Пропитая Хакасия или 300 лет вместе друг против друга
К "юбилею вхождения Хакасии в состав России", отмеченному в июле 2007 года, состоялся разговор двух граждан республики, опубликованный в газете " Трезвый Абакан" одноименного общенародного движения, критически оценивавший, как повод для торжества, так и результаты отмечаемой даты.
О.Иванов, бакалавр юриспруденции: Евгений Георгиевич, 3 июля празднование 300-летия вхождения Хакасии в состав России, наконец-то, состоялось. Как вы оцениваете это историческое событие?
Е.Батраков, редактор газеты «Оптималист»: Если сказать одним словом – оскорблен. Оскорблен той позицией, которую продемонстрировала Федеральная власть.
О.Иванов: Но вы ж русский?!
Е.Батраков: Русский-то русский, но моя Родина – Сибирь, а Россия – всего лишь страна, в которой я живу. Поэтому мне более близка позиция не «мы и – Хакасия», а «мы – тут, в Хакасии и они – там, в Москве».
Да дело даже и не в этом, – разве ж это по-людски: Фрадков выкобенивался-выкобенивался, потом таки взял да и утвердил «окончательный план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия добровольного вхождения Хакасии в состав России»? 2-го июля. А денег отлистали аж 580 млн! Такого скупердяйства даже я, признаться, не ожидал. Вообще праздновать, на мой взгляд, во-первых, нечего, а во-вторых, просто стыдно. Если вы попытаетесь выяснить, почему вдруг за дату вхождения Хакасии в состав России взят именно 1707 год, то ничего вразумительного ни в архивных документах, ни в книгах исследователей вы не найдете. И не только потому, что такого государства, как Хакасия в то время вообще не существовало.
О.Иванов: Но не «с потолка» же эта дата была взята?
Е.Батраков: Да вполне допускаю, что и «с потолка».
Что там случилось – 300 лет тому назад, т.е. в 1707 году? Самым добросовестным образом это событие описал в своей новой книге «История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России» профессор В.Я. Бутанаев. Рекомендую всем приобрести и почитать. В 1707 году по указу Петра I на берегу реки Енисей там, где сегодня с. Краснотуранск, был заложен Абаканский острог. Острог Абаканский, но – на Енисее. Так уж приспичило тогдашним шабашникам. Но был-то этот острог просто очередным острогом? До этого на «Киргизской землице», т.е. в Хакасии уже был возведен Красноярский острог (1628 г.), причем, при добровольной помощи качинцев и аринцев. Потом, Караульный (1675 г.) и Каштакский (1697 г.)… Всего же до 1707 года на периферии «Киргизской земли» было построено аж шесть русских острогов. Почему же именно седьмой, а не предыдущие и не последующие стали являть собой факт вхождения хакасов в состав российской империи?
Если не сам по себе новоявленный острог, так, быть может, в 1707 году между хакасами и русскими в Грановитой палате Кремля было заключено некое историческое соглашение, как, например, 8 июня 1617 г., когда первые хакасские послы – князь Курчей и Кангула – были удостоены приема первым царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем, и когда послы произносили дружелюбные речи? Ничего такого и в помине не было! Единственно, что случилось, так это были свезены в острог 20 есаулов, т.е. сборщиков податей и лучших людей (тайши) из 8 аймаков Тубинского улуса, в которых насчитывалось 280 человек. Но один улус это еще не вся «Кыргызская землица»? А где же представители еще трех улусов – Алтысарского, Исарского и Алтырского?
Сегодня мы б констатировали четко и жестко: «кворума нет». И, тем не менее, горстка этих «депутатов» в остроге (!?), как далее пишет профессор В.Я. Бутанаев, «шертовали Белому хану «быть в вечном подданстве и платить с себя поминков и ясаку по вся годы без недобору с человека по 6 соболей на год в тот новопостроенный острог». (В.Я. Бутанаев. История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России. Абакан, 2007, с.108).
Цитату, кстати, Виктор Яковлевич приводит из документа – «РГАДА, ф. 214. Сибирский приказ, оп. 5, д. 1059, л. 4-5, 17-18», – но в этом документе, размещенном в приложении, эта цитата почему-то выглядит уже совершенно по-иному – без«быть в вечном подданстве». Сравните: «И они де татары, лучшие люди и ясаулы, обещали великому государю в том новопостроенном остроге платить по вся годы без недобору по 6 соболей с человека, а во всех де выше писанных волостях 280 человек, и для верности оставили они аманатов из первых родов 2 человек». (там же, с.273).
Довольно вольное обращение с документами, не так ли? (Кстати, и клятва в остроге, да еще в окружении тысячи суровых, вооруженных строителей, до того добровольна, что для усиления ее добровольности даже понадобилось оставить двух аманатов, т.е. заложников! А в аманаты, кстати, брали не кого попадя, но княжескую родню – сыновей и братьев).
Впрочем, бог с ними, с этими разночтениями. Пусть даже и шертовали хакасы, т.е. клялись «быть в вечном подданстве». И что с того? Они и раньше клялись?!.. И позже клялись. И чем же именно эта клятва в Абаканском остроге показалась профессору В.Г. Карцову настолько весомой, что он решился даже на весьма и весьма зыбкое ретропророчество: «Таким образом, сооружением Абаканского острога и присягой 1707 г. завершился длительный процесс присоединения Хакасии к России». (В.Г. Карцов. Хакасия в период разложения феодализма (XVIII – первая половина XIX в.). Абакан, 1970, с.6).
Кстати, В.Я. Бутанаев в вышеуказанной работе на с.108 пишет, что хакасы в Абаканском отроге были собраны 30 августа 1707 года, а вот исследователь В. Г. Карцов утверждает, будто бы сооружали острог «в течение 15 дней, с 4 по 18 августа», и что «во время строительства острога» прибывшие 20 человек «от имени хакасов под стенами нового острога дали последнюю присягу русскому государю о принятии подданства Российского». (В.Г. Карцов. Хакасия в период разложения феодализма (XVIII – первая половина XIX в.). Абакан, 1970, с.6). Так с 4 по 18 августа хакасы лукаво клялись в верности Белому царю или же именно 30-го? Но уж явно не 3-го… июля!
О.Иванов: Кстати, а почему именно 3-го июля? Что это за дата?
Е.Батраков: Что такое 3 июля?
3 июля 1991 года Хакасская автономная область, образованная как автономная область в составе Красноярского края 20 октября 1930 года, была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. Вот и все. Но… причем тут острог 300-летней давности?
Если уж так приспичило установить дату, то с пророссийской позиции можно было бы ориентироваться в этом вопросе на 1727 год – дату официального присоединения Хакасии к России согласно актам Буринского пограничного трактата Кяхтинского мира. В соответствии с Кяхтинским договором (21 октября 1727 г.) были установлены границы между Россией и Цинской империей.
Если же исходить из прохакасской позиции, то нужно отмечать не 3 июля и не 21 октября, а 6 апреля, поскольку именно в этот день 1917 года в Аскизе состоялся съезд хакасского народа, на котором по предложению первого хакасского этнографа С. Д. Майнагашева было принято постановление: «Отныне именовать инородцев хакасами, а их территорию Хакасией». Думаю, что Чон Чобi есть резон рассмотреть эту идею и, во-первых, восстановить историческую справедливость, а во-вторых, отдать дань выдающемуся ученому – Степану Дмитриевичу Майнагашеву, который в 1920 году был облыжно обвинен, арестован и расстрелян ленинскими опричниками.
О.Иванов: Выше вы сказали, что хакасы многократно клялись и до 1721 года и после. Следует ли из этого, что хакасы народ вероломный?..
Е.Батраков: Если не вникать в детали, – безусловно. Если же вникать, картина представится совсем не однозначной. Например, мы можем увидеть, что клялись одни хакасы, а затем совершенно другие вели себя так, будто бы никаких уговоров не было. Это одно. Затем, хакасы клялись, а некоторые служивые люди – царские – вели себя, – ну, от колонизаторов иного и не ждется, – просто по-свински. Не только по нашим, сегодняшним меркам, но и по тогдашним.
Конечно, все это не значит, что нам всякий раз, когда мы смотрим друг на друга нужно вставать в женскую позу и истерично выгребать «на гора» все то, что там «до свадьбы было», как это делали хакасские националисты времен эпохи Ельцина. Например, уже завяз в зубах этот дичайший эпизод, который вспоминают все обиженные – случай про то, как томские воеводы М. Ржевский и С. Бартенев четыреста лет тому назад сняли в Томске соболиную шубу с жены князя Номчи.
Ну, было. Ну, сняли. А чем лучше, скажем, князь Шанды Сенгикеев, который в 1673 г. осадил Вельский острог и попалил весь хлеб на полях, а потом, перебив часть мирных жителей, еще и угнал 500 голов скота? И кто тут прав, и кто лучше и кто с кем в расчете? Ясно, что хакасы не могли себя вести иначе, но и русские, идущие, как оккупанты Сибирских просторов, иначе не могли.
О.Иванов: Так вы считаете, что Россия выступала исключительно в роли оккупанта?
Е.Батраков: Вот я и говорю, что в вопросах взаимоотношений двух народов никогда нельзя все сводить к однозначности и, напялив на себя мантию судии, вставать на какую-то одну сторону. Да, Россия шла в Сибирь за ясаком. Но ведь и хакасы неоднократно вынужденно шли к русским царям с просьбами взять их под свою защиту?
Очень неприятные даже для меня строки есть в книге К.Г. Копкоева: «Хакасы в XVII веке были многоданниками. Они не имели своей самостоятельности, так как периодически попадали в зависимость то от монгольских ханов, то от джунгарских хунтайшей. Еще до прихода русских хакасы являлись двоеданниками, албан с них взимали монгольские и джунгарские ханы. С начала XVII века царские власти начали постепенно облагать их ясаком. И с этого времени хакасы стали троеданниками, то есть многоданниками». (К.Г. Копкоев. Сквозь века. Учебное пособие по историческому краеведению для 7-8 классов. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства. Абакан, 1978 г., с.21).
И далее, там же: «В XVII веке хакасы в массе своей являлись бесправными кыштымами и ясачными людьми. Полновластными их хозяевами были монгольские и джунгарские ханы, а позднее русский царь». (с.22).
Вот почему вначале нашей беседы я сказал, что стыдно праздновать этот факт присоединения Хакасии к России. И я решительно не понимаю и не разделяю той экзальтации некоторых, которые в местной прессе выступали со странными возгласами о «добровольном вхождении Хакасии в состав Российского государства». Неужто это словцо «добровольно» не резало им ухо?
Уж, какая тут добровольность, когда у хакасов и выбора-то никакого не было: либо платить мзду рэкетирам-вымогателям из Джунгарии, либо вымогателям-рэкетирам из России. Маленький народец – хакасы – уже был неспособен отстоять свою независимость. Не будем забывать, что произошло буквально за три года до строительства Абаканского острога: в Джунгарию было насильственно угнано около 3 тысяч человек – практически весь цвет нации. Народ просто обезглавили. И вот, именно в этот момент русские колонизаторы строят очередной острог по велению Петра I и, воспользовавшись беспомощным положением своей жертвы, подло склоняют хакасов к принятию подданства.
О.Иванов: Таким образом, вы считаете, что о вхождении Хакассии в состав российской империи вообще не следует вспоминать?
Е.Батраков: Ну, отчего же? Я говорю лишь о том, что праздновать тут особо нечего. Мы же не празднуем, скажем, 100-летие со дня смерти того или иного деятеля. Отметить – можно и нужно. Тем более что хакасы и русские оказали определенное положительное влияние друг на друга. Ведь если не идеализировать прошлое, то мы признаем, что оно было тяжелым не только у России, но и у хакасского народа тоже. Нельзя же сказать, что до прихода русских хакасы тут катались, как сыр в масле, а вот русские пришли и всю малину поизгадили? Именно об этом писал профессор В.Г. Карцов: «Массовая нищета, полуголодное существование значительной части населения, еда из общей деревянной посуды, просаленной несмываемыми многолетними отложениями; одежда, беднотой неснимаемая до износа, кишащая паразитами; отсутствие бань, мыла; переполненность жилищ тараканами, клопами… Сифилис и трахома, парша и чесотка – были бичами хакасов» (В.Г. Карцов. Хакасия в период разложения феодализма (XVIII – первая половина XIX в.). Абакан, 1970, с.192-193).
Так было до русских. Русские принесли в Сибирь передовые на тот момент идеи, способы обработки земли и содержания скота. На «Киргизской землице» стали возводиться жилые дома, пришли учителя, врачи, появились новые отрасли – свиноводство и птицеводство, исчезли междоусобные войны, было сброшено иго монгольских и джунгарских феодалов… Из Сибири же в Москву повезли меха, а затем, и медь, серебро, золото… Вот и выходит, что хакасы вынужденно пошли в холопы Москвы, а Москва исключительно из своих алчных интересов взяла хакасов под свое крыло. Историк С.В. Бахрушин так и писал: основной целью царского правительства был ясак.
Так не стыдно ли это все праздновать? Тем более, что Россия, получавшая ясак, сам народ – хакасов – так и не приняла в свою «семью», как равноправного члена: в официальных документах и в литературе хакасы именовались не иначе, как «инородцы».
И не стыдно ли столь обрадовано праздновать трехвековую, позорную фикцию, одобряя тем самым этот уродливый альянс хакасского народа и царского государственного монстра, если посмотреть на их совместность еще и сквозь фразу:«Со стороны русских властей проводилась политика полного истребления «киргизов»? (Л.Р.Кызласов, К.Г.Копкоев. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М., «Наука», 1993, с.191).
О.Иванов: Так было до октябрьского государственного переворота 1917 года. Что же стало после?
Е.Батраков: «Белый террор», «красный террор»… Стреляли в своих, в родных в чужих… Жгли живьем, живых распиливали на козлах, топили в реках и озерах… Все это не обошло стороной и Хакасию. Посоучаствовал в том и карательный отряд (ЧОН) под руководством еврея А.П. Голикова-Гайдара, внук которого – Егор Тимурович Гайдар, дегенерат, страдающий ротовым неврозом, оказался причастным уже к уничтожению всех народов России. Это он, будучи лидером Союза Правых Сил 22 декабря 2002 г. на заседании политсовета СПС цинично заявил: «Надо понимать, что в 21 веке Россия, как страна русских, не имеет перспектив».
О.Иванов: После того, как В. Солоухин опубликовал роман «Соленое озеро» у А.П. Гайдара нашлось множество адвокатов.
Е.Батраков: Я читывал их материалы. Просто поражает, до какой степени тупоумия способны доходить вдруг, вроде бы умные люди, когда возникает нечто для них невыгодное, непривычное или же попирающее их устоявшуюся позицию.
О.Иванов: Но ведь и действительно сложно согласиться с тем, что детский писатель, любимый писатель и – маньяк для которого лишить жизни человека – раз плюнуть?
Е.Батраков: Я не думаю, что даже для Гайдара это было «раз плюнуть», ведь это о себе он в своем дневнике писал: «Снились люди, убитые мной в детстве...».
И убитых, видимо, было немало, и усердия в карательных операциях проявлялось немало, коль Гайдар, вступивший в ряды Красной Армии в 14 лет, уже в 17 лет командовал 58-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом и был награжден красными штанами, а позже – орденом «Красного Знамени». Награды и должности за просто так не даются. Под бандитами же в ту пору выставлялись крестьянские села и казачьи станицы.
Он был командиром отряда карателей, т.е. он был лучшим карателем. Он был командиром ЧОН, а ЧОН, как справедливо выразился Илья Глазунов в своей книге «Россия распятая» – это «кровавая «гвардия» чекистов». Части особого назначения в основном функционировали, как «заградотряды» – расстрел отступающих и как каратели – расстрел безоружных людей. В боевых действиях они, практически, не участвовали. Практика деятельности таких, как Гайдар, определялась, прежде всего, приказами. Вот, только два из них: ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 116 от 23 июня 1921 г.
В намеченные особо опасные бандитские районы Тамбовской губернии, куда выезжает представительство политкомиссии и особого отдела. Вместе с воинскими частями, предназначенными для зачистки (интернационалисты), по прибытии на место вся данная волость оцепляется войсками и в ней вводится осадное положение. Берутся заложники из числа наиболее видных людей (священники, учителя, фельдшеры и т.д.). Затем собирается волостной сход, на котором зачитываются приказы за №№ 130 и 171, а также приговор этой волости. Всем ее жителям дается два часа на выдачу оружия с скрывающихся бандитов и их семей. Все население волости ставится в известность, что в случае отказа в выдаче все заложники будут расстреляны. Если через два часа не будет выдано оружие и все те, о ком идет речь, то опять, повторно собирается сход и на глазах его участников производится расстрел заложников. И все начинается с начала и так до тех пор, пока не будут выданы все, о ком идет речь. Все оставшиеся пропускаются через опросные комиссии, за отказ дать ей сведения – расстрел на месте. В это время всякий въезд и выезд в волости запрещен.
Председатель полномочной комиссии ВЦИК РСФСР В.А. Антонов-Овсеенко, Командующий войсками Тамбовской губернии М.Н. Тухачевский, А.Гайдар, как вы понимаете, действовал под руководством Тухачевского, а значит, был вынужден выполнять и его приказы.
ПРИКАЗ Полномочной комиссии ВЦИК № 171
1. Всякого, кто отказывается называть свое имя, расстреливать на месте.
2. Семьи, в которых может быть спрятано оружие, властью уполномоченного объявлять заложниками и расстреливать на месте.
3. В случае нахождения оружия расстреливать всех на месте.
4. Семья, в доме которой укрывается бандит, вся поголовно подлежит аресту, а имущество их конфискуется. Старший работник в семье расстреливается на месте, а семья высылается.
5. Всякая семья, укрывавшая членов семьи или имущество бандитов, рассматривается сама как бандитская. Старший работник в этой семье расстреливается на месте.
6. Крестьянам, указавшим семью, в которой укрывали бандита переходит все имущество этой семьи, а эта семья арестовывается и подлежит высылке. Старший работник этой семьи расстреливается на месте.
7. В случае бегства семьи бандита ей объявляется розыск, а имущество распределяется среди верных советской власти крестьян.
Председатель полномочной комиссии ВЦИК РСФСР В.А. Антонов-Овсеенко, Командующий войсками Тамбовской губернии М.Н. Тухачевский
Если Гайдару приходилось выполнять такие приказы на тамбовщине, то стоит ли сомневаться, – даже если нет документов, а есть лишь устные свидетельства, – в том, что и у нас в Хакасии, он также брал заложников, расстреливал их, в том числе, женщин и детей, а зимой топил подозреваемых в сговоре с «бандой» Соловьева в озёрах Большое и Чёрное десятками человек?
О.Иванов: Да, тяжело согласиться с тем, что образ детского писателя фальшив…
Е.Батраков: Да только ли этот образ? Мы воспринимаем, как положительный образ, например, Анку-пулеметчицу, которая в фильме «Чапаев» лихо «строчила», но… в действительности-то в том бою она «строчила» не по офицерам генерала В.О. Каппеля, а по рабочим из Ижевской рабочей дивизии?! Навязали нам в качестве положительного и штандартенфюрера СС Отто Макс фон Штирлица. Удивительно ли, что после этого фильма дети, играющие в войну, все сплошь хотели быть уже не партизанами, а гестаповцами? Это показал социологический опрос.
О.Иванов: Но вот, наконец, закончилась гражданская война…
Е.Батраков: И наступило мирное время, т.е. начался период сталинского террора: стреляли уже не где кому захочется, а строго в тюрьмах. И дело Гайдара продолжили бойкие мастера заплечных дел из НКВД и Верховного Суда СССР. А дабы не мешать им, Генеральный прокурор СССР Вышинский, шеф «государева ока», надзирающего за законностью, обозначил вершину профессиональной подлости: «Законы надо отложить в сторону». А чего стесняться, в самом-то деле, если лес начали рубить на щепки?
Через 70 лет эта аморальная мораль воцарится вновь. Вы, очевидно, знаете, что бюст Ф. Дзержинского, демонтированный в августе 1991 года, уже вернули во двор здания ГУВД Москвы на Петровке, 38? Это означает только одно: ценности палачей вновь в почете. Миллионы репрессированных реабилитировали, пора и на исходный рубеж всем кагалом валить… Хуже того, и сейчас, и в прошлые времена все те, кто пытался даже полушепотом и неуверенно призвать окабанело-оборзевшую свору жить по-людски, жить по совести, тут же попадали под пресс. Вы, помнится, будучи членом партии «Единая Россия» уже указали однажды сопартийцам на необходимость устранить двоедушие: отказаться от курения и поглощения алкогольной наркоотравы, если уж сподобило вас трубить о необходимости вести здоровый образ жизни. И что? Вы были сняты со всех постов и изгнаны из партии.
В 1703 году джунгары выкосили цвет хакасов. В первой половине XX-го века «джунгары», окопавшиеся в Кремле, также выкосили цвет хакасской интеллигенции – были объявлены «буржуазными националистами» и расстреляны: председатель Хакоблисполкома М.Г. Торосов, ответственный секретарь облисполкома Н.И. Конгаров, секретарь Хакасского обкома ВЛКСМ К.А. Чульжанов, начальник областного управления искусств И.В. Тогдин, председатель областного суда Ф.С. Толстухин, заведующий Аскизским райфинотделом И.И. Абдин заведующий облоно И. Г. Худяков, председатель облпотребсоюза Р.А. Кызласов...
О.Иванов: Ну, это все в прошлом – джунгары, репрессии…
Е.Батраков: В прошлом остались только определенные средства достижения колониальных целей, а сама-то политика жива и здравствует?!
Можно ведь национальную интеллигенцию отстреливать, а можно сделать так, чтобы она вообще не появлялась. Разве не этому способствует то, о чем сказал на XI съезде хакасского народа председатель республиканского совета старейшин Владислав Торосов: «ущемление хакасского языка, свертывание хакасской книгоиздательской деятельности, вытеснение из ряда областей кадров коренной национальности, целенаправленное вытеснение хакасского языка из средств массовой информации»?
Разве не этому способствует то, о чем сказал глава исполкома Съезда хакасского народа Чон-Чобi Василий Чаптыков: «Деревни все нищие, процент безработицы доходит до 90%. Люди не могут прокормить своих детей. Баранов всех зарезали, а скотину собственную не разводили, потому что не было покосов. Все под пастбища совхозов отдавалось. Хакасия ведь специализировалась на тонкорунной шерсти. Поэтому здесь были пятимиллионные отары, сейчас если осталось сто тысяч, то хорошо»? («Урянхай неделя», №15, 21 апреля 2006 г.).
Уже хорошо, «если осталось сто тысяч»… Увы, – осталось всего 50 тысяч – это по 1 барану на 1 хакаса. А вот 200 лет тому назад цифры были совершенно иные: «на долю одной семьи в среднем приходилось, (исчисляя по данным степных дум), по 14 лошадей, 19 коров и быков, 11 овец, что только немногим превышает официальный прожиточный минимум». (В.Г. Карцов. Хакасия в период разложения феодализма (XVIII – первая половина XIX в.). Абакан, 1970, с.140).
И уже хорошо, что выделялось аж 60 тысяч рублей на «хакасское направление» в программе развития языков народов Хакасии на 2005 год… Но… разве это не издевательство – эти 60 тысяч?
Впрочем, деньги сами по себе языковую проблему решить не могут в принципе, и пустым представляется мне тот, «беззатратный путь», который предложил председатель рессовета ветеранов, депутат Верховного Совета Хакасии Алексей Трошкин: «путь изучения родного языка — дома, в семье, в каждом роде». Изучение языка дома, когда и родители, и дети видят, чувствуют, понимают, какое в обществе отношение и к языку, и к народу, и какую позицию в этом вопросе занимает местное чиновничество? Изучение языка того народа, который проиграл этническое сражение и находится на грани исчезновения?..
За последние 300 лет хакасы, одновременно с утратой военно-политической независимости, утрачивали и право на свою территорию. Территория становилась общероссийской. Местная власть, поддерживаемая Москвой, превращалась в обслугу общероссийских интересов, в обслугу интересов интернационального вообще. Вот тогда-то и начал с жесткой неизбежностью исчезать язык, как средство общения, и все меры по его сохранению становились всего лишь данью вежливости, пустой формальностью.
И потому сегодня бессмысленно настаивать на изучении языка детьми, коль в головах взрослых уже давно произошла космополитизация сознания, и они выродились в общечеловеков, не принимающих ценностей своих предков, не знающих истории своего народа. А началось это, – повторюсь, – еще тогда, когда сложился взаимовыгодный союз царских властей с национальной знатью. А закончилось это тем, что хакасы в Хакасии стали – лишь этнографическим случаем. Хакасы в Хакасии – гости, уходящие путем вымирания. И эти факты просто необходимо широковещательно признать, если мы действительно хотим хоть что-то изменить в этом трагическом аспекте.
Нужно понять, что сам акт выбора языка, на котором думают и говорят, находится в прямой связи с тем, есть ли у человека гордость за свою нацию, уважение к славной истории своего народа, и охотно ли относит он себя самого к данной нации. Если же ребенок видит, что его самые близкие люди преклоняются пред чем-то иноземным, своего стыдятся, а чужое возносят, захочется ли ему идентифицировать себя с нацией холопствующей?
Доблесть отца и деда, честь семьи и рода, слава нации и Родины – это мерило нашей самооценки, атрибуты персонального достоинства и источники наших ценностей. А если ни славы, ни доблести, ни чести… Очень хорошо и горячо по этому поводу высказался В. Чаптыков: «У нас не Омская область, у нас не Новосибирская область, мы не юг Красноярского края. Мы – национальная республика. Мы назвались Хакасией не потому, что здесь Саянские горы или что-то еще. Здесь проживает коренной хакасский народ, который сегодня выведен на задворки, который сегодня полностью порабощен и не имеет слова!»
Вот, если б каждый, да так! И тогда не было б такого позорного сообщения в СМИ: «Национальную ситуацию в республике Вячеслав Торосов охарактеризовал как спокойную и бесконфликтную». Парадным шагом идет вымирание народа, а у нас при этом ситуация … «спокойная и бесконфликтная»!?
И мы зрим это, более чем престранное спокойствие даже на высоком челе председателя Верховного Совета В.Н. Штыгашева… Уж не дремлет ли он там беспробудно с открытыми очами этот 70-летний мудрец, десятилетия восседающий на хакасском олимпе?! А быть может, он потому-то уже и спокоен так, что ему в зятья подвизался сверхбогатенький г-н Верхотуров – владелец сети магазинов «Власта»? А не через эти ли магазины, часом, Владимир Николаевич, упаивается пивной и вино-водочной отравой стремительно исчезающий хакасский народ?.. Созерцатели беды и ее пособники не сегодня народились, как явление. Они были и будут. Они есть и они – рядом. И самое страшное, что они в той или иной мере – в каждом из нас…
О.Иванов: Можно ли сказать, что главные враги нации – сытость и космополитизм власти, ее правовая обособленность и независимость от народа?
Е.Батраков: Враги, но – не главные. Главными врагами, как бы это странно ни звучало, явились не сталинские палачи, не нынешние хозяева Кремля, и не алчные джунгары, а… шаманы. Именно с их подачи, и благодаря их неспособности просчитать эффект малых доз наносимого вреда, проявляющегося через многие столетия, в обряды и ритуалы была заложена мина замедленного действия – жидкость, содержащая алкоголь. Я имею ввиду, конечно же, айран, приготовляемый из кислого молока.
О.Иванов: Ну… Вы меня удивили. Там же алкоголя-то кот наплакал?
Е.Батраков: А вы «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор 5:7), а «Паршивая овца все стадо портит»?
К сожалению, у хакасов этих «паршивых овец» более, чем достаточно: кумыс, айран, арака (молочная водка), сыра (нечто похожее на пиво), кузер араразы (самогонка из муравьев), поза (буза), хлебная водка… Причем, хакасы знали и понимали, что молоко с алкогольным ядом представляет большую опасность. Этот вывод можно сделать из того, что, как пишет В.Я. Бутанаев, «Женщина могла употреблять хмельные напитки только после рождения второго или третьего ребенка. Заботились о здоровом потомстве». (Бутанаев В.Я. Хоорай ас-тамахтары. Национальные блюда хакасов. Абакан. 1994 г., с.13).
«Заботились», но… только о здоровье первых двух-трех. Интересно, какими по счету рожденными детьми были те из хакасов, кто содержит ночные клубы, пивбары, игорные заведения? То, что не первыми, это уж нам понятно… Итак, хакасы понимали, что спирт в молоке – опасен, вреден; и на фоне этого понимания очень забавно смотрятся строки из книги нашего уважаемого профессора: «Значение айрана в питании хакасов трудно переоценить. Об том имеется прекрасная работа А. В. Адрианова. Сами хакасы говорят: все здоровье народа от айрана. Это универсальный напиток. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод». (Бутанаев В.Я. Хоорай ас-тамахтары. Национальные блюда хакасов. Абакан. 1994 г., с.11).
В свете современных знаний, согласитесь, трудно переоценить эти древние заблуждения, ибо айран разрушает здоровье, айран, как и пиво, жажду не утоляет, т.к. содержит спирт, а спирт обезвоживает организм. Ну, а что касаемо утоления голода, то голод утоляет не спирт, – спирт лишь парализует нервную систему, – а те полезные вещества, которые есть в любом молочно-кислом продукте. Например, вы делаете вывод: «пить айран можно». Или берете на веру утверждение дагестанского мудреца Расула Гамзатова:
Пить можно всем.
Необходимо только
Знать когда и с кем,
За что и сколько.
И вот, поверив Гамзатовым, поверив своим родителям, поверив шаманам, вы начинаете употреблять. И к чему это приводит и вас и народ в целом? К депопуляции, деградации, росту преступности, росту разводов… Вымирание… добро? Нет. Так, следовательно, мысль, отталкиваясь о которой мы пили, – неправильна, ошибочна и поэтому должна быть отброшена прочь, какими бы высокими авторитетами она ни была бы забронирована! В.М. Бехтерев, великий русский невролог: «...всякое потребление алкоголя вредно; даже малые дозы алкоголя расстраивают пищеварение, ослабляют сердце и легкие, понижают умственные способности человека». (Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме. М.: «Медицина», 1988 г., с.132).
Я думаю, это имеет прямое отношение к айрану, к пиву, к браге… Н.Е. Введенский, выдающийся русский физиолог: «Как опыты на животных, производившиеся в последнее время со всевозможными предосторожностями в смысле безусловной точности их, так и результаты научных исследований на человеческом организме несомненно установили, что и небольшие количества спиртных напитков, считающиеся в общежитии обычно очень умеренными (1-2 рюмки водки в день), не могут быть признаны безвредными для организма, особенно если такие небольшие дозы вводятся регулярно и более или менее продолжительное время.
Из изложенного видно, что требуемая некоторыми установка малых, средних и больших доз алкоголя, а равно «норм для умеренного, безвредного потребления» его, – все эти задачи совершенно невыполнимые». Г.М. Энтин, доктор медицинских наук: «Алкоголь обладает практически всеми свойствами наркотических веществ, в достаточной степени выраженными и опасными. Неправильно рассматривать спиртные напитки, даже такие слабые, как пиво и сухие виноградные вина, как пищевые продукты. Алкогольсодержащие напитки с позиций фармакологии, токсикологии и наркологии – наркотические вещества». (Г.М. Энтин. Лечение алкоголизма. М., «Медицина», 1990, с.7).
Причем, при повторных воздействиях на человека этого опасного яда – алкоголя, происходит нарастание изменений биологического объекта, т.е. возникает явление, получившее название – функциональная кумуляция. А если начал пить целый народ, то неизбежно возникают такие явления, как мутация, деградация, депопуляция, меняется характер народа, и на смену семейным и национальным ценностям, приходят антиобщественные ценности индивидуума. И, конечно же, появляются бойки ребята, которые обслуживают низменные потребности людишек с гнильцой: открываются ночные клубы, казино, питейные заведения…
И находится такие, кто за деньги готов оправдать любое преступление, выгородить в любом свете все, что пожелаете. Таким образом, служители культа скорее по недомыслию, нежели преднамеренно накинули на испорченные продукты, превратившиеся в наркотическую отраву, флер чудотворности, а уж ушлые, своекорыстные «бизнесмены» чуть попозже энергично подсуетились и раскинули густую, липкую сеть алкопритонов, ресторанов, магазинов и прочего.
О.Иванов: Но «люди ведь сами пьют, никто в рот не заливает»?
Е.Батраков: А вы считаете, что К.Маркс был неправ, когда писал «Производство... создает потребителя», «производство идет впереди спроса, предложение силой берет спрос»? А сзади этого «предложения» мы, опять же, видим уши служителей культа – именно они дают ядопроизводству и торговле «зеленый свет»: освящают питейные заведения, награждают главу ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Т. Боллоева орденом Преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви (1998 г.); благословляют выпуск «жидкого дьявола», как это сделал в прошлом году архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил, благословивший выпуск новой водки «Албазинской»; вручают «водочному королю» А. Охлопкову, председателю группы компаний «Союз-Виктан», которая «прославилась» как производитель водки «На березовых бруньках», орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени, а директору ООО «Союз-Виктан» Ю. Землянкину – медаль преподобного Сергия Радонежского I степени, а саму группу компаний и всех ее сотрудников удостаивают Патриаршей грамоты. Именно христианские служители культа обожествили вино, возведя его в статус крови Христовой. И выходит, что трезвенники уже не могут сказать Богу своему: «мы с тобою одной крови». И – чем больше в жилах алкоголя, тем ты более богоподобен… И, если вино – кровь Христова, то был ли он вообще вменяем, такой бог в пору своего пришествия на землю нашу грешную?
Именно служители культа были и остаются своеобразными режиссерами – постановщиками событий, архитекторами социальной жизни, авторами ритуалов, обычаев и традиций, организаторами «общественного мнения». И тогда уже не только «маленький человек», но и президент Башкирии Муртаза Рахимов вынужден поступать, с оглядкой на то, как принято и нести полнейшую чушь: «Кумыс пью постоянно. Я и водку люблю. Мне приходится пить каждый день, потому что каждый день гости. Но надо знать меру. У меня и секрет есть. Договоримся с официантами, что в первую рюмку наливают водку, а потом уже – воду. А не пить совсем нельзя, ведь скажут: «Язвенник или ненормальный» («Вся Россия», 1999, № 9, с. 4). Не зря ж К. Маркс писал в свое время: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». (Маркс К., Фридрих Э. Соч., т.8, с.119).
О.Иванов: И каковы результаты этих традиций?
Е.Батраков: В 2007 году Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории издан ценнейший документ – дневник Романа Афанасьевича Кызласова. Р.А. Кызласов – один из инициаторов и первых руководителей кооперативного движения Хакасии. В 1937 году по облыжному обвинению был арестован и расстрелян. Дневник охватывает период с 1920 по 1924 год. Так вот, Роман Афанасьевич пишет: «19 декабря 1922 г. Вторник. Сегодня татарский Праздник «Никола», население инородческое повально пьяное от старых до малых, каждый старается, опьяняющими напитками погубить и уничтожить тоску. Такое печальное поведение инородцев. Празднество у них ведется с опьяняющими напитками.
Село Бея. 11 февраля 1923 г. Воскресенье. Сегодня праздник, все гуляют, пьяны…
Село Бея. 8 апреля 1923 г. Воскресенье. Сегодня праздник Пасха. …здешние все веселы, они для этого праздника приготовили массу опьяняющих напитков. Они пьют и отравляют тоску этими безумными и вредным для человеческого организма ядом. Это вошло в их обычай, привычку, без вина нет праздника, как будто без этого яда нельзя встречать праздники, созданные религиозным воззрением человечества с древних времен. Вот все веселье, как приходится проводить дни здешнему народу». (Кызласов Роман Афанасьевич. Дневник (сентябрь 1920 – 1924). Абакан, 2007, с.84, 95, 102).
Отечественные ядопроизводители и ядоторговцы это, в сущности, пятая колонна интервентов, пособники интервентов. Пивопроизводители и пивоторговцы – разве это не зондеркоманды и отряды СС, помогающие очищать землю от коренного населения? И это «очищение» начинается с ликвидации национального самосознания, с ликвидации стыда и совести с помощью алкоголя. К сожалению, остатки интеллигенции уже не ощущают этого и не понимают происходящего на земле своих предков. Иначе они не позволили бы Булакину открыть в Абакане сеть игорных заведений «Рио», сеть ночных клубов, сеть заведений алкоторговли и алкопроизводства. Дозы алкоголя проспиртовали мозг нации. Мозг нации, отравляемый из поколения в поколение, намертво погружен в состоянии анестезии, он не чувствует, он не понимает, он способен лишь бездумно транслировать то, что вкладывают в него «гипнотизеры» от мировой закулисы.
Интеллигенция пропила Хакасию. А ведь хакасы это некогда крепчайший народ, ликвидировавший китайское владычество на Северном Енисее, сбросивший владычество уйгур и распространивший свою власть на Алтай, Туву и Северо-Западную Монголию. Это ведь к кыргызскому кагану в IX веке обращался китайский император не иначе, как «Вы, хан, подобны блестящей Северной Медведице. (Вы) геройствовали на севере пустыни и стали правителем. Таланты (Ваши) сияют, как верхушка бунчука. (Вы) разделили границы и создали государство; особо проявили героический дух, давно известны талантом управления». «Ваша мощь потрясает северные страны, слава достигла Северных ворот [китайской столицы]». (См. В.Я. Бутанаев. История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России. Абакан, 2007, с.12-13).
Вы можете себе представить такое, чтобы сегодня к Василию Чаптыкову или к Владимиру Штыгашеву глава Китая обращался бы с таким подобострастием? Как же произошло, что некогда крепкий народ стал бедой для себя самого, стал производить потомство, состоящее более чем на треть из дебилов? Дебилы-то откуда? Откуда столько дебилов!? А ведь есть еще полудебилы, четвертьдебилы? И где гарантии того, что 1/8 дебила не сидит сегодня в Верховном Совете или в кресле министра, или в кресле секретаря политсовета партии «Единая Россия»? Так откуда ж дебилы?
Новосибирские ученые Г.Д. Гражданников и В.А. Детиненко с помощью точных математических вычислений установили, что 99% дефективных и умственно отсталых детей есть прямое следствие употребления алкоголя. Причем, совершенно неважно, какой алкоголь – качественный, некачественный, потребляемый в виде пива, кумыса, вина или же водки. А кто способствует торговле алкоголем? Ну-ка, ну-ка?! А-а-а – известные персоны: шустрый «единорос» Верхотуров, подследственный «единорос» Бородкин, еще пока не подследственный «единорос» из «Шуры-муры» Тужаков, которых усилил партийным ресурсом все тот же г-н Комаров Сергей Владимирович, назойливо приучающий паству свою к мысли, будто бы это именно он «без пяти минут» как «отец города», будто бы это именно он уже почти в кресле абаканского мэра в качестве мэра!
Так если эти господа подрывают генофонд нации, – и хакасов, и русских, – то где же власть? А если эта власть объединилась с червями, которые паразитируют на теле общества, прогрызая ее телеса, то на вашем языке юристов как это называется? Мафия?
О.Иванов: Нет, на языке юристов союз власти и ядоторговцев никак нельзя отнести к мафии, поскольку действуют они на совершенно законном основании…
Е.Батраков: Ну, если организованные структуры действуют против коренных интересов народа, действуют не в интересах страны, на территории которой они пребывают, то чем они отличаются от самых заурядных оккупантов или же от ее обслуги?! Если алкоголь – яд, а организованные структуры этот яд распространяют, причем, обманывая население с помощью продажных СМИ, – под видом «пищевого продукта» населению подают протоплазматический яд, нервно-паралитического действия, – и от этого яда вымирает Хакасия, и люди от этого яда становятся ненормальными и больными, а дети от этого яда рождаются дебильными, и страдает экономика, то…
О.Иванов: Остается задать еще один вопрос: почему в ФСБ, в МВД, в прокуратуру приглашают не Комаровых и Городецких, которые, похоже, имеют причастность ко всем этим процессам, а вас да меня, то есть тех, кто пытается сказать о происходящем?
Е.Батраков: Я понимаю, что есть диктат общероссийского законодательства, но, ничуть не нарушая федеральные законы, можно же провести хотя бы обсуждение проблемы в стенах Верховного Совета? Можно же переориентировать телевидение, радио и газету «Хакасию» в правильном направлении? А кто им мешает поставить на место министров здравоохранения, культуры, образования?
Вы знаете, что в Хакасии есть Центр медицинской профилактики, главврачом в котором Чаптыков Сергей Юрьевич? Вы знаете, что в Хакасии есть республиканский наркологический диспансер, главврачом в котором Тутатчиков Сергей Ананьевич? И где их голос? В печати, на ТВ, на радио? У нас на улицах девушки и девочки хлебают пиво – будущие мамы! Вы когда-нибудь от этих господ главврачей слышали, что будущим мамам НИКОГДА нельзя поглощать НИКАКИЕ разновидности спиртного?!
Так если хакасы-главврачи и министр здравоохранения лишь созерцают творимое, то не является ли их невмешательство подлым пособничеством в деле уничтожения народа? Это выглядит примерно так: идет домой министр МВД и видит, что на улице пара «отморозков», нахлебавшись «аяновского» пива, пытаются придушить и грабануть случайного прохожего. А министр – нос в строну, и – шмыг мимо?!.. Это же социальная патология, когда врачи, милиция, чиновники все всё видят, всё понимают, и – молчат!
О.Иванов: Возможен ли у России и Хакасии, как ее неотъемлемой части, стремительный морально-нравственный взлет, новые великие цели, новый Гагарин и Королев?
Е.Батраков: Вы знаете, у меня складывается впечатление, что чем больше у нас Городецких, Комаровых, Верхотуровых, тем меньше таких, как Королев, Гагарин, Катанов, Нербышев, Кызласов. Ведь вы посмотрите, нынешнее поколение уже вусмерть упоено пивом. Вы же видели, что было в День выпускника?! Мальчики с сигаретой и бутылкой пива, девочки – с бутылкой пива и с сигаретой. И это в 17 лет! И это при том, что девочкам пить спиртное нельзя вообще. Хотя бы до рождения третьего ребенка, как это было некогда у хакасов. И надо ли удивляться в этой связи тем цифрам, которые приводила в своем интервью, будучи министром Здравоохранения России, Татьяна Дмитриева: «Каждая 2-я школьница, я уже не говорю о школьниках, курит. 75 % школьниц страдают хроническими заболеваниями – это будущие матери. 50 % мальчиков, из нашей выборки, никогда не станут отцами». (ЦТ, «Момент истины», 12 апреля 1997 г.).
А оставшиеся 50%? Сколько из них сопьется и сядет в тюрьму, а то и просто погибнет в очередной позорной пьяной драке? А сколько из оставшихся вообще нормальных людей? Я хорошо подготовился к нашей беседе, вот у меня в руках еще один документ – «Российская газета» за 23 мая 1997 г., – в котором академик РАМН Т. Дмитриева приводит просто страшные цифры: «Сегодня лишь 10 % подростков можно отнести к практически здоровым. Вызывает тревогу состояние здоровья девочек, 75 % которых страдают хроническими болезнями. А ведь это будущие матери, какое же потомство они дадут! И особенно удручает то, что нация теряет интеллект – у 31,5 % подростков психические расстройства, у 33 % умственная отсталость и психопатии». Так из кого ж выйдут Катановы, Гагарины да Королевы? Из этих 33% с умственной отсталостью?
Кстати, в тех же 90-х годах среди субъектов Федерации первичная заболеваемость психическими расстройствами была зарегистрирована – более чем на 35% превышающая среднюю по России – именно в Хакасии. Выше, чем у нас, было только в Республике Алтай. Причем, ученые считают, что это обусловлено главным образом повышенной алкоголизацией и наркотизацией населения. Чтобы не подумали наши читатели, будто бы мы тут сидим и напраслину наводим, приведем выдержку из аскизской газеты «Хакасский труженик» за 20 февраля 1997 г.: «Аскизский район: 52 211 чел., из них 27 243 чел. – трудоспособное население. Скрытая безработица на 01.01.97 г. – 41 %.
За 1996 г. родилось – 624, из них – 234 – шизофрения и умственная отсталость, т.е. 37,1 %. За 1996 г. за нарушение антиалкогольного законодательства привлечено к административной ответственности – 11 389 чел. (22 % от количества населения. 32 % от количества взрослого населения).
А вот фрагмент из недавнего письма моего аскизского корреспондента А.М. Смышляева: «Аскизский район. Статистика в здравоохранении по району – анекдот и только. За 2003 год – «травмы и отравления от алкоголя» – 153 чел. За 2004 год – «травмы и отравления от алкоголя» – 40 случаев. Поясняю: в 2004 году принят на работу патологоанатом (не было, изредка приезжал с Абакана) и заключения пошли такие: причина смерти – черепно-мозговая травма (хотя пьяный упал с лестницы) или, причина – асфиксия (хотя задушился по пьянке), причина – утонул (был пьян). Как вы думаете, этот патологоанатом за просто так искажал документацию? Население района на 01.01.2005 – 43 200 человек.
Возьмите данные по тому же Аскизскому району. Вы обратили внимание на цифры: за 8 лет население аскизского района сокращено на 9 тысяч человек! С 52 211 до 43 200 человек?! Не увеличено – сокращено! И – тишина!
Население Хакасии с 1993 к январю 2007 год сократилось на 38 тысяч! Информационное агентство «Тува-Онлайн» утверждает, что А. Лебедь на одном из заседаний Общественной палаты при Правительстве РХ на призыв обратить внимание на бедственное положение хакасского народа, в присутствии депутатов и представителей СМИ, заявил: «Ассимиляция – естественный процесс. Алкоголики и наркоманы должны вымирать. Чем больше их вымрет, тем лучше для Республики».
Лучше для какой республики? Для Китайской республики? Или для Корейской?.. Или для Южно-Африканской?.. Уже самому слепому, глухому и умственно дремучему, коль он не бессовестен намертво, совершенно ясно: чашки с айраном и бутылки пива – это те же джунгары, безвозвратно вырубающие генофонд нации, и если сегодня не предпринять самых решительных и самых радикальных мер по самоспасению, то алкогольно-наркотическая чума выметет навечно всех нас, – и хакасов и полухакасов, и русских и тех, кто без графы в паспорте, – с лица земли уже через два-три поколения. И сбудутся неизбежно слова великого барда и поэта В.С. Высоцкого:
И тогда не орды чингизханов,
И не сабель звон, не конский топот, –
Миллиарды выпитых стаканов
Эту землю грешную затопят.
Источник: http://optimalist.narod.ru/
В сюжете: Хакасияисторияалкоголизмнациональный вопроснационализм