Нужна политическая воля
16 октября текущего года на сайте Астраханского новостного портала «Kaspy.info» Василий Шишков сообщил: «По решению суда монгольские семьи, поселившиеся в августе на территории астраханского госзаказника «Степной», свернули свои кочевья…» Так, по его мнению, разрешился конфликт на границе Астраханской области и Республики Калмыкия. Это сообщения растиражировали электронные издания.
Данная информация не соответствует действительности. 27 сентября 2013 года мировым судьей судебного участка № 1 Лиманского района Астраханской области Л.П. Конаныхиной вынесены постановления об административных правонарушениях, совершенных животноводами племзавода «Кировский», гражданами Монголии Мунх Сух-Очиром и Гомбо Батболдом.
Они признаны виновными в нарушении правил охраны и использовании природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, и каждый из них подвергнут административному штрафу в размере одной тысячи рублей «без конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования».
7 октября на стоянку животноводов прибыла группа сотрудников УВД по Астраханской области во главе с полковником В.В. Усачевым с целью пресечения их хозяйственной деятельности на данной территории.
Консульский агент Монголии в Республике Калмыкия У. Гончигжав, получив эту информацию, решил выехать на место события и предложил мне сопровождать его в этой поездке для оказания экспертной и переводческой помощи.
Утром 8 октября при встрече с В.В. Усачевым У. Гончигжав в первую очередь поинтересовался, имеется ли судебное решение о выселении монгольских семей, на что полковник ответил, что нет, но у него имеется приказ вышестоящего начальства. В ходе короткого обсуждения было решено: юрты не трогать, а верблюдов пасти на другом участке, что и намеревались осуществить животноводы.
Забегая вперед, отмечу, что указанные постановления мирового судьи обжалованы в судебном порядке. Конфликт на границе Республики Калмыкия, длящийся уже несколько месяцев, по-прежнему требует правового разрешения.
11 октября в Астрахани состоялась встреча консульского агента Монголии У. Гончигжава с вице-губернатором – председателем правительства Астраханской области К.А. Маркеловым. Она была инициирована астраханской стороной. Господин У. Гончигжав предложил мне также сопровождать его в этой поездке и участвовать во встрече.
К.А. Маркелов вручил У. Гончигжаву постановления, вынесенные мировым судьей в отношении граждан Монголии. При беглом знакомстве с документами у консульского агента возник вопрос, что это за «консул Монголии», как указано в документах, в присутствии которого были установлены личности граждан Монголии и взяты объяснения, если он, официальный представитель Монголии в Республике Калмыкия, не участвовал в данной встрече, и почему фамилия этого «консула» не названа в документах.
У. Гончигжав, обсуждая принадлежность участка, на котором находятся монгольские семьи, решил продемонстрировать на общегеографической карте, что территории, о которых идет речь, лежат вне пределов Астраханской области. Собеседники ответили, что подобные российские карты не соответствуют действительности и развернули карту Астраханской области, составленную в 2004 году ФГУП «Астраханское геодезическое предприятие». На этой карте отгонные пастбища, используемые нашими соседями на территории Республики Калмыкия, были включены в состав Астраханской области.
На вопрос, как можно так двойственно толковать границы между субъектами России, астраханские коллеги ответили, что они руководствовались областным законом о границах региона от 12 апреля 2004 года. И всячески уверяли, что карта согласована с соответствующими федеральными органами, хотя ее несоответствие требованиям картографических изданий было очевидным.
Так, на замечание, почему же железная дорога Астрахань–Кизляр указана только до станции Басы, ответили, что это чей-то недочет. Главное, границы области, описанные в региональном законе, никем не опротестованы. Ни один федеральный орган не поднимал вопрос о нарушении законодательства астраханской стороной.
На предложение У. Гончигжава, нельзя ли разногласия снять при помощи согласительных процедур, потому что данная проблема касается границ его консульского округа, было сказано: у нас нет необходимости объяснять свои позиции. К.А. Маркелов заметил, что он разговаривал с председателем правительства Калмыкии И.А. Зотовым, который ответил, что предмета спора между двумя регионами не имеется, почему астраханская сторона в конце мая и не выехала на намечаемую встречу в Элисте.
Позже у меня состоялся продолжительный разговор с В.В. Гурьяновой, полномочным представителем губернатора в областной думе – министром Астраханской области. Она не смогла назвать федеральный закон, на котором основывалась астраханская сторона, описывая в 2004 году расширенную границу области с Республикой Калмыкия. И неудивительно, поскольку документом, обозначившим границу между двумя регионами, является указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года, по которому граница между субъектами на территории Лиманского района на участке станция Басинская и разъезд №8 проходит по линии железной дороги Астрахань – Кизляр.
Совершенно очевидно, что действия наших соседей противоречат конституционным нормам. Указанные территории нужно вернуть в экономический и природоохранный оборот Республики Калмыкия. Хотелось бы верить, что правительство Калмыкии проявит необходимую политическую волю и восстановит территориальную целостность республики.
В заключение отмечу, что направил письма председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и руководителю администрации президента России Сергею Иванову с просьбой обратить внимание на конфликт, возникший в силу правового нигилизма руководящих чиновников Астраханской области.
В сюжете: политическая волясемья