"Не отступать и не сдаваться"
Булат Шагжин об уничтожении бурятского языка, "пятой колонне" и работе своей организации.
10 апреля общественники провели круглый стол, посвящённый проблемам бурятского языка, культуры, религии и истории. Приглашённые представители власти обещали прийти, но не прибыли.
Итоги 2014 года и начала 2015 работы правительства.
Говорить стали больше о проблеме языка, в том числе и во властных структурах. Однако результаты таковы, что:
1. В большинстве школ (кроме лингвистических, школ на Левом берегу Улан-Удэ, некоторых районных) отменили преподавание бурятского языка в начальных классах. Новые учебники так и не ввели.
2. Несколько школ-интернатов передают на скудные бюджеты местных администраций (по факту только недавно директор одного из бурятского лицея-интерната заявил, что это равнозначно закрытию).
3. 28 млн рублей для бурятского по большей степени ушли в неизвестном направлении (по заявлению нескольких депутатов и председателя одного из профильного комитета). Отчета по тратам так и не получено.
4. Также имеются проблемы с предметами по бурятской истории и литературе.
5. Главой Бурятии Вячеславом Наговицыным обещано в 2013 году и в 2014 году, что он откроет кружки для изучения бурятского для всех желающих, а также многое другое, что пришлось делать общественной организации «Буряад соёл», а не правительственным учреждениям.
6. Самый наболевший вопрос установка молитвенного барабана Хурдэ по запросу Самдан-ламы. Его строительство администрация мэра Улан-Удэ Александра Голкова множество раз отклоняла (уже второй год). В т.ч. были продемонстрированы отписки, мол делайте сами, земли нет, и прочее. Но при этом мэр с удовольствием закладывает в бюджет 60 млн рублей на постройку памятника русским казакам и постройку музея-острога на Батарейной горе.
7. Проигнорированы властями петиция по бурятскому языку (2000 подписей), круглые столы, более 80 заявлений в СМИ от РОО «Буряад соёл». Власти не слышат и не идут на контакт.
8. Обещанные Наговицыным и некоторыми популистами вывески на бурятском языке были зарублены заявлением о нехватке средств. Однако позже почему-то нашлись деньги на вывески с английскими названиями улиц. Активно поддерживалась инициатива отсутствия бурятских названий почему-то Всебурятской ассоциацией развития культуры.
9. Так называемая местная бизнес-элита не поддержала бурятских общественников. Из всех бизнесменов поддержал только один.
10. В Бурятии работа по бурятской культуре и языку, а также обращение к этой проблеме стала рассматриваться благодаря кое-каким СМИ как «пятая колонна».
Из всего выведенного можно сказать, что активное возрождение бурятской культуры легло на плечи общественников.
Итоги работы РОО «Буряад соёл»
1. Проведено бесплатно 15 городских и 5 районных литературных вечеров. Некоторые вечера были с концертом и фуршетами.
2. Выпущено 30 бурятских книг. Проведена организационная помощь в распространении книг бурятских авторов в торговых сетях.
3. Поднят вопрос по бурятской истории. Выпущена книга «Кто мы — бурят-монголы?»
4. Проведено 10 совещаний;
5. Более 80 публикаций в СМИ про проблемам бурятской литературы, культуры, языка;
6. Обучено более 350 человек на курсах бурятского. Проведён летний лагерь бурятского языка.
В этом году, курс проводим в последний раз из-за отсутствия финансирования. Проводил сперва на свои деньги, на сегодня средств личных нет. Госфинансирование получим вряд-ли, из негосударственных фондов денег не получили также, от бизнеса только обещания.
7. Потрачено 1 500 000 собственных средств. Из-за кризиса сейчас нет возможности тянуть. Надеюсь все же заработать на своем бизнесе.
8. Проведён митинг в поддержку политзаключенного Доржиева Валерия и в поддержку интернациональной политики по БГУ и в целом по республике. После митингов оказано давление на выступающих, отбран бизнес и прочее. Наша организация не стала исключением. По этой причине в наших планах закрыть общественную организацию и издательство в Республике Бурятия.
9. Проведен круглый стол по истории бурят. 4 февраля и ранее в правительстве проведена встреча, где попросили на закрытом совещании не работать в данном направлении. Также ученные позвонили и сообщили, что в БНЦ за сотрудничество по разработке нового учебника истории Бурятии с издательством Шагжина последует увольнение. Хотим отдать должное, директор Бурятского научного центра Базаров не сразу признал требование минобразования по такому вопросу.
Дискуссия
Её начали с того, что наш «уважаемый» гость Намсарай Намсараев ,которого никто не звал в последнее время, очень хорошо прогибается под интересы определенных личностей.
В том числе бурятская общественность вменила ему поддержку антибурятских настроений во власти, а также в попытках причисления бурятских общественников и антикоррупционеров к «пятой колонне». На что он сначала делал вид, что не слышит, а потом, улыбаясь, сказал, что не знает о чем мы и что такое «пятая колонна». К слову, на вопрос бурят ли он вообще, он сказал, что родился в Оке, но сам вырос в другом месте и особо не является окинцем. На что в поздней беседе известный окинец Роман Саханов, который присутствовал на встрече, этому факту очень удивился. Судя по настроению нашего народа, обсуждениях на площадках в СМИ, этот персонаж ассоциируется с шовинистическим режимом республики.
В ходе взаимных обвинений Намсарай Намсраев ляпнул при всех, что увольнение предыдущего директора телекомпании «Тивиком» был связан с конфликтом вокруг желаемой передачи на бурятском языке. Сибиряков был, почему то против. В итоге дошло до того, что Сибирякова назвали фашистом. Я уточнил у Намсарая, чтобы акцентировать внимание присутствующих, из-за бурятской передачи уволили Сэрэмжид Интогарову, он снова сказал «Да». К слову, с почти с недельным опозданием на «Тивикоме» появляется его передача в ракурсе представления бурятской общественности в качестве «пятой колонны». Конечно, наболевшие темы бурят его не интересовали. Также в срочном порядке была организована русскими националистами встреча, где позвали только Намсарая, чьи тезисы - «Это как на войне - процентное соотношение русских солдат к общему количеству военнослужащих подразделения показатель его боеспособности и стойкости. Русский народ - становой хребет Российского государства, и с этим не поспоришь».
Если изучить статьи участников встречи, то некоторых увидеть либо в компании с фашиствующими зигами, либо шовинистическими статьями.
Далее перешли к вопросу о хурдэ. Это буддийский молитвенный барабан, занимает площадь 3 на 3 метра. Очищает духовно местность и людей, приведшие его в движение. Очень колоритно дополняет архитектуру города. Такие имеются и в Калмыкии, и в Туве, и даже в Москве и Санкт-Петербурге. Однако места, как выяснилось, в городе для этого нет. Огромная папка с отписками администрации была показана на встрече. Также было явно прописано «стройте сами на средства заявителя Хурдэ». Хорошо, что Бурятский театр драмы выделил землю, 19 июня 2015 года мы будем собирать деньги на постройку.
Итоги разговора
Власти показали, что умеют красиво говорить о поддержке языка, но прилагают все усилия по его уничтожению. Решили, что ничего не поделаешь, если власть идет против народа. Значит, нам нужно, насколько возможно, самим браться за дело возрождения. Народ должен это понимать и проявить инициативу. Лично я из общения с властью получил вагон обещаний (в следующий месяц решим, поможем и пр.. прошло полтора года), получил проблемы в жизни (до дома теперь как полгода слежка, критика неадекватных русских нацистов, допросы друзей и давление на их трудоустройство), проблемы с бизнесом и никаких действий в поддержку языка. Так что по факту могу сказать, была тупая борьба. Кое-какие СМИ ликуют, что мы сдались.
Поднятая волна самосознания — заслуга общественников. Это на все 100%. Волна уже живет своей жизнью. И это хорошо. Можно уйти в работу над изданием книг и бить в одну точку, не светясь и не мозоля глаза шовинистам из власти и нацистских организаций. Курсы, встречи, журналы и другие направления подхватили другие общественники.
После ухода СМИ общественники (не «Буряад соёл») предложили организовать митинг в поддержку бурятской культуры. Мы сказали, если хотите, организовывайте, мы поддержим приходом. Сами не можем и уже не желаем, т. к. заняты проектами по возрождению бурятской литературы как основы нашей культуры. Один из участников (чеченский ветеран) заявил, что все подготовит и соберет все, что нужно.
Фото: Алдар Гунтупов
В сюжете: БурятиябурятыБурят-Монголиябурятский языкбурят-монголыБулат Шагжин