Китайцы больше двух часов не пьют, зато плюются...
Что китайцу - час, русскому - потеха.
Являясь относительно устойчивым и упрощённым образом социальной группы, человека, события или явления, пишет, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры.
Китайские эксперты по России, характеризуя российско-китайские отношения, часто используют выражение «вверху жарко, а внизу холодно». Это означает, что для официальных отношений, прежде всего, отношений лидеров двух стран, характерна необычайно тёплая атмосфера, в то время как на уровне средств массовой информации из Китая в Россию и из России в Китай «веет холодом». СМИ двух стран размещают большое количество материала друг о друге, но отсутствует полнота картины, а некоторые статьи изобилуют стереотипами, искажающими реальное положение дел. Это, в конечном счёте, негативно сказывается на качестве сотрудничества и взаимодействия от межгосударственного до межличностного уровней.
В своей статье «Синофобия – русофобия: реальность и иллюзии» читинский социолог Алексей Янков пишет: «Сегодня приходится констатировать большие различия между китайцами и русскими в понимании друг друга на уровне межличностного и межгруппового общения. Это во многом объясняется историей русско-китайских отношений. Вкратце можно сказать: это история дипломатических «качелей», когда периоды понимания и доверия сменяли десятилетия конфронтации и войн. В XIX веке немало китайцев обосновалось на российском Дальнем Востоке, работая на приисках, легально и нелегально осуществляя трансграничную торговлю и так далее. Именно в это время впервые складываются стереотипы межэтнического восприятия. В XX веке после окончания второй мировой войны, образования КНР (1949 год) начинается период советско-китайской дружбы; в это время формируются позитивные стереотипы, которые до сих пор существуют в сознании старшего поколения россиян и китайцев. Однако затем последовал этап конфронтации, приведший к вооружённым столкновениям на границе. Конфликтные стереотипы 1960—1970-х годов также существуют в массовом сознании».
Возможно, первое, что приходит на ум при слове «китайцы» – это то, что они исключительно трудолюбивы и неприхотливы. В рассуждениях россиян об этом звучит не столько белая зависть и стремление поучиться, сколько высокомерие: дескать, и мы могли бы так же, невелика хитрость, да«нема дураков за гроши спину ломать». Самые жалкие лачуги в России называют «шанхаями», хотя настоящий Шанхай – город небоскрёбов.
Представление о Китае как бедной стране, где люди бьются, словно рыба об лёд, ради выживания,давно верно лишь отчасти. В незатронутой пока модернизацией глубинке многие продолжают существовать на один-два доллара в день. Но минимум 200 миллионов человек, что превышает всё население России, уже достигли потребительских стандартов “золотого миллиарда”, для этого достаточно выучить китайский язык онлайн и прочитать пару- тройку заметок на языке оригинала в деловой газете. Китай превратился в один из крупнейших мировых рынков автомобилей, электронных гаджетов, модной одежды и косметики. Политика одного ребенка породила феномен «маленьких императоров». Масса взрослых наперебой закармливает и балует малыша, покупает дорогие кроссовки и плееры, стараясь дать ему всё, чего сами были лишены в детстве.
Несомненно, Китай обязан своими успехами конфуцианской этике: упорный труд, самоограничение,накопительство, стремление повысить свой социальный статус. Но станут ли новые поколения следовать этим заветам — вопрос, на который пока нет ответа.
Характерный пример стереотипа – представление русских о том, что в Китае за воровство отрубают руки. В современном Китае это может случиться только в случае самосуда или открытого беззакония.Что, кстати сказать, практически невозможно. Законодательно такое наказание в Китае запрещено и даже не применялось в древности. Китайцы, общающиеся на бытовом уровне с русскими, как правило, очень обижаются на этот расхожий стереотип. Но, тем не менее, многим россиянам это не мешает быть глубоко убеждённым в данном заблуждении. За воровство в Китае даже не расстреливают (если это не хищение государственного имущества в крупных размерах), а всего лишь сажают в тюрьму. В крайнем случае, торговцы или пострадавшие граждане могут избить как следует,если это кража какой-нибудь мелочи на рынке.
Кто-то утверждает, что китайцы – приверженцы сложного этикета. Этот стереотип сталкивается с личным опытом россиян, посещающих Китай и с удивлением рассказывающих, что её жители разговаривают в общественных местах во весь голос, смачно сплевывают на асфальт, пристают с предложениями сфотографироваться вместе к незнакомым людям.
Доцент кафедры востоковедения МГИМО (У) Владимир Корсун считает, что элита общества действительно воспитана на «китайских церемониях». Мало-помалу это уходит благодаря контактам с внешним миром. В качестве примера можно привести нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина. Он держится намного свободнее, чем застегнутый на все пуговицы Ху Цзиньтао, возможно, потому что Си — сын члена политбюро,которому с детства многое позволялось.
Городские простолюдины – это в основном вчерашние деревенские жители, которые ведут себя с детской непосредственностью. Государство целенаправленно воспитывает хорошие манеры с помощью штрафов и пропаганды, особо активная кампания такого рода велась накануне Пекинской олимпиады. Таким образом, можно сказать, что модели поведения верхов и низов постепенно сходятся и приближаются к общемировым нормам.
С товарами, на которых стоит клеймо «made in China», связана уверенность многих россиян, что китайские товары дешёвы, но низкопробны. Выражения «китайское качество» и «китайские поделки»сделались в русском языке нарицательными. По оценкам экспертов, китайские производители давно научились выпускать продукцию мирового уровня. Правда, качественные изделия они направляют на требовательные рынки США и Европы, а в Россию нередко пытаются сбыть что поплоше. Но это проблема не китайцев, а российских импортёров и потребителей.
С этим стереотипом соседствует другой – о том, что в Китае всё невероятно дешево. Разумеется, что к жителям Забайкалья это не относится. Но утверждения подобного рода можно встретить у жителей центральной части России. Конечно, цены в сравнении с Россией более выгодны. Чем действительно способен порадовать Китай, так это стоимостью проживания и ценами на продукты питания, но об абсолютной дешевизне речь здесь всё-таки не идёт.
Одно из расхожих мнений про китайцев – их исключительная трезвость. Андрей Захаров, который работал три года директором завода в Китае, вспоминает: «Однажды на заводе в Жугао был такой случай. Шла отгрузка готовой продукции. После обеда, когда грузчики приступили к погрузке очередного контейнера, я обратил внимание, что работа продвигается как-то особенно шумно. Захожу на отгрузочную площадку. Красноречивые лица рабочих и их желание пообщаться с директором явно говорили, что ребята приняли! Я пригласил бригадира грузчиков в кабинет, кстати, мужик оказался трезвым, и предупредил, что если они ещё раз себе позволят спиртное на работе, я сниму с бригады весь месячный премиальный фонд, а его, бригадира, уволю. Поскольку мне китайцы верили безоговорочно, больше ни разу подобных инцидентов на заводе не наблюдалось.
Пьют ли дома? Тот же бригадир грузчиков организовал однажды вечеринку. Когда пьяная и весёлая компания разъезжалась, одна парочка на своём мотоцикле не вписалась в поворот. Водитель разбился насмерть, а женщина, оказавшаяся работницей нашего завода, полгода пролежала в коме.
Пьют китайцы по-разному. Есть слабые, с пива основательно «косеют», а есть и такие, что о-го-го! Мою китайскую медаль обмывали по русскому обычаю в ресторане со всем заводским активом. В большой фужер опустили награду и залили русской водкой. Я предложил присутствующим сделать по символическому глотку. Кое-кто ограничился глотком, а некоторые «высадили» по фужеру. Короче,водка кончилась быстро, хотя её основательно разводили пивом. Развозил нас по домам мой пьяный водитель-китаец.
Главное застольное отличие русских от китайцев – это продолжительность гулянки. Китайцы больше двух часов не «пируют». Наши только в раж входят, а китайцы начинают «сматывать удочки».
Есть ли «алкаши»? Да, куда они делись, есть. Мы каждый день проходили мимо соседнего пустующего заводского помещения, которое охранял «весёлый» китаец, мужик начинал каждое утро с литровой бутылью самогона и к концу светового дня её высасывал.
Китайцев, как всех «цивилизованных» людей, порок пьянства не миновал».
Существует убеждение, что китайцы – невероятные патриоты. Владимир Корсун утверждает, что патриотизм китайцев направлен главным образом на малую родину и общину, а не на государство.Высшая цель жизни – вернуться на склоне лет в родную деревню «в богатом халате» и облагодетельствовать земляков. Эмигранты-«хуацяо» охотно инвестируют в китайскую экономику, но насколько они готовы быть проводниками политических интересов Пекина, ещё неизвестно.
«К тому же китайская культура — это, по выражению американского этнопсихолога Рут Бенедикт,«культура стыда». Двое китайцев никогда не будут откровенны с иностранцем, потому что смотрят друг на друга, а останьтесь с китайцем наедине – он наговорит о своей стране такого, что мало не покажется.
Историческая память взаимоотношений народов, формируемая государственной политикой,представляет собой различные варианты стереотипов. Каждый этнос может предъявить другим«исторический счёт» в виде некогда нанесённых обид или утраченных территорий, но может актуализировать время созидания и сотрудничества.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что проблемы во взаимоотношениях двух народов возникают в результате определённых трактовок прошлого. Взаимное недоверие и предрассудки достаточно глубоки. Они по-прежнему сдерживают попытки обеих сторон поднять их отношения на новый уровень.В Китае они подпитываются въевшимися в сознание десятков поколений жителей Поднебесной страхами перед «угрозой с севера». В России – синдромом «китайской угрозы», усвоенным значительной частью россиян.
Лучшим средством для формирования позитивного образа друг друга может стать «народная дипломатия» — расширение контактов между россиянами и китайцами, реализация взаимовыгодных совместных проектов, а также ответственная работа средств массовой информации.
Но самым главным средством для укрепления позитивного и адекватного восприятия действительности, как своей, так и заграничной, является стабильное развитие экономики и вооружённых сил нашей страны, прежде всего, в восточной её части.
Источник: Чита. ру
В сюжете: КитайРусскиементалитетсинофобия