Душа принесенная в жертву: кара-киргизская царица Курбан-Джан Датха
Курбан-Джан Датха была правительницей кара-киргизов, а русские называли её "царицей Алая". О том, как хрестоматийная "женщина Востока" оставила свой след в истории - очерк писателя Ивана Ювачёва, опубликованный в "Историческом вестнике" в 1907 году.
«…Курбан-Джан (в переводе на русский – “жертвоприношение-душа”) родилась в 1811 г. среди гульчинских кара-киргизов к востоку от Оша. Ея отец, по имени Маматбай, был заурядным киргизом из рода Мунгыш и не выделялся от своих сородичей ни положением, ни особенным богатством. На восемнадцатом году Курбан-Джан биби Маматбаева, как звалась девицею, была выдана замуж за Кулы-Сад-Ярова, киргиза из рода Юваш.
Фото: Курманджан-датка, будущий президент и маршал Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм, Поль Пеллио и внук Курманджан-датки,1906 год.
Надо сказать несколько слов о кара-киргизах. Кроме того, что киргизы делятся на три орды — большую, среднюю и малую, — они еще разделяются на киргиз-кайсаков, или просто “казаков” и кара-киргизов. “Казаки” гордятся, что среди них есть родовитая аристократия. Их ханы и беки составляют людей “белой кости”, в отличие от простых смертных “черной кости”. Кара-киргизы же не имели привилегированного сословия. За их демократизм, за то, что они не признавали разделения на белую и черную кость, “казаки” прозвали их обидным словом кара, т. е. “черные”, “чернь”, и говорили, что они происходят от калмыков.
Фото: Кыргызы с беркутами. Фото Д. Хэнбери, конец XIX в.
К истории первого замужества Курбан-Джан примешивают некоторые подробности, которые плохо вяжутся с нашим представлением вообще о мусульманской женщине. Курбан-Джан была просватана еще ребенком, как это в обычае в Азии у разных народов, но познакомилась она со своим женихом лишь в день свадьбы и осталась очень недовольна выбором своих родителей. Курбан-Джан считалась три года номинальной женой Ярова, оставаясь все это время в кибитке отца.
Мы привыкли в мусульманской женщине видеть безгласную рабу мужа, в лице же молодой девушки Курбан-Джан представляется самостоятельная личность; она не только не подчиняется своему мужу, но и домогается с ним развода. Все это понятно станет, если познакомимся поближе с бытом киргизской женщины.
Обычно в Туркестане мусульманская женщина не пользуется правами. На нее смотрят, как на принадлежность, собственность мужа, приобретенную за деньги. Ее он прячет от постороннего глаза. Если она выходит на улицу, то лицо закрывает черною волосяною сеткою (чимбат) и покрывает себя с головы до пят накидкою в виде халата (фаренджи). Длинные рукава сзади халата спущены до подола и прикреплены один к другому. Получается что-то ужасно безобразное, связанное, закутанное.
Киргизка же, напротив, очень самостоятельна и дома и на улице. Она никогда не закрывает лица своего, даже в присутствии посторонних мужчин. Костюм ее очень похож на мужской: тот же пестрый халат на плечах, тот же белый тюрбан на голове, только он повязан несколько иначе, со спуском под подбородком. Киргизка — прекрасная наездница, отличная работница и разбитная женщина в кругу гостей. Случалось, что киргизки выступали и на общественную деятельность.
Фото "Кыргызские девушки, 1932 год.
Во время разложения Кокандского ханства, от которого зависели кара-киргизы, выделяется среди них Алим-бек, назначенный ханом датхою, или правителем Алая. Алиму понравилась умная, энергичная Курбан-Джан. Устроив развод ее с первым мужем, в 1832 г. он женился на ней. Курбан-Джан жила с ним 29 лет, до его насильственной смерти, и во все это время была ему энергичной помощницей. В 1845 г. среди гульчинских и алайских кара-киргизов произошли беспорядки. Кокандский мингбаши Мусульман-Кул отправился с отрядом войск в город Ош и захватил в плен много киргизов. Только благодаря находчивости и распорядительности Курбан-Джан, Алим-беку удалось спастись от тогдашнего временщика Кокандского ханства.
Фото "Курманджан-датха", Экспедиция К. Г. Маннергейма, 1906 г.
Кара-киргизы, вольные кочевники диких гор Алая, хорошо помнят свое прежнее независимое положение и, понятно, при первой же возможности спешат стряхнуть с себя вассальное подчинение кокандскому деспоту-хану. Когда в 1847 г. Ходжа-Турё, объявивший себя претендентом на кашгарский престол, собрал в Фергане толпу искателей приключений и легкой наживы и двинулся с ними за Гульчу, к нему присоединился и Алим-бек со своими киргизами.
Кашгар был скоро отнят у китайцев, но Ходжа-Турё в нем не удержался и бежал. Ушли и киргизы с Алим-беком в свой родной Алай. За ними потянулись кашгарцы, боясь мести со стороны китайцев. При пере-ходе через перевал Терек-Даван в январе месяце эмигранты были застигнуты холодной снежной бурей. Много детей и женщин замерзло, иные погибли от голода. Имущество было брошено или разграблено. Уцелевшие кашгарцы продавали своих дочерей в городе Оше за 2 рубля, чтобы купить пищи.
В истории ханства В. П. Наливкина упоминается, что Алим-бий (или Алим-бек) был андижанским хакимом, т. е. правителем андижанского вилайета. В это время с севера подвигались русские войска, захватывая один город за другим. Осенью 1860 г. Малля-хан отдал приказ своим сартам выступить в поход против русских. С ними отправился отряд кара-киргизов с Алим-беком во главе. Наступили зимние холода. Сарты мерзли и гибли от голода. Тогда Алим-бек ушел со своими киргизами в Андижан. На следующий год Малля-хан стал опять собираться на русских, и киргизы наотрез отказались от нового похода. Хан послал арестовать Алим-бека, но удалось только конфисковать его имущество. Сам же Алим-бек бежал в горы за Гульчу.
Алим-бек, по сказанию его сына, был убит во время дворцового заговора в Коканде в 1861 году. По другим сказаниям, он умер от отравы, поднесенной ему в 1863 году.
Пятидесятилетняя Курбан-Джан осталась вдовою. Опасаясь возмущения кара-киргизов, кокандские власти утаили от нее, что Алим-бек погиб насильственною смертью. Об этом горестном событии она узнала лишь некоторое время спустя.
Чтобы поддержать кокандского хана Худояра, бухарский эмир Саид-Музаффар-Эддин прошел со своим войском до Оша. Тут ему представилась Курбан-Джан. Эмир, узнав о ее влиянии на кара-киргизов, вопреки мусульманскому обычаю, дал ей почетное звание датхи, снабдив ее надлежащим ярлыком и одарив подарками. Пасынок ее, Джаркинбай, старший сын убитого Алим-бека, непосредственный наследник титула датхи, в угоду своей мачехе, отказался от него. Его назначили в 1864 г. ошским хакимом.
Между тем, русские войска упорно все подвигались вперед и вперед. Разные представители ислама, населяющие обширное ханство по всему течению Сыр-Дарьи, были двинуты навстречу генералу Черняеву, но противостоять русскому оружию, несмотря на свою безумную храбрость, они не могли. В одной из стычек с русскими убит был и Джаркинбай.
Кокандскому Худояр-хану снова удалось овладеть престолом в это сумбурное для Туркестана время. Курбан-Джан поспешила явиться к нему в Коканд. Хан подтвердил ее права на звание датхи, а старшего сына ее, Абдулла-бека, назначил ошским хакимом вместо убитого Джаркинбая.
Кара-киргизы и все их соседи славили умную, энергичную Датху и охотно приезжали к ее юрте для разрешения спорных вопросов. Нужен был большой такт и уменье править в это смутное время свободолюбивыми кочевниками, когда Кокандское ханство разваливалось. Русские взяли Ташкент, Ходжент и Ура-Тюбе. В самом Коканде постоянная смена ханов. Муллы, ишаны и дуваны яро проповедуют священную войну (газават) с неверными кяфирами. Поднялся бухарский эмир, но и он оказался бессильным против русских пушек, потеряв Джизак, Самарканд и Катта-Курган.
Фото: "Конноспортивные состязания у подножия горы Сулейман-Тоо. Город Ош".
Наконец, в 1875 г. пало Кокандское ханство, и вся область Сыр-Дарьи перешла во власть русских. Последних претендентов на кокандский престол, Наср-Эддина и Пулат-бека, повесили; одного в Коканде, другого — в Маргелане. Захватили в плен и храброго предводителя кипчаков Автобачи; другой же командующий кочевниками, старший сын Курбан-Джан-датхи, Абдулла-бек, действовавший в интересах Пулат-бека, отступил к Алаю.
Кара-киргизы крепко надеялись на свои скалистые горы, с снежными бурями на высоких перевалах. Пойдут ли туда русские, где едва пробирается и природный житель Алая и Памира?! На всякий случай алайские и гульчинские киргизы откочевали со своими юртами-кибитками в горы, а сама Курбан-Джан уехала в Кок-су, на границу с Кашгаром.
Ее сыновья-батыри решились отстаивать свой родной Алай от вторжения русских. Они собрали кочевников и заняли все главные перевалы и горные ущелья.
Весною 1876 г. появляется в Оше M. Д. Скобелев, тогда еще только восходящая звезда русской армии. Киргизы сосредоточились около урочища Янги-арыка и укрылись в неприступной позиции. К тому же, их охраняла большая вода в горной реке. 25 апреля они оказали отряду Скобелева серьезное сопротивление, несмотря на то, что северные богатыри знали, как брать “орлиные гнезда”.
Предводитель киргизов, старший сын Датхи, отважный Абдулла-бек считал себя недоступным в горном ущелье. Еще и теперь можно видеть полуразрушенное укрепление, эти массивные каменные завалы, устроенные с оборонительными целями. Но и у кара-киргизов нашелся свой Эфиалт — Иман-Кул, который указал русским обходный путь. Скобелев распорядился послать справа от киргизского укрепления отряд майора Ионова.
Окруженные кочевники бросили укрепление и устремились к Заалайскому хребту, растеряв по дороге свои стада. Абдулла-бек направился к перевалу Кизыл-арт и скрылся в горах Памира. За ним погнался было князь Витгенштейн, но сам чуть не погиб около озера Кара-Куль.
Зная влияние датхи на кара-киргизов, Скобелев поручил майору Ионову разыскать Курбан-Джан и вступить с нею в переговоры. После разных приключений Ионов нашел ее в юрте ее брата Исмадиарбая. Датха попросила его дать ей возможность лично переговорить с самим генералом Скобелевым, но соглашалась ехать к нему только при условии, что ее не арестуют и не подвергнут каким-либо унижениям. Ионов гарантировал ей полную безопасность, закрепив свое обещание честным словом. Датха поверила и в сопровождении большой свиты из киргизов отправилась к ставке “главного генерала русского царя”.
Фото: юрта Курманджан-датки с развешанным приданным.
Все описания встречи Скобелева с датхою единогласно свидетельствуют о его любезном приеме “алайской царицы”, как прозвали Курбан-Джан русские офицеры. Она пришла к генералу в сопровождении сына Камчи-бека и внука Мирза-Паяса. Скобелев через переводчика выразил свое удовольствие ее видеть, отметил ее огромное влияние на киргизов Алая и просил ее убедить их склониться на требования России. Похвалив храбрость ее сыновей, он обещал им полную безопасность, если они вернутся в Алай к мирной деятельности.
Правительнице побежденных киргизов ничего не оставалось, как согласиться на все предложения русских…».
Источник – Ювачёв И.П. Курбан-Джа-Датха, кара-киргизская царица Алая // Исторический вестник. № 12, 1907. Восточная литература. Проверено 11 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012.