Кхам: грустная история одной жизни
В первый раз, в 2008 г., мы путешествовали по Кхаму на шикарном «Лэндкрузере».
Часть IV
(Окончание. См. ч.I, ч.II, ч.III)
Семья Дорчже Церина
Нашим водителем от туристической фирмы был молодой тибетец Гонпо, с которым мы очень подружились и в дальнейшем долгое время переписывались. В 2012 г. я решила сделать дом родителей Гонпо в Тагуне «опорным пунктом» своего второго путешествия.
Жизнь семьи Дорчже Церина – отца Гонпо, изменилась со времени нашего первого приезда в Тагун. Вместе с женой они воспитали троих детей – двух дочерей и сына.
В этот раз жены Аши, очень славной и гостеприимной женщины, не было дома. Она уехала в Кандин к младшей дочери нянчиться с внучкой и помогать ей по хозяйству. В доме оставался только хозяин, и поэтому, чтобы не беспокоить пожилого человека, я поселилась у старшей дочери Пасан.
Дом Пасан находится по соседству с отцовским. Ее муж Церин Таши работает директором начальной школы в другом уезде, поэтому не живет постоянно с семьей, а приезжает домой только в отпуск.
Родители Гонпо – Аши и Дорчжэ Церин
В прошлый раз мы были очарованы детьми Пасан. К моему большому сожалению, на этот раз не застала дома ее старшего сына Сангье Осер. Он уже окончил начальную школу Тагуна. А так как средней школы в деревне нет, уехал учиться в соседний уезд, где живет в интернате и приезжает домой только на каникулы. Две младшие девочки Сянчэ Лхамо и Динцзы Цайцзе учатся в начальной школе в Тагуне в первом и шестом классах соответственно. Они тоже живут при школе, но могут проводить выходные дома.
Таким образом, в двух больших домах на тот момент осталось всего два человека – отец и дочь, к которым я присоединилась в качестве временного жильца. Я очень сожалела о том, что мне не довелось встретиться с остальными членами этой большой и дружной семьи. Особенно с Гонпо, при содействии которого я во второй раз оказалась в Тагуне. В то время он находился в Гуанчжоу, где, по его словам, искал работу. О нем дальнейшая история.
Красавец Гонпо
Гонпо - очень интересный, можно сказать, необыкновенный молодой человек, хотя для тибетцев его история – типичная. Его семья – довольно зажиточная, пользуется большим уважением в деревне. Все дети учились в школе, средняя дочь имеет высшее образование, зять – директор школы. Сам Гонпо – любимый сын, отличный товарищ, красавец, к тому же замечательно поет и танцует. Его обожают не только в семье, но и во всей деревне.
Родители Гонпо – Аши и Дорчжэ Церин
У Гонпо большие чуть навыкате глаза, прямой тонкий нос, белоснежные зубы, копна густых волос, зачесанных назад, не очень смуглый, некрупного телосложения, стройный, с очень прямой осанкой. При этом он очень обаятельный. Учитель в Дхарамсале дал ему прозвище на английском Ball, то есть Мяч, за то, что он постоянно двигается, любит спорт и танцы. Обычно иностранцы его так и называют. Мы же, узнав его тибетское имя, конечно же, предпочли называть парня по имени, а между собой звали просто Гомбошка.
Побег в Индию
Когда парню было всего 15 лет, он решился бежать в Индию. Нечего говорить, как за него беспокоились его родные, которым он ничего не сказал. Однако в Тибете такие побеги случаются сплошь и рядом, и родители, видимо, с этим примирились.
Гонпо рассказывал, как они шли в Индию. Сначала он со своим другом из соседнего уезда Нгаба той же провинции Сычуань, чьи жители относятся к тибетцам амдова, добрался до Лхасы. Там они нашли людей, которые переправляют беженцев в Индию, в общем, организуют побег. Гонпо и его друг отдали все деньги, которые у них были, организаторам и отправились в путь.
Они были самыми молодыми в партии. Лишения, которые пришлось вынести в пути, были ужасные, они шли только по самым отдаленным горам в течение целого месяца. В конце пути от голода и холода молодые ребята уже не могли передвигаться, их спасло то, что старшие товарищи смогли украсть корову. Трудно было удержаться от слез, слушая его историю. К счастью, они благополучно добрались в Индию, где попали в тибетскую школу (Tibetan Children Village) в Дхарамсале, которая находится под патронажем Центральной тибетской администрации.
Жизнь на чужбине
Там Гонпо проучился пять лет. Он ужасно скучал по дому, жизнь в Индии ему не нравилась. К тому же из школы их не выпускали, за все годы он всего лишь несколько раз выбирался в Дхарамсалу, которая для тибетских детей была все равно что Лас-Вегас для американцев.
Учитель говорил им, что этот город ужасен, там много иностранцев, и все тибетские дети портятся, если попадают туда. Интересное описание места, которое мы привыкли считать центром буддийской духовности.
От Гонпо также подтвердил некоторые факты, слухи о которых до меня раньше доходили. Так, по его словам, многие западные женщины очень любят молодых кхампа, так как они слывут своего рода тибетскими мачо, и частенько совращают их, обманом зазывая к себе, якобы для оказания помощи. Неудивительно, что тибетские учителя не любили отпускать своих питомцев в Дхарамсалу.
Гонпо говорил, что все дети из Тибета ужасно скучали по дому и постоянно плакали в своих спальнях. Он же, будучи старостой, не мог себе этого позволить, старался утешить младших товарищей, но сам частенько плакал, спрятавшись от всех.
В Индии он выучил английский язык и, так сказать, лхасский диалект – тот особый язык, на котором говорят тибетцы в Индии, а также научился тибетскому письму.
Еще в Индии он обзавелся голландской мамой. Тибетское правительство полностью содержит школу с помощью очень хорошо продуманной системы спонсорской помощи. Существует сайт, на котором есть сведения обо всех детях, попавших в детскую тибетскую деревню. Любой человек может адресно оказывать помощь понравившемуся ребенку.
Надо сказать, что у многих людей, в том числе и среди наших земляков, возникает желание помочь бедным детям, оказавшимся на чужбине без родителей. Особенно жалко совсем маленьких, так как тибетские беженцы специально оставляют своих детей в школе, считая, что там им будет лучше.
Так у Гонпо оказалась голландская мама – очень добрая пожилая женщина, которая поддерживала его все эти годы. Потом, когда он вернулся в Тибет, она стала практически ежегодно приезжать к его семье в гости. А в прошлом году и Гонпо смог, наконец, получить иностранный паспорт и прожить в Голландии около года.
После пяти лет жизни в Индии, Гонпо со своим другом отправился в китайское посольство. Там они сказали, что являются беспаспортными беженцами и хотят вернуться домой. Посольство способствовало их возращению на родину. Так поступают все те тибетцы, которые, разочаровавшись в жизни за границей, хотят вернуться.
Возвращение
Домой Гонпо вернулся уже в новом статусе. Он был, можно сказать, героем в глазах своих близких: жил в Индии, видел Далай-ламу, выучил английский. Нельзя и передать радость его родных, увидевших, наконец, своего любимого сына живым и невредимым. Но самое главное – он сам был до бесконечности рад своему возвращению. И я его прекрасно понимаю, потому что несравнимы жизнь на просторах его родины Кхама и жалкое существование беженцев в изгнании.
В Чэнду Гонпо устроился работать водителем и гидом-проводником в туристическую компанию «Sam’s tour». Хозяин фирмы китаец Сэм еще на пике либерализации в Тибете организовал успешный бизнес, устраивая туры в Тибет для индивидуальных западных туристов. «Sam’s tour» в числе немногих турфирм рекомендовал самый известный в мире путеводитель «Lonely Planet», я несколько раз пользовалась услугами компании, и по собственному опыту скажу, что она не зря заслужила свои отличные рекомендации.
Перевал на дорогах Кхама. Дарима Жамсуева, Ирина Гарри, Гонпо, Эржена Цырендоржиева.
Обычно иностранцы, приезжающие в Тибет, хотят иметь своим гидом тибетца, поэтому Сэм с удовольствием взял к себе на работу Гонпо, тем более тот неплохо говорил по-английски. Он также дал ему взаймы денег на покупку японского джипа, за который Гонпо с помощью родителей расплачивался в рассрочку. В планах Гонпо было организовать в будущем свою собственную туристическую фирму.
Увы, в дальнейшем не все оказалось благополучно с нашим молодым другом. Время от времени мы с ним переписывались. Будучи в Голландии, он на меня вышел через Фэйсбук, где на моей личной странице нашел фото, где мы вчетвером стоим в обнимку на высочайшем перевале, а внизу бесконечным серпантином вьется дорога в долину. Потом он вернулся на родину, чем он занимался дальше, я не знаю.
Племянник Сангье Осер
Зимой 2012 г. я с ним еще раз связалась. Выиграв грант на изучение современного положения буддизма в Тибете, я обратилась к нему за помощью. Он, конечно, обещал всячески мне содействовать. Однако когда я приехала, он был в Гуанчжоу, и мы могли только созваниваться. Гонпо говорил мне, что в Гуанчжоу пытается найти работу. Но его старшая сестра с грустью сказала, что Гонпо играет в карты. При этом она у меня спросила, не знаю ли я, что делает ее брат в Гуанчжоу.
Что я могла сказать? Я была просто в шоке, когда это услышала. Я не могу поверить, что подававший столь блестящие надежды молодой парень мог пойти по плохой дороге, он даже никогда не пил и не курил. Я искренне надеюсь, что все у него обязательно сложится, и он найдет свое достойное место в жизни.
В сюжете: Кхам