Почему для некоторых слово «бурят» звучит как «нигер» для афроамериканцев?
«Я осознаю себя бурят-монголом. Это определение дарит огромное наследство, включает меня в совершенно иную цивилизационную ось». Для некоторых представителей бурятского этноса эти строки можно считать своеобразным манифестом. Но далеко не для всех. Об этом рассказывает и начавшееся ещё несколько лет назад обсуждение на форуме партнера АРД – Сайте бурятского народа, собравшем, главным образом, представителей молодой национальной интеллигенции.
Это цитата из высказывания одного из форумчан на Сайте бурятского народа в теме «Почему не Бурят-Монголия, а Бурятия?», начатой в 2004 году. Сообщения здесь появляются по сей день. Мы процитируем наиболее яркие, емкие и характерные высказывания, отражающие суть проблемы. Ибо это – проблема, как минимум в умах некоторой прослойки молодежи Бурятии. Обсуждение продолжается…
«По определённой причине Бурят-Монголия стала называться Бурятией. Молодое поколение бурят уже привыкли и стали забывать связь с монголами. Монголы из Монголии тоже скоро перестанут различать разницу между Чеченской и Бурятской республиками в составе России.
Если важно и если противоречит интересам бурятского народа, то почему равнодушно принимаем "неправильное" самоназвание, отвечающее чужим интересам?
Есть народы, яростно воюющие за свою независимость. А почему бы не воевать, но смело попросить вернуть своё историческое название? Неужели народ не может выбрать своё самоназвание в "демократической и многонациональной" федерации России?
Честно говоря, горесть и обида рождается, когда используют отдельно слова «монгол» и «бурят», изолируя друг друга. Так хорошо и близко к сердцу звучат Бурят-Монголия и бурят-монгол!».
«Есть просто монголы. А есть просто буряты. Народы родственные, но отличия всё же есть. Если назвать бурят-монголы, то получится нечто среднее между бурятами и монголами. А кто тогда станет бурятом?
Да и в любом языке есть тенденция к сокращению слов. Даже если переименоваться – это переименование произойдёт только на бумаге, в официальных документах. А в устной речи всё равно для краткости будут говорить "буряты". Ведь никаких других народов с таким названием нет.
Смысл-то какой?».
«Да в том то и дело, что «просто монголов» нет, как нет и «просто бурят». Монголами называются везде (за пределами России) представители ВСЕХ монголоязычных народов.
Те же «просто монголы», которых вы, вероятно, имеете в виду – это монголы Монгольской республики. Есть монголы Китая, есть монголы России. Этнический состав у всех разный.
В Монгольской республике - халха, дербеты, торгуты и т.д., в Китае - чахары, туметы и т.д., в России - эхирит-булагаты, хори, сонголы, и т.д. (то, что объединено усилиями российских администраций – начиная от батюшки Алексея Михайловича и до батюшки Владимира Владимировича – под названием «буряты»), те же дербеты и торгуты (называемые в России калмыками).
При этом наиболее репрессивный характер действия российской администрации приняли в поздние годы царизма и при советской власти. По всей видимости, это стало возможным после того, как русское население превысило по численности бурят-монгольское, и отпала опасность появления очага нелояльности на жизненно важных для России рубежах.
Полным ходом начались процессы территориальной аннексии, ущемление административных и политических прав.
Затем дошла очередь до языка, письменности, религии. Вплоть до политического самоназвания – бурят-монголы.
Цель же одна – выражается она явно или неявно, осознается она или не осознается вовлеченными сторонами – оторвать российских монголов от этнических и культурных корней, ассимилировать, элиминировать как сообщество, способное к национальной и политической мобилизации и самостоятельному существованию.
И вот этот спор - "буряты vs монголы" - возможен именно в такой среде, ассимилированной, лишенной осознания преемственности национального духа, культуры, истории. Сам этот спор – свидетельство того, что успехи российского государства в уничтожении бурят-монголов просто огромны.
И теперь к существу спора. "Монголы" – термин того же ряда, что и "славяне", "тюрки", "индоевропейцы". Будучи бурятом, невозможно не быть монголом, точно также как нельзя быть русским и не быть славянином и индоевропейцем, быть татарином и не быть тюрком.
Потому термин "бурят-монголы" оправдан с любой стороны – исторической, культурной, политической, лингвистической, этнической.
Например, я по происхождению цонгол. Цонголы – выходцы, в основном, из Халха-Монголии, частью из южной (кость (яс) хорчид - от хорчин) и западной (уряанхаад) Монголии. Не надо забывать, что нынешняя территория южных районов республики – исторически северная ХАЛХА. Об этом говорит язык южного населения – цонголов, сартулов.
Кстати, несколько лет назад я общался с венграми по поводу создания монголоведческой ГИС. У них на картах ареал халхасского диалекта покрывает, помимо центральной и восточной частей Монгольской республики, территорию наших южных районов – селенгинского, кяхтинского, джидинского, бичурского. Поэтому, исходя из вашей логики, я должен быть скорее "монголом", чем "бурятом". Но я осознаю себя "бурят-монголом".
Так я вмещаю в себе и халхасских, и эхирит-булагатских предков (моя мама – иркутская бурятка из Бохана), богатую монгольскую историю, величайшую культуру, большие духовные достижения. Моя история – это многотысячелетняя история кочевой центрально-азиатской цивилизации. Моя культура – это и улигершин Аполлон Тороев, и великий скульптор Занабазар-гэгэн, и священное обоо на малой родине в Мэргэсте, и величественный Эрдэни-цзу. Это моя империя соединила три океана.
Именно так. Определитель "монгол" дает мне все это. Он делает меня наследником огромного наследства. Он включает меня в совершенно иную цивилизационную ось, нежели ту, что навязывает мне российское государство. И не понимать этого, отказываться от этого – по-моему, просто глупо.
А что касается тенденции к сокращению слов – есть такое короткое, смачное слово - "негр". "Нигер", "нигга". Так нет же, в тех же штатах официально утверждается тяжелое и неблагозвучное "афроамериканец". К чему бы это?».
«Имхо, подобное обобщение неуместно. Бурят-монгол, действительно, может дать определение отношения бурят к монгольскому миру, но не более. Вообще, ведь даже в отдельности буряты как народ не целостен: "бурят" в этом смысле собирательное наименование разных (но, безусловно, близкородственных) племен, родов, живущих в При- и Забайкалье.
Ведь этимология слова "бурят" восходит к русскому слову "брат", которым русские землепроходцы назвали обнаруженные в этом районе племена, которые более-менее мирно, "по-братски", встретили их и присягнули царю».
«Гы-гы-гы. Русское название «брат» происходит от хакасского «пырат», которое в свою очередь тамошнее произношение этнонима буряад, который зафиксирован в письменных памятниках 13- го - нач. 17-го веков. Есть версия, что изначально он звучал бураад, но это не суть важно.
Термином буряад называли себя представители племени булагад, населяющего в 1600-х гг. Бохан, часть Осы, часть Эхирит-Булагатского р-на.
До конца еще неизвестно, называли ли сами себя бурятами эхириты (ЭБ р-н, Баяндай, Качуг, ОЛьхон). Точно не называли себя так хонгодоры (Аларь, Тунка, Закамна), икинаты, ашабагаты (Аларь, Нукуты), хоринцы (Бичура, Мухор-шибиирь, Ага, Кижинга, Еравна, Заиграево, часть Кудары, часть Качуга, часть Ольхона, Хоринский р-н, весь юг Читы и т.д.), цонголы и вообще все ара-халхасские группы на Селенге. По крайней мере, две последние группы (а это больше половины всей нации) зато называли себя монголами.
Теперь, когда всем приходится называться по имени только одной племенной группы, можно ли считать это справедливым?».
«И еще от греха подальше лучше отредактировать фразу о "мирном, по-братски присягнувшем бурятском народе". Так кощунственно говорить. Так, имхо, некрасиво. Ведь должна быть память о тысячах патриотов – сражавшихся, штурмовавших остроги, защищавших родину от уголовного отребья. Особенно это обидно для западных бурят, которые в войнах 1626-1659 гг. потеряли почти половину своей численности. Да и сонгоолам, хоринцам, которые бились почти столетие (до конца 17 века), это вряд ли понравится».
Комментарий из Монголии: «Это только у русских такое понятие, что «монголы из Монголии – настоящие монголы, а буряты и калмыки – это уже не монголы». Конечно, бурят – это собирательное название для всех бурят (хори, булагад, селенгинцев). То же самое можно сказать насчет калмыков. Называя себя бурятами, мы всего лишь отличаем себя от остальных монгольских костей. Но не отделяемся от них.
Например, я тоже сонгол из кости Авгад. Для моих халхасских сверстников я – бурят, и ничего большего. Потому что у нас все – монголы. Не то, что ты бурят или дербет из Увса.
Этносы Монголии – народности, племена или единый народ?
Монголы-Халха (сартул, ильжген, уряанхан, бесуд, олхонуд).
Бурят (хори, эхирит-булагад, хонгоодор, селенгин).
Ойраты-Калмыки (дербет, торгуд, хошууд, олед).
Племена Внутренней Монголии (ордос, чахар, хорчин, харчин и т.д.).
И еще эта песня очень популярна у нас (халхов, бурят):
Баабай Шингис хаан изагууртай
Байгалай Буряад-Монгол зон
Эсэгэ Шингис хаан изаагууртай
Эрхуугэйн Буряад-Монгол зон.
Заметьте, песенка иркутских бурят…».
«Кстати, в паспортах граждан Монголии ни одна нация не имеет этнонима «монгол», там все монголы. Этот термин, монгол – символ единства граждан страны. В графе национальность пишут – буриад или халх, дорвод, казах, г.м... Это по поводу тонкого наблюдения о том, что есть "просто монголы и просто буряты".
Как бы вы прореагировали, если бы мы тут сидели и решали за русских, как им называться правильнее?
Вот русский ученый Л.Н. Гумилев писал, что русский – это означает "подданный русов", т.е. – викингов, завоевавших восточных славян, как франсез - "подданный франков", а инглиш - "подданный англов". (Помните поэтическую фразу "русский – это прилагательное", правда, не могу понять, что подразумевается под ней?).
Ага, давайте сейчас начнем вопить, что называться подданными граждан другого государства – унизительно и слишком длинно (как в Бурятии некоторые вопят, что, мол, «называться монголами – зачем, они ж в другом государстве?»).
Можно сократить до русы, отождествиться с завоевателями. Тогда надо будет заодно сократить Россию до Роси хотя бы. Или вообще отменить это название, коль скоро оно возникло только после монгольского завоевания (не монгольская ли форма орос повлияла на смену огласовки: из русь – в росс?). Утвердил его в праве, кажется, Иван Грозный, не самый популярный правитель в истории.
И что же, теперь резко заняться сокращением всего? Имя «русские» и «Россия» уже известны во всем мире, это готовый раскрученный брэнд, поэтому даже самые упертые славянофилы не торопятся расставаться с ними.
Бурятии-то трудно похвастаться своим брэндом, времени мало было с 1958 года. Мало было и славного сделано (застой-таки, потом - модогоевщина, беляковщина, короткий период бурных надежд при Саганове, и снова - "мы депрессивный регион", "мы - дотационная республика", "стабильность", "стабильность", "устойчивость", "В Багдаде все стабильно", "Устойчиво", "Спите стабильно, жители Бурятии" - с ума можно сойти от этого гипнотизера).
Зато под именем «бурят-монголы» нас знали во всей Восточной Азии. Нам тоже можно сделать этноним «монгол» объединяющим всех бурят, а то на самом деле сонгоолы, как и все ара-халха, хоринцы, хонгодоры, икинаты, ашабагаты, цэгэнуты, хайталы, и даже, м.б., эхириты к термину бурят имеют не самое прямое (мягко говоря) отношение. Несправедливо.
Булагаты-буриады составляют всего-навсего процентов 10 от числа всех бурят, а то и того меньше. Правда, они довольно активны в общественно-политической сфере, но это же не довод, чтобы совсем игнорировать вековую традицию этнонима «буряд-монгол».
Есть еще мнение, что можно восстановить название республики Бурят-Монголия, а коренной нации принять (или реабилитировать) этноним баргуты или баргу-монголы.
К Баргу-батору возводят свои родословные большая часть северных монголов (и эхириты, и булагаты, и хоринцы, и хонгодоры, икинаты, цэгэнуты, хайталы...), для ара-халхаской группы компромиссом будет второй компонент – «монгол» в составе «баргу-монгол».
В случае, когда коренная нация и название республики разные – сглаживается противоречие между коренным и приезжим населением. Всем можно будет именоваться бурятами (уже сейчас такая тенденция есть, но ее сдерживает этнический фактор в этнонимии).
Как, например, есть термины якутяне, казахстанцы, под которыми объединяются совершенно разные национальности. Впрочем, это пока только мнение. Нужно еще изучать вопрос с разных сторон».
Фото: Театр "Байкал"
В сюжете: бурятыбурят-монголымонголыбуряты в МонголииБурят-МонголияБурятия