Традиционная мебель монгольских народов
К исходу средних веков у монгольских народов в основном сложился типовой набор домашней мебели, различавшийся у этнотерриториальных групп, но устойчивый внутри группы.
Кочевые монголы, как правило, пользовались очень похожими образцами сундуков, комодов, столов, но практически не использовали навесных полок таг в отличие от оседлых западных бурят и дауров, живших в бревенчатых юртах и саманных фанзах соответственно. Мебель кочевников была приспособлена к интерьеру мобильного жилища – войлочной юрты, и условиям частых кочевок.
Сундук с плоской крышкой
Одним из основных и старейших типов мебели был сундук абдар, представлявший собой ящик с открывающейся вверх крышкой на петлях. Различия между сундуками разных монгольских групп незначительны. Абдар повсюду имеет плоскую крышку, но у халха-монголов часто открывается только ее половина, тогда как у всех групп бурят крышка сундука цельная.
У агинских бурят сундук называют китайским термином ханза, хотя конструктивно он не отличается от сундуков абдар других восточных бурят. Различные по назначению и оформлению сундуки использовали дагуры: для лучшей одежды – пижаан, для простой – хорог (хурого) или саранка, для женских головных уборов – изящный маленький кяаж, для украшений – женские шкатулки санды нээм.
Наиболее заметные внешние отличия сундуков западных бурят заключаются в декоративном оформлении. Западные буряты применяли резьбу, в частности сундуки покрывали резным орнаментом в технике плоского рельефа и апплике. Размер сундука в основном определялся размерами одежды заказчика. В доме или в юрте обычно было два-три сундука.
Сундуки в интерьере всегда стоят не на полу, а на специальной низкой тумбе-комоде γхэг, составляющей с абдар единый комплект, а потому оформлявшейся в том же стиле. С тумбой γхэг роднит наличие двух дверок в центре, а с комодом – два выдвижных ящика по бокам от дверок. У кочевников дверки и выдвижные ящики раньше снабжались ремешками для открывания, а у бурят повсеместно, хотя и не всегда, вместо них крепится металлическая фурнитура. Подставка γхэг обязательно совпадает с сундуком по длине и ширине.
Буфет с декором
Среди большинства монгольских групп обязательным предметом интерьера был буфет или кухонный шкаф эргэнэг. Конструктивно он сходен у всех, однако у кочевников его размеры стандартизированы и высота буфета совпадает с общей высотой сундука, поставленного на γхэг. Обычно их заказывают вместе у одного мастера или изготавливают сами хозяева.
Декор эргэнэг выполняется в одном стиле с сундуком, причем западные буряты и восточные кочевые монголы нередко вместо росписи (вторые – в дополнение к ней) украшают буфет резьбой. Буряты для сундуков и буфетов используют березовые, кедровые или сосновые доски, халхасцы, южные и восточные монголы по возможности добывают для этого более ценные сорта древесины из южных регионов.
Кроме буфетов эргэнэг у монгольских народов принято было иметь в интерьере отдельный шкаф для большой металлической кухонной утвари – котлов, ковшей и т.д. Такой шкаф назывался данхай, он был массивнее в нижней части и в целом выглядел грубее чем буфет. Некоторые исследователи пишут, что западные буряты переняли буфеты через русских, но известны и традиционные для первых буфеты типа эргэнэг, украшенные резьбой.
Любопытно, что в тенденции украшать мебель резьбой западные буряты сближаются с халха-монголами и, особенно, монголами Восточной Монголии. Часто используют резьбу, в том числе объемную, дауры. Восточные буряты в принципе умели делать очень тонкую искусную резьбу, создавая даже великолепные скульптуры, но для мебели использовали этот метод почти исключительно в интерьерах буддийских храмов.
Разборная кровать
Все кочевые монголы и восточные буряты традиционно использовали разборную кровать орон, продольные боковые доски которой соединялись со спинками методом шип-паз. Спинки кроватей были филенчатыми из щита, вставленного в раму. В отличие от остальной мебели, у орон богато декорируются боковые стороны, т.е. спинки. Западные буряты в прошлом вместо кроватей использовали дощатые полати, хотя называли их также орон.
Постепенно на запад проникли разборные кровати монгольского типа, а еще позже – перенятые через русских диваны (сапаа от рус. софа). Надо заметить, что западные буряты, хотя иногда приобретали сундуки русского изготовления, в том числе с плоской крышкой, в отличие от русских не спали на них.
Сборка корпусной мебели
Доски для большей части корпусной мебели, соединяют на шкантах и клее. В досках сверлятся отверстия, куда вставляют намазанные клеем шканты (в этнографической литературе их почему-то постоянно называют шпунтами, хотя сейчас это термин другого типа соединения).
Днище соединяется со стенками методом забивания проклеенного шканта в высверленные отверстия. В углах щиты садят на шипы и клей. Гвозди раньше никогда не использовались, это считалось низким уровнем столярного ремесла. В конце 19 – начале 20 века изредка стали соединять стенки гвоздем в торец, что, конечно, выглядело некрасиво и было не технологично, чревато растрескиванием древесины.
Алтарь для юрты
Монгольские народы, принявшие буддизм, создали собственный вид домашнего алтаря, ставший наиболее примечательным предметом интерьера кочевнической юрты. Алтарь бурханай шэрээ состоял из подквадратного столика hугалга на четырех высоких ножках и с парой выдвижных ящиков.
На нем устанавливали такой же по форме прямоугольник дабжад, на котором в свою очередь ставили шкафчик сγмэ (буквально «храм») с двумя дверками и фигурным карнизом. Домашние алтари покрывались богатой росписью.
Столы и табуреты
У большинства групп бурят традиционные столы и табуреты вышли из употребления относительно давно, будучи вытесненными заимствованными от русских столами и стульями европейского типа.
Другие монгольские народы отчасти и по сей день используют невысокие традиционные столы и табуретки, причем многие из них имеют характерные «гнутые» ножки, странным образом напоминающие западноевропейскую мебель эпохи барокко. В богатых семьях верхняя часть ножек декорируется резьбой, иногда это бывают резные элементы, приклеенные к основе.
Таковы в самых общих чертах основные предметы мебели в интерьере традиционного жилища разных монголоязычных групп. Кроме перечисленных существовали и некоторые другие типы мебели, например, женские платяные шкафы шорки кяаж у дауров, а также интересные приемы декорирования, окраски, лакировки. Многие секреты столярного ремесла заслуживают отдельного рассказа.