"Потенциал конфликтности в зоне российско-монгольской границы в Туве"
Владимир Дацышен - заведующий кафедрой Всеобщей истории Сибирского федерального университета, опубликовал в журнале "Международные процессы" под многозначительной рубрикой "Фиксируем тенденцию" материал о Туве, изобилующий передергиваниями в угоду известных стереотипов "О Туве 90-х". Приведенные источники автора вызывают обоснованные сомнения в свежести подборки и корректности, как и выводы. Тем не менее, доцент успешно раздает интервью, выступает и печатается, как один из маститых специалистов по Туве со своими, мягко говоря, "прогнозами".
Вызывающие вопросы утверждения в публикации - выделены.
До самого недавнего времени серьезный потенциал этнической напряженности сохранялся в Туве. Это единственный регион в Сибири, откуда после распада СССР произошел массовый отток русского населения. Высокая степень напряженности была связана с пограничным положением республики – как в прямом (географическом), так и в переносном (культурном) смысле.
Пограничное положение Тувы1, отсутствие спокойствия на российско-монгольской границе и высокий уровень преступности по-прежнему вызывают опасения относительно будущего этого региона.
1
Республика Тува в составе Российской Федерации (официальное название – Тыва2) расположена на крайнем юге Центральной Сибири, в верховьях Енисея3. Регион, по сибирским меркам, небольшой, площадью чуть менее 170 тыс. кв. км. Административно республика делится на 17 районов (хошунов или кожуунов) и 2 города республиканского подчинения (Кызыл и Ак-Довурак). Всего в Туве 5 городов и более ста сельских администраций. Тувинские административные рубежи соприкасаются с границами других российских регионов – Республики Алтай, Хакасии, Красноярского края, Иркутской области и Бурятии. Около половины протяженности административной границы республики совпадает с линией государственной границы Российской Федерации с Монголией.
Впервые русские побывали на территории современной Тувы уже через несколько лет после окончательно разгрома сибирского хана Кучума. В XVII в. Москва посчитала, что Алтын-ханы, правившие в этом регионе, признали верховную власть русского царя. В начале XVIII в. Петербург приказал построить остроги в Засаянском крае. И хотя при пограничном размежевании 1727 г. Россия уступила территорию современной Тувы Цинскому Китаю, интерес российского правительства к Урянхайскому краю (так в XVIII – начале ХХ вв. называлась Тува) не исчез4.
Во второй половине XIX в. началось экономическое освоение и крестьянская колонизация Урянхая. После гибели Цинской империи в 1912 г. тувинцы приняли решение о создании собственного государства. Они обратились за покровительством и к России, и к правителям Внутренней Монголии (хотя последние не были полностью независимыми и признавали над собой власть Китая). В 1914 г. был провозглашен протекторат России над Урянхайским краем. Однако накануне Октябрьской революции 1917 г. на территорию Тувы претендовали и Россия, и Китай (частью которого формально была Внешняя Монголия).
Борьба вокруг Тувы закончилась провозглашением в 1921 г. Тувинской Народной Республики под покровительством Советской России5. В 1925 г. СССР формально признал новое государство, заключив с ним соответствующий договор. Позднее это сделала и Монгольская Народная Республика (МНР), хотя юридический статус последней в отношениях с Китаем оставался не вполне определенным: китайские правители не признавали МНР независимым государством.
В апреле 1941 г. тувинские власти обратились к Москве с просьбой о вхождении в состав СССР, что и произошло в 1944 году. Сначала Тува входила в состав РСФСР/CCCР на правах автономной области, а в 1961 г. была образована Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика. В декабре 1990 г. Верховный Совет Тувинской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики в составе Российской Федерации. 28 августа 1991 г. официально было принято новое название – Республика Тува.
Численность населения Тувы превышает 310 тыс. человек. Русское население здесь находится в меньшинстве, а в ряде районов полностью отсутствует. Более двух третей составляют тувинцы. Их можно считать прямыми потомками древнего народа дубо-туба, но как современный этнос они сформировались лишь в XVIII веке, а самоназвание официально утвердилось менее ста лет назад. Уникальный случай: тувинцы принадлежат к тюркской языковой группе, а исповедуют буддизм. Тувинцы в основном классические кочевники. Однако они сохранили традицию древнего ирригационного земледелия, а для части народа основными традиционными занятиями являются оленеводство и таежные промыслы.
В советский период население республики росло высокими темпами: 1945 г. – 95,4 тыс. человек, 1989 г. – 309,1 тыс. человек. Затем в Туве, как и по всей Сибири, было зафиксировано уменьшение населения: 1991 г. – 306,6 тыс. человек, 1994 г. – 306,3 тыс. человек. Однако с середины 1990-х демографический подъем возобновился: 1995 г. – 308 тыс. человек, 1999 г. – 311,2 тыс. человек6. В тувинском обществе сохраняется относительно высокая рождаемость7.
К концу 1980-х в Туве, как и в других регионах России, ухудшились межнациональные отношения. Криминализация стала приобретать черты этнополитического процесса. В республике были легализованы политические силы, ставившие вопрос о выходе Тувы из России. Правда, негативные процессы в сфере межнациональных отношений были отмечены задолго до гибели СССР. Тогда же было зафиксировано сокращение числа тувинцев, владеющих русским языком, а число смешанных браков с 1970 по 1995 г. сократилось почти в два раза8. Отток русского населения из Тувы начался еще в 1970-е годы, хотя в то время этот процесс отчасти компенсировался встречной миграцией.
Противоречивость ситуации в межобщинных отношениях проявлялась в структуре кадрового состава руководства республики. С одной стороны, к началу 1990-х тувинцев, работавших на ответственных должностях (49% в Совмине, 55% в республиканском комитете правящей компартии, 57% в аппарате Верховного Совета), в процентном соотношении к населению республики было немного меньше, хотя именно они занимали 8 из 9 министерских постов9. С другой стороны, «объективные причины неприятного для русских изменения ситуации на рынке труда связаны, в частности, с их исторически сложившимся элитным положением в социальной иерархии республики»10.
До недавнего времени доля русских в «престижных» отраслях была высока. Теперь же «чистые» должности все чаще предоставлялись тувинцам.
Поэтому, хотя отмеченные в 1970-1980-е годы процессы сами по себе не являлись показателем межэтнической напряженности, они во многом подготовили почву для ее последующего роста. И это вполне соответствовало общим тенденциям развития отдаленных сибирских регионов11.
2
Всплеск межэтнической напряженности произошел в Туве весной-летом 1990 года. Самыми первыми и крупными «беспорядками» стали события в рабочем поселке Хову-Аксы. 12 мая для прекращения дискотеки, где было много пьяной молодежи, милиция призвала на помощь дружинников. Возникло столкновение с использованием холодного и огнестрельного оружия, затем начались массовые беспорядки, продолжавшиеся несколько дней12. Конфликт принял формы межэтнического противостояния. Для наведения порядка милиция вынуждена была вооружиться, в поселок приехало все руководство республики.
Следующим происшествием, имевшим большой общественный резонанс, стало убийство 21 июня четырьмя тувинцами двух русских рыбаков с ребенком на озере Суг-Холь, произошедшее после совместного распития спиртных напитков. Были случаи, подобные тому, о котором написала в газету «Тувинская правда» мать покалеченного в Кызыле тувинского мальчика. Он был избит сверстниками за то, что не знал тувинского языка и дружил с русскими подростками13.
Исследователи отмечают: «Поводом для конфликта между представителями основных этносов – тувинцами и русскими... послужило чисто уголовное преступление... Почвой для обострения межнациональных отношений стали серьезные промахи в национальной политике, проводившейся в Туве с середины 1930-х годов, а именно откровенная линия на подавление и нивелирование любых проявлений тувинской культуры, традиций, обычаев»14.
Однако процитированные авторы пишут о поводе к конфликту, но не говорят о причинах межэтнической напряженности. Таковых, несомненно, было несколько. Во-первых, обострились противоречия между поколениями, городом и деревней, местной элитой и центром. Во-вторых, ситуацию осложнил всплеск преступности и кризис старой модели национально-государственного строительства по мере разрушения СССР. А в-третьих, катаклизмы ударили по русской и тувинской общинам, и какая-то часть обеих увидела выход из ситуации в размежевании по национальному признаку. Русские обратились к миграции из Тувы, тувинцы – к сепаратизму.
В кризисный период 1990-1991 гг. тувинская элита в лице партийно-советского руководства республики старалась остановить негативные процессы. Население Тувы не желало ни развала СССР, ни размежевания по национальному признаку. Негативным было отношение общественности к сепаратизму в Прибалтике15. Интересы власти и общества в Туве по сохранению стабильности в межнациональных отношениях совпадали. Поэтому весной 1991 г. республика выступила за сохранение СССР, а ее руководители безоговорочно осуждали курс Б.Н. Ельцина на развал СССР16.
Но местная элита не обладала достаточным «кредитом доверия» у населения. В обществе сложно было определить грань между национально-культурным возрождением и межнациональной рознью. Активисты общественных движений закономерно поднимали вопрос: «Какую ответственность должны нести руководители, которые необоснованно обвиняют граждан в национализме?»17. Москва, в которой победили сторонники Ельцина, не проявляла желания помогать тувинским руководителям, помня об их отрицательном отношении к действиям российского президента. И в целом за 1990-й год из республики выехало около 11 тыс. человек, то есть до 10% русских жителей Тувы18. По другим данным, число мигрантов составило от 27 811 до 15 420 человек, а 11 153 человек – это только разница между количеством выехавших и въехавших19.
Отток населения из Азиатской России – явление типичное для последних пятнадцати лет. Специфика Тувы заключается в том, что значительная часть мигрантов направляется не в Европейскую Россию, а в соседние сибирские регионы. Тува – единственный российский регион, в котором сельская местность оказалась абсолютно непривлекательна для мигрантов.
В первые годы нынешнего столетия выезд русского населения сократился. Местные жители считают, что это произошло благодаря восстановлению северных надбавок. Тем не менее часть городского русского населения не связывает будущее своих детей с тувинской землей. Согласно социологическим опросам, почти половина мигрантов покинули Туву по причине плохих межнациональных отношений. На сегодняшний день русские составляют менее 1/3 численности населения республики, тогда как тувинцы – две трети.
Русские являются национальным меньшинством во всех районах, включая те, которые раньше были по преимуществу русскими. В ряде районов не проживает ни одной русской семьи (за исключением потомков смешанных браков, носящих русские фамилии)20. Миграция тувинцев за пределы своей республики осталась незначительной: в соседних, Хакасии и Бурятии, проживает всего около 1 тыс. тувинцев.
Не остается Тува в стороне и от международных миграций. По численности посетивших республику иностранцев на душу населения она не уступает другим регионам. Пик посещаемости Тувы иностранцами – до 9 тыс. человек в год – пришелся на 1993-1994 годы21. Большинство иностранцев представлено гражданами Монголии. Спустя год после введения в 1995 г. визового режима с Монголией в республике зарегистрировано лишь 1,4 тыс. зарубежных гостей. Но в 1997 г. начинается новый рост посещения иностранцами Тувы. С 1999 г. стабильно регистрируется около 2,7 тыс. иностранцев, в 2002 г. в республике проживало 3,7 тыс. иностранных граждан, а за 9 месяцев 2003 г. ее посетило 4,8 тыс. иностранцев. Почти половину всех иностранцев, приезжавших в Туву за последние 10 лет, составляли граждане Монголии22.
Особое внимание республиканская общественность уделяет китайцам. В 1990 г. в Кызыл по контракту с научно-техническим центром «Тувасистем» из Шеньяна прибыла группа специалистов в области традиционной китайской медицины. Впоследствии из Китая приглашались повара, инструкторы по ушу23. Браки китайцев с тувинцами хоть и немногочисленны, но в процентном соотношении встречаются чаще, чем с представителями других народов России. Отметим, что в республике еще не сложилась значимая китайская община.
Китайцы занимаются бизнесом, в основном незаконной скупкой сырья.
Главной проблемой на тувинском участке российско-монгольской границы является преступность (угон скота)24 и контрабанда (прежде всего – мяса). Эта проблема наличествовала и в период существования СССР, причем в преступления нередко вовлекалась молодежь. Случалось границу пересекали «нелегалы» в поисках местного алкогольного напитка архи25. Однако после распада Советского Союза проблема обострилась. В 1996-2002 гг. пограничниками задерживалось по 123-127 нарушителей в год, среди которых граждан Монголии было в несколько раз меньше, чем россиян. На границе каждый год есть убитые или раненые, в том числе и при нападении на пограничников, есть пострадавшие и среди самих пограничников.
Следует отметить, что на границе налажено взаимодействие пограничников с обеих сторон26. Сохраняет силу заключенный в 1980 г. договор «О режиме советско-монгольской государственной границы и сотрудничестве по пограничным вопросам». А 10 августа 1994 г. было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу», заменившее подобный документ 1986 года. Наконец, в 1999 г. было подписано «Соглашение об организации работы совместных комиссий по розыску и возвращению угнанного и перепасшегося через государственную границу скота».
Таким образом, опасность «внешних» претензий на Туву со стороны Монголии или Китая в настоящее время невелика. Другое дело, что в самой республике может сформироваться серьезный конфликтный потенциал.
Республика Тува окончательно вошла в состав России 60 лет назад. Хотя КНР не высказывает претензий на Туву, их сохраняет Китайская Республика на Тайване. На неофициальном уровне мотив «территориального вопроса» присутствуют в отношениях между тувинскими республиканскими властями и Монголией, несмотря на то, что линия границы закреплена еще договорно-правовыми документами между СССР и МНР27.
Правда, за всю историю существования Тувы ее лидеры никогда жестко не ставили вопроса о необходимости полной независимости. Даже в 1921 г. республика официально провозглашалась под российским протекторатом28. Показательно, что когда Б.Н. Ельцин осенью 1991 г. предложил брать суверенитета «сколько унесешь», Тува не прельстилась перспективой полной независимости от России. К власти в республике пришли умеренные политики, сторонники российского единства.
И вместе с тем тувинская элита всегда старалась играть на межгосударственных противоречиях. Тувинские лидеры стремились использовать пограничное положение края для расширения его автономных прав29. В тувинском обществе господствует мнение о том, что Тува никогда в своей истории не завоевывалась, а всегда добровольно входила в состав более крупных государств. Это дает ей право свободного выхода из состава России в том случае, если российская верховная власть не будет удовлетворять тувинцев.
3
Русская община в Туве изначально была полиэтнична и многоконфессиональна. В прошлом постоянно отмечалось, что и православные и буддисты в Туве были менее религиозны, чем их собратья в Сибири и Монголии30. Очевидно, что различие культур связано не столько с религией, сколько с отсутствием длительного опыта совместного проживания двух народов. История показывает, что русские с трудом и не всегда могут адаптироваться к этой тяжелой для жизни горно-степной местности.
Относительно низкая конфликтность в Туве обуславливалась отсутствием организованного религиозного экстремизма. Однако представляется, что в случае ухудшения обстановки в республике буддизм может превратиться в политический инструмент радикалов. В печати попадаются сообщения и о случаях варварского проявления шаманизма – другой религиозной системы, распространенной в Туве. Красноярские газеты в начале 1990-х гг. писали даже о ритуальных убийствах тувинцами русских, хотя обоснованность подобных сообщений подвергается сомнениям.
Определенный уровень конфликтности поддерживается (и в перспективе будет поддерживаться) алкоголизмом, против которого тувинское население имеет меньше защитных физиологических барьеров, чем другие народы России. Частичное улучшение ситуации в этой сфере видится в отказе от производства и завоза крепких спиртных напитков и замещении их потребления традиционным «антидепрессантом» – слабоалкогольным напитком архи.
Сложная этнополитическая ситуация в Туве отчасти обусловлена экономическими трудностями. Кризис в республике проявился позднее, но протекал острее, чем в других регионах России. Крупнейшее в республике предприятие – комбинат «Туваасбест» с годовым производством 135 тыс. тонн сортового асбеста – в 1996 г. выработал лишь 10 тыс. тонн «горного льна»31. Комбинат «Тувакобальт» был полностью остановлен. Кызыльский молококомбинат работает зимой на привозном сухом молоке32. По сей день самый большой урожай зерновых в республике был собран еще в 1970 г. – 208 тыс. тонн зерна33. К концу 1990-х гг. республиканский бюджет был дотационным на четыре пятых.
Восстановлению национальной экономики через возрождение традиционного сельского хозяйства препятствует прежде всего преступность. В тувинских поселках обычным является полное отсутствие огородов и домашнего хозяйства. Местные жители объясняют это невозможностью оградить урожай, скот и птицу от воровства. Добротное хозяйство имеется лишь в отдаленных аалах, у тех, кто в состоянии защитить его от воров и грабителей.
В настоящее время наметилась стабилизация в экономике республики, но тувинская продукция неконкурентоспособна на внешних рынках, а емкость внутреннего рынка крайне ограничена. Не просматривается и перспектива восстановления хозяйственных связей, существовавших в советский период. Тува слабо интегрирована в единое российское экономическое пространство34.
Напряженность в межнациональных отношениях в республике зависит от состояния экономики. Наиболее сложная криминогенная обстановка на почве национального неприятия зафиксирована в самых экономически пострадавших районах, например, в Хову-Аксы, где было закрыто крупнейшее в республике предприятие – комбинат «Тувакобальт».
Негативные тенденции в сфере интеграции в единое культурное пространство России обусловлены определенной «тувинизацией» местной интеллигенции. Проблема состоит не столько в сокращении числа приехавших из других регионов специалистов, сколько в появлении среди тувинской интеллигенции значительной прослойки людей, которые учились в самой республике и практически никогда не бывали за ее пределами. Традиционно межобщинными «посредниками» выступают русские, владеющие тувинским языком.
Однако в современной Туве основную функцию «моста» между этническими группами будут играть не «русскоязычные» тувинцы, как прежде, а «тувиноязычные» русские. Но таковых насчитывалось менее 1% в составе русской общины. К ним относятся члены и потомки смешанных семей, русские, выросшие в тувинской среде. В перспективе таковыми могут быть выпускники высших учебных заведений Кызыла35.
Тувинцы болезненно воспринимают обвинения в национализме, в склонности к агрессии и пьянству. В республике обращают внимание на публикации, появляющиеся за ее пределами, подобные заметке в красноярской газете, где приводится цитата из справочника о достопримечательностях Тувы: «В начале девяностых в республике прошла необычайно сильная волна агрессивного национализма, не имеющая аналогов в новейшей истории России... В республике высокий уровень преступности, в значительной степени обусловленной известной проблемой тюркских народов – неспособности организма перерабатывать алкоголь»36. Однако хотя ситуация вокруг Тувы стабилизировалась и напряженность межэтнических отношений спала, стабильность не является устойчивой.
Возможны новые вспышки межрегиональных противоречий внутри республики и появлений сепаратизма, особенно реального для тяготеющих в культурном плане к Монголии южных районов.
В современной Туве потенциал собственно межэтнического конфликта, способного привести к противостоянию «центр-регион», уменьшился. Но заметней стали противостояния кланово-территориальных группировок. Их укрепление связано с тем, что прежнее «советское» единое пространство республики разрушено, а создание единого пространства на основе гражданского общества в условиях этого региона пока бесперспективно. Вот почему в Туве объективно происходит возрождение традиционных институтов, в первую очередь родственно-земляческих структур.
Если этот процесс не будет «легализован», адаптирован к современной политической системе и взят под контроль, в республике появится благоприятная почва для усиления еще более изощренных форм сепаратизма и иных «новых вызовов» российской государственности.
Важно понять уникальность этого региона. Политика, опирающаяся на знание истории Азиатской России, уважающая культурные, политические, правовые традиции Тувы, учитывающая местную специфику и особенности склада тувинцев, не приведет к ослаблению единства России. Все приграничные восточные территории нашей страны относятся к «высокочувствительным» в политическом и экономическом отношениях. Тува среди них – один из самых уязвимых.
Примечания
1Китайская Республика (Тайвань) считает, что территорию Тувы входит в состав Китая. См.: The Republic of China Yearbook. Taipei, 2000.
2Наименования «Тува» и «Тыва» по конституции равнозначны.
3Традиционно «Центральная Сибирь» относится к Восточной Сибири.
4В XVIII в. существовала своеобразная проблема «утраченных территорий», и «урянхайский вопрос» стоял в одном ряду с «амурским вопросом».
5Власти Советской России (СНК и Сибревком) настаивали на присоединении Тувы к Монголии или Китаю.
6В публикациях даются различные цифры. Кроме того, в 2001 г. отмечалось некоторое падение численности населения. См.: Социально-экономическая характеристика Байкальского региона: информационно-статистический сборник. М.-Иркутск, 2002. С. 190.
7В республике сохраняется высокая смертность, средняя продолжительность жизни в Туве меньше, чем в среднем по России. Однако за все последние годы число умерших никогда не превышало числа родившихся.
8Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск, 1995. С. 106, 116.
9Тувинская правда. 1991. 14 февраля.
10Анайбан З.В. Этносоциальные аспекты миграционных процессов в Республике Тува в 90-е годы // Ученые записки ТИГИ. Вып. XIX. Кызыл, 2002. С. 47.
11Например, доля представителей русского старожильческого населения (чалдонов) в соседних русских регионах в руководстве и «престижных сферах» была еще ниже. Набирал силу и отток населения из всех сибирских территорий на запад.
12Тувинская правда. 1990. 15 мая.
13Тувинская правда. 1990. 31 мая.
14Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Указ. соч. С.82.
15Тувинская правда. 1990. 17 апреля.
16Тувинская правда. 1991. 22 февраля.
17Тувинская правда. 1990. 17 апреля.
18Уже летом 1990 г. тувинские власти отметили эту проблему, сообщив, что если за 1989 г. республику покинуло 2 тыс. человек, то за 7 месяцев 1990 г. – уже более 4 тыс. (старше 16 лет).
19Анайбан З.В. Указ. соч.
20Например, в Самагалтайском районе живут из «русских» лишь Захаровы. Основатель рода, Григорий Семенович приехал в Туву в 1945 году, женился на Драсиде Федоровне Агаповой, в числе их потомков 7 сыновей и 29 внуков. Три их сына в Туве женились на тувинках, один в Бурятии на бурятке. Внуки основателя рода, Мерген и Алексей Васильевичи Захаровы в 1990-х гг. сыграли свадьбы уже по тувинским обрядам.
21Например, в 1987 г. республику посетило лишь 15 иностранцев, в 1989-м – 300 иностранцев.
22Эти данные кызыльской газете «Плюс Информ» сообщила Е.М. Шыырап, начальник отделения виз и регистраций ОПВС МВД РТ (Плюс Информ. 2003. № 40. С. 4).
23В Госкомспорте ТувАССР Федерация ушу в начале 1990-х гг. была самой успешной в коммерческом плане, что во многом объясняется и национальным характером тувинцев.
24Ежегодно пограничникам поступают сотни заявлений от граждан России и Монголии о кражах несколько тысяч голов скота.
25Тувинская правда. 1990. 17 апреля.
26Например, когда в 1993 г. скотокрады из Монголии угнали табун лошадей из совхоза «Чодураа». Похитителей задержали монгольские пограничники, было возвращено 70 лошадей (8 не нашли).
27«Договор между СССР и МНР о советско-монгольской государственной границе на участке между вершиной горы Асхатийн-Дабани-Хяр на западе и хребтом Большой Саян на востоке (тувинский участок)» от 26 марта 1958 года.
28См.: Дацышен В.Г., Ондар Г.А. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край и российско-тувинские отношения в 1911-1921 гг. Кызыл, 2003.
29Alatalu T. Tuva. A State Reawakens // Soviet Studies. 1992. Vol. 44. № 5.
30Наиболее значительные конфликты в ХХ веке, носившие характер русско-тувинского противостояния, произошли в 1919 и 1924 годах, однако и они были по преимуществу социально-политическими.
31Шойгу К. Перо черного грифа. Кызыл, 1998. С. 155.
32Парадоксальной такая ситуация выглядит лишь на первый взгляд, в степную часть Забайкалья молоко круглый год завозится из Красноярска.
33Шойгу К. Указ. соч. С. 154.
34Фактически, республика сегодня живет за счет дотаций, не считая «натурального хозяйства».
35Показательным представляется факт, когда в период роста межэтнической напряженности в Усинско-Урянхайском крае в 1918-1919 гг. Сибирское правительство и местное русское общество подготовили открытие первых в регионе средне-специальных учебных заведений с преподаванием тувинского языка. Победа Советской России надолго отсрочила реализацию данных планов.
36Плюс Информ. 2003. № 40. С. 3.
Источник: http://www.intertrends.ru/
В сюжете: Туванационализмфашизм в Россиитувинцытувинский языкистория