между высшими и низшими сословиями царило согласие, а экономика была самодостаточной для удовлетворения нужд населения; незаконный характер китайского вторжения; уничтожение религии и традиционного уклада жизни; справедливая борьба тибетского народа за свободу и независимость.
Основные тезисы тибетской парадигмы
Статус Тибета. Тибет на протяжении своей 2-тысячелетней истории был независимым государством. Во времена династии Юань (монголов, 1279-1368) и Цин (маньчжуров, 1644-1911) между ламами-правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.
По тибетской точке зрения введение войск народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 г. является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.
Результаты китайской оккупации. Центральная тибетская администрация и Тибетский молодежный конгресс осуждают национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, была насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом – геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.
Современное положение. По мнению диаспоры, проводимая политика благоприятствует китайскому государству и ханьским мигрантам, в то время как сами тибетцы маргинализуются, окружающая среда Тибета ухудшается, исчезает тибетский образ жизни, религия и культура тибетского народа постепенно сходят на нет.
Разрешение тибетского вопроса. В настоящее время Центральная тибетская администрация придерживается плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в рамках КНР. Тактикой Дхарамсалы на настоящий момент является поддержание кампании интернационализации тибетского вопроса посредством обвинений Китая в нарушении прав человека, с тем, чтобы добиться поддержки Запада и заставить Китай быть более сговорчивым во время переговоров.
Таким образом, можно сказать, что построение образа «независимого Тибета» тибетской диаспорой также основано на упрощенных символах – старый Тибет как идеальная страна (Шангрила), незаконная оккупация, геноцид, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость. Симпатии огромного большинства людей в мире лежат на стороне этого образа Тибета. Однако, по нашему мнению, этот стереотип так же, как китайский, построен на политическом мифотворчестве и отрицании истории.
Тибетский вопрос на Западе
Как видно, битва представлений между Китаем и тибетской диаспорой, или борьба за право представлять интересы Тибета, очень ожесточенная. Кто же выигрывает в этой битве представлений?
На первый взгляд, кажется, что тибетская сторона, поскольку ее аргументы выглядят сильнее, Пекин держит оборонительную позицию, Далай-лама пользуется в мире огромным авторитетом, награждение Его Святейшества Нобелевской премией и Золотой медалью Конгресса США – свидетельство признания в мире справедливости борьбы тибетского народа. В этой борьбе сам Запад – не посторонний зритель, а теперь уже ее непосредственный участник, а также главное действующее лицо в определении проблемы.
Однако большинство людей в мире не осознает, что за этой идеологической битвой лежит «реальный» вопрос и «реальная» политика, которые в конечном итоге и определяют сущность проблемы. Реальный вопрос состоит в том, что Тибет находится в составе КНР, и ни одна страна мира не признает тибетское правительство в изгнании в качестве представителя тибетского народа. А реальная политика состоит в том, что тибетский вопрос используется Западом в борьбе с Китаем, в котором он видит потенциальную угрозу сложившемуся миропорядку.
Тибетский вопрос в России
Казалось бы, тибетский вопрос имеет мало отношения к российской действительности. Однако нам представляется, что это не так. Тибет и его столица город Лхаса – места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян. Всем известны подвиги неутомимых исследователей Внутренней Азии Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Г.Н. Потанина, Ю.Н. Рериха. Не будет преувеличением сказать, что их великие открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу Далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено.
Тибет особо близок российским буддистам – бурятам, калмыкам и тувинцам. В конце XVII в. монгольские и тибетские монахи привнесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Г. Цыбиков и Б. Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края. В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.
В 2008 г. мне довелось стать зрителем вручения Золотой медали Конгресса США Его Святейшеству Далай-ламе XIV. Правда, не из залы Ротонды Капитолия, а с экрана на западном склоне капитолийского холма, где по торжественному случаю собралось огромное количество тибетцев и друзей Тибета.
После окончания церемонии Далай-лама спустился в сопровождении киноактера Ричарда Гира, официальных лиц американского истеблишмента и тибетского правительства в изгнании и обратился к собравшимся с небольшой речью. Было отрадно видеть, как почитают и уважают Его Святейшество в Америке, как гордятся тибетцы своим лидером и как благодарны они поддержке, которую получают в западном мире.
У нас же – совершенно иная ситуация. Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловливается специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе XIV.
Сама я по специальности китаист, и Китай для меня – почти родная страна. Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции.
В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Думается, что проблема эта – отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна. Кроме того, китайский опыт разрешения тибетского вопроса весьма немаловажен для нашей страны, так как проблема ее единства стоит не менее остро, чем в Китае. А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили внимание на эти вопросы.
В сюжете: Тибетдружбапартнерство