Забытые ойраты Кыргызстана тянутся к калмыкам России
История монголов-ойратов – одна из самых легендарных, богатых и трагических во всемирной истории. Эта статья рассказывает про калмыков Кыргызстана. В соцсетях опубликована под именем А. Скайуокер – но, как выяснилось, тема возникла в "Известиях Калмыкии" в 2008 году от имени известного калмыцкого общественного деятеля Лари Илишкина. Теперь дополнена и вышла под редакцией КОО Билгин Дала (Калмыкия).
В 1881 году, после подавления Дунганского восстания в Синьцзяне (Китай), многие уйгуры и дунгане переселились в Среднюю Азию, в том числе и некоторые ойратские рода торгудов и хошудов. Многие ойраты были поселены компактно в районе озера Иссык-Куль. Так началась история калмыков Киргизии.
На протяжении совместной жизни, в окружении тюркоязычных народов, калмыки приняли ислам, смешивались с соседними киргизскими родами и с недавнего времени стали забывать свой язык. Но не утратили свою национальную идентичность. Современные калмыки Кыргызстана тянутся именно к российским калмыкам – быть может, потому что ойраты Китая и Монголии менее известны, хотя китайские ойраты живут гораздо ближе, чем калмыки.
Многие калмыки Кыргызстана гордятся достижениями своих соплеменников, живущих на берегу Волги, даже смотрят на нас, как некую надежду.
За полторы сотни лет наши соплеменники в Киргизии научились не только выживать, но и добиваться больших успехов в карьере, бизнесе. Занимая высокие государственные должности в министерствах правительства, они доказывали, что калмыки не только малочисленный народ, но и успешный.
Был период, когда из шести областей Киргизии тремя руководили калмыки.
Совсем недавно все три сотовые компании страны возглавляли выходцы из села Чельпек. Кстати, и по сей день калмыки Кыргызстана проживают компактно – в Иссык-Кульской области, в селе Чельпек (от калмыцкого Целвг), Ташкия, эти села прилегают к административному району Кара-Кол (калм. Хар-Хол).
Что касается общественно-политической роли калмыков, которую мы выше упомянули, то они занимают лидирующие позиции в Киргизии. Так, например, киргизские и узбекские СМИ называли самым богатым человеком страны Салавата Искакова, который открыто по государственному ТВ заявил о своем калмыцком происхождении. Не скрывает своей национальности и другой известный на всю страну бизнесмен, гендиректор крупной торгово-промышленной группы Дженишбек Абдуллаевич Мочоев.
Из представителей более молодого поколения можно выделить тоже очень известного предпринимателя Эрнста Адылова, директора "Интуриста" Туратбека Хамзеева, завотделом торговли и сферы услуг администрации Октябрьского района мэрии г. Бишкека Курманбека Сабирова, директора фирмы "Метролог" Кубата Носинова. Последний гордится своей калмыцкой фамилией, постоянно с улыбкой напоминая, что она переводится как "Шерстнёв".
Нельзя не отметить директора политехнического колледжа Международного университета Кыргызстана Алмана Тохлукова и, конечно же, президента общественного объединения калмыков Бектура Мансурова, твердо отстаивающего интересы калмыков Киргизии. Живут в Киргизии еще наши земляки – Санал и Бембя, которые занимаются бизнесом (сеть магазинов известного брэнда «Sela»).
Своими успехами наши иссык-кульские соплеменники обязаны завидной целеустремленности, высокому уровню образования и необычайной сплоченности. В Бишкеке сейчас проживают сто пятнадцать семей – выходцев из калмыцких сел. В основном, из Чельпека и Ташкия. Все очень дружные.
Кстати, в калмыцких селах Чельпеке, Ташкия, Бюру-Баше самый высокий уровень жизни в стране. Все жители – фермеры. Трудолюбивые и предприимчивые.
Численность калмыков Кыргызстана назвать очень трудно из-за того, что многие записаны киргизами, говорят – порядка 12 тысяч. К тому же есть «подозрения» на калмыцкое происхождение некоторых киргизских родов и племен. К примеру, бывший президент страны Аскар Акаев из киргизского племени "калмак". А именно так нас называют тюркоязычные народы Средней Азии и Казахстана. Возможно, когда-то племя имело какое-то отношение к ойратам.
Что касается калмыцкого языка, то, к сожалению, он практически забыт. Носители – лишь пожилое поколение. Зато буквально у всех калмыков очень хороший русский. Теперь, судя по всему, появляется тяга к родному языку. Бектур Мансуров планирует провести конкурс среди детей, для начала на знание наибольшего количества калмыцких слов, с призовым фондом. Дабы дать толчок интересу к родной речи у молодежи. Да и, в общем, у всех калмыков.
Кубат Носинов, гордящийся своей калмыцкой фамилией, бросил фразу: "Пора нам возвращаться к древней религии предков". Можно только догадываться, что творится в душах наших иссык-кульских соотечественников – ойратов, волею жестокой судьбы оказавшихся в полуторавековой изоляции от остальных монголов. Не стоит забывать, в конце концов, что калмыки – это, по одним данным, хошеуты, а по другим - торгоуды, то есть неотъемлемая часть ойрат-калмыцкого народа.
Несмотря на все удары судьбы для нашего народа, который разбросан по всему миру, сейчас необходимо сохранить четыре важные составляющие, которые наши предки чтили и оберегали – это честь, достоинство, благородство и имя народа.
Что касается языка, традиций, и тем более религии, вопрос о которых может многим показаться камнем преткновения или барьером к объединению, то стоит обратиться к истокам наших предков. Сплотиться, как в свое время ойраты - «Словно зубья пилы, или иглы ежа, Сомкнутым строем в четыре угла Вечно ойраты стоят» - то есть, держаться непоколебимо, зная общий корень!
А традиции и язык народа в любом случае вернутся – и к волжским, и к киргизским калмыкам, действуя принципами предков – бесстрашно за судьбу ойратов, расселенных по всему миру - ПОТОМКОВ КОЧЕВНИКОВ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ.
Фото: КОО Билгин Дала
В сюжете: ойратыкалмыкиКыргызстан