Кхам: место, которое нравится божеству
Приблизительно в 150 км от Кандина находится деревня Тагун, знаменитая своими альпийскими лугами и древним монастырем.
Часть II
(Продолжение. См. ч.I )
Его история относится к временам, во многом легендарным. В VIII веке Тибет был воинственным государством, беспрестанно расширяющим свои границы. К концу века под властью Тибета оказалась огромная территория, включающая весь Таримский бассейн, Гилгит, Непал, часть Северной Индии, территорию современных провинций КНР Сычуань, Ганьсу и Юньнань.
Завоевания начались при 33-м царе Тибета, основателе тибетской империи Сонцзэн Гампо (620-649 гг. правления). Сонцзэн Гампо считается величайшим царем Тибета также и потому, что он установил в стране буддийскую религию. Он женился на двух буддистках – китайской принцессе Вэнь Чэн и непальской принцессе Брикхути.
Обе жены привезли в качестве приданного золотые статуи Будды Шакьямуни, ставшие величайшими святынями Тибета. Для каждой статуи был построен специальный храм, в них по сию пору хранятся знаменитые статуи. Более знаменитой является статуя Джо, привезенная китайской принцессой.
Три легенды о статуе Джо
Я не случайно здесь вновь привожу сведения о статуе Джо. Дело в том, что когда мы впервые приехали в Тагун, наш шофер Гонпо рассказал нам такую историю тагунского храма.
Через место, где сейчас располагается деревня, в VIII веке двигался караван китайской принцессы Вэнь Чэн. Достигнув места, где сейчас стоит храм, золотая статуя из приданного принцессы вдруг заговорила. Она сказала, что ей нравится это место, и она хочет остаться здесь. По рассказу Гонпо, это, а не та, что хранится в храме Джокхан в Лхасе, и есть настоящая статуя, привезенная принцессой.
Поэтому храм назван Лхаган (дословно: божество радуется). По мнению Гонпо, статуи похожи друг на друга как две капли воды, а какая из них подлинная – не имеет значения, они обе, говорит он, одинаково подлинные и священные.
В тибетских и китайских источниках про тагунскую статую пишется следующее: когда принцесса Вэнь Чэн везла в Тибет золотую статую Будды, она остановилась в этом месте. Статуя была очень тяжелой, и ее не могли сдвинуть с места 4 лошадиные повозки и 10 человек. Тогда сановник, сопровождавший принцессу, сказал: «Бодхисаттве нравится это место». Местные жители трижды просили оставить статую Шакьямуни в этом месте, и принцесса с сановниками решили удовлетворить просьбу и оставить статую.
Тагунская статуя Будды Шакьямуни
Местные жители называют статую «не ушедшим Буддой», считают, что она в точности похожа на статую Чжово в Лхасе и обладает такими же достоинствами. Поэтому это место было названо Лхаган – «место, которое нравится божеству».
И, наконец, версия из путеводителя Lonely Planet. лапидарно сообщающего, что в монастыре Тагун находится копия Лхасского Джово, которая была сделана, когда кортеж принцессы проезжал это место.
Вот такие интересные сведения обнаруживаются при ближайшем знакомстве с историей храма. Какие же выводы можно сделать из приведенной информации? В изучении тибетской истории мне кажется более правильным относиться с доверием к традиции, чем подвергать ее сомнению. Не вследствие ее особой достоверности, а в силу бесперспективности копания истины в делах столь отдаленных, тем более что старинные мифы давно стали реальностью для местного населения.
Из истории храма безусловно вытекает, что он очень древний и связан с древнейшей историей Тибета и ее легендарными героями. Статую Будды нисколько не умаляет то, что она, скорее всего, лишь копия золотой статуи Джово. Ведь известно, как ценятся копии знаменитых статуй, например, Сандалового Будды.
Для жителей Тагуна храм – это, безусловно, самое святое место в мире, а их статуя ничем не уступает Лхасской, потому что это – их Будда, и оберегает он, в первую очередь, деревенских прихожан, а уже потом паломников со всего Тибета.
Монастырь у подножья трех гор
В период Сун появилась школа Карма Кагью, которая получила распространение в Кхаме. В это время монастырь Тагун придерживался этой традиции. В период Юань, когда Сакьяский Пагба-лама проезжал Тагун, он перевел монастырь в Сакьяский и построил 3 храма. В 1996 г. Народное правительство провинции Сычуань признало монастырь Тагун культурно-охранным объектом 4-й категории.
Внешне храм очень симпатичный, построен в смешанном тибетско-китайском стиле с золотыми крышами и изогнутыми вверх коньками. Статуя Будды находится в крайне правом павильоне. Нельзя сказать, что она как две капли воды похожа на Лхасскую, однако такая же красивая и представляет собой высокий образец буддийского искусства.
Деревня Тагун
За монастырем находится большой двор, на котором расположены 108 больших и малых ступ – еще одна достопримечательность монастыря. Вокруг монастыря и двора со ступами идет дорожка коры с молитвенными барабанами.
Монастырь расположен у подножия трех гор правильной треугольной формы, которые посвящены бодхисаттвам буддийского канона Маньчжушри, Ваджрасаттве и Авалокитешваре. Склон последней сплошь уставлен разноцветными молитвенными флагами, образующими правильные треугольники.
Монастырь, хотя и знаменит по тибетским меркам, но не отличается, как мне показалось, особой ученостью. В нем около 100 монахов, еще около 100 учатся в буддийском университете, куда я так и не попала только потому, что не смогла перейти маленькую речушку: там нужно было карабкаться по скользкому бревну.
В буддийском университете за обучение платят 20 – 30 тысяч юаней (100 – 150 000 руб.) в год. Мне показалось, что по тибетским меркам это дорого, хотя по китайским – обычная средняя плата за обучение в вузе.
В монастыре есть один ринпоче (лама-перевоплощенец), которого зовут Тубтен Нима, настоятель (mkhan po) монастыря лама Нима, также управляющий (dgon dpon), управляющий учебным процессом ('don dbu 'dzin), смотритель за дисциплиной (dge skos). В монастыре не проводят ежедневных молебнов. В буддийском университете есть свой настоятель кенпо и три преподавателя.
Вместо скотоводства – туристический бизнес
Над всей деревней Тангун колышутся флаги, прикрепленные к огромному тросу, протянутому над всей деревней. Очень красивый вид.
Про жизнь деревни Тагун мне рассказал монах по имени Таши Сампел. Оказалось, что он в свое время убежал в Индию. Там проучился 7 лет в Дэрадуне в Сакья-колледже. Мир очень тесен. Когда я сказала, что у меня есть друг из Сакья-колледжа – лоппон Нгаванг Сопа, Таши Сампел сказал, что это его учитель.
По рассказу монаха, в Тагуне живет примерно 1 000 человек, около 120 семей. Село было скотоводческое, так как расположено выше растительной зоны. Однако сейчас жители постепенно бросают это дело: скот часто воруют, заниматься им стало невыгодно. Раньше практически все держали живность, сейчас только семей 15.
Теперь селяне активно занимаются туристическим бизнесом, так как Тагун находится близко от Кандина и славится своими пейзажами с альпийскими лугами и горами, а также монастырем и статуей. Практически во всех домах по главной улице во дворе имеются небольшие строения-каморки для туристов.
Священная гора Тагуна
В общественной собственности деревни несколько десятков тибетских лошадок-пони с красочной сбруей, которые сдаются туристам для прогулок. Ежедневно в туристический сезон около золотого храма сидят люди с лошадками и сдают их напрокат приезжающим китайским туристам.
Староста Цеван Дорчже навел порядок в общем бизнесе, по его распоряжению 30 семей отвечают за сдачу лошадей внаём в течение одного сезона. Одна семья дежурит около 4 дней. Обязанности старосты не оплачиваются.
Удивляет, как они могут зарабатывать туризмом деньги. Койко-место в среднем стоит – и в гэстхаусах, и в частных домах, примерно 10-15 юаней. Во время двух моих приездов туристов практически не было. Обычно из Кандина приезжает микроавтобус с туристами, они останавливаются около монастыря, фотографируют, около часа в степи катаются на пони, снова делают снимки на память и уезжают обратно.
Наверное, жители могут зарабатывать в сезон цветения и во время летнего праздника со скачками, борьбой, стрельбой, песнями и танцами. По правде говоря, как в прошлый раз, так и в этот, в Кхаме было очень комфортно именно из-за отсутствия туристов.
В сюжете: Кхам