Буряты и монголы на чемпионатах мира по танковому биатлону
Новейший танк Т-72Б заменил монгольским воинам коня. На двух чемпионатах мира по танковому биатлону Бурятия (в составе команды России) приобрела трех чемпионов мира. Монгольские танкисты пока находятся в одном-двух шагах от попадания в полуфинал.
В минувшие выходные телеканал Россия-1 завершил показ длившегося более месяца зрелищного шоу с последнего чемпионата мира по танковому биатлону (всего за пять недель в эфире прошло пять выпусков "Танкового биатлона"), второй год подряд проходящего августе на российском танковом полигоне в подмосковном Алабино.
От “трофи” к “биатлону”
Напомним, что с 1963-го по 1991-й год подобные соревнования проводились в Западной Германии для танкистов из стран НАТО. Они соревновались между собой в танковом "трофи" (езда с препятствиями) со стрельбой по мишеням на призы Армии Канады под носом у советской военной группировки в Восточной Германии.
Эта идея была заимствована у натовских военных в 2013 году новым министром обороны России Сергеем Шойгу. Тогда впервые были проведены международные соревнования по танковому биатлону, в которых приняли участие танкисты из России, Беларуси, Казахстана и Армении.
А в последние два года на танкодроме в Алабино прошли уже два чемпионата мира по танковому биатлону, которые подробно освещались на российском телевидении и привлекли внимание миллионов телезрителей, вдруг ставших знатоками танковой техники и правил по танковому биатлону. Интересно, что даже среди женской телеаудитории в России танковый биатлон приобрел множество верных поклонниц!
Оба раза в чемпионатах мира участвовали бурятские (в составе сильнейшей в мире российской команды) и монгольские танкисты, соревнующиеся на новейшем танке российского производства Т-72Б3.
Бато Цыдыпов – чемпион мира-2015
В этом году в составе лучшего из трех российских экипажей чемпионом мира стал бурятский танкист, 28-летний наводчик-оператор Бато Цыдыпов из села Сосново-Озерское (Еравнинский район). В этом году второй российский экипаж из Восточного военного округа (командир танка - ст. сержант Михаил Жилин, наводчик-оператор -старшина Бато Цыдыпов, механик-водитель - мл. сержант Александр Рыбаков) установил мировой рекорд и уверенно выиграл индивидуальную гонку у всех 39 экипажей из 13 стран.
В ходе индивидуальной гонки на чемпионате мира командир экипажа сибиряков-забайкальцев Михаил Жилин и наводчик Бато Цыдыпов отстрелялись без промаха, что позволило водителю Александру Рыбакову (прошел дистанцию без штрафных минут), ставшему в этом году двукратным чемпионом мира, прийти на финиш первым. Опередив почти на минуту второй экипаж из Казахстана, которой в итоге занял в индивидуальном зачете второе место, и внеся наибольшее количество очков (39 из 109 очков) к копилку сборной России, представленной еще двумя экипажами из Западного и Южного военных округов (соответственно 36 и 34 очка).
на фото: второй экипаж сборной России по танковому биатлону – лидер в индивидуальном зачете
Затем в полуфинале и в финале чемпионата мира представитель Бурятии Бато Цыдыпов и его земляки-забайкальцы из 36-й отдельной мотострелковой бригады (г. Борзя, Забайкальский край) с успехом участвовали в полуфинальной командной гонке преследования и завершающей чемпионат эстафете. В итоге сборная России уверенно выиграла чемпионат мира по танковому биатлону, опередив своих конкурентов из Китая (единственной команды, которая выступала на танках собственного производства Type-96A), и сборную Сербии. Все команды, кроме Китая, второй год подряд выступали на танках российского производства Т-72Б и Т-72Б3, которые считаются одними из лучших в мире.
Монголы удивили лихостью
К чести монгольских танкистов их второй экипаж по итогам индивидуальной гонки на чемпионате мира-2015 вошел в двадцатку лучших экипажей мира, опередив первые экипажи из Сербии и Киргизии, а также все экипажи из Таджикистана, Кувейта, Венесуэлы, Никарагуа и Анголы. Всего второй экипаж из Монголии заработал 20 из 34 очков монгольской команды в индивидуальной гонке, а также сорвал бурные аплодисменты зрителей танкового шоу, совершил зрелищный и точный по приземлению прыжок на одном из препятствий (колейном мосту)!
на фото: второй экипаж сборной Монголии на огневом рубеже
В общем зачете сборная Монголии во главе с опытным первым экипажем (командир - ст. лейтенант Бямбадорж Баярбаатар, наводчик - ст. прапорщик Шаравсурэн Эрдэнэхуу, ст. прапорщик Ванчиндорж Чуганбаяр), выступавшая на танках российского производства Т-72Б, заняла 10 место из 13-ти участников. Монгольские танкисты опять не пробились в число 8-ми участников полуфинала, пропустив вперед пять команд из стран бывшего СССР, - России (1 место), Казахстана (4 место), Киргизии, Таджикистана, Армении, - а также Китая (2 место), Сербии (3 место), Индии и Кувейта. Хуже монголов в этом году выступили танкисты Венесуэлы, Анголы и Никарагуа.
В итоге первая восьмерка на чемпионате мира 2015 года расположилась следующим образом:
- Россия
- Китай
- Сербия
- Казахстан
- Индия
- Киргизия
- Таджикистан
- Армения
В прошлом году, когда в чемпионате мира по танковому биатлону участвовало 12 команд, и когда среди участников не было сборных Таджикистана и Никарагуа (но была команда из Беларуси, занявшая тогда 5 место), монгольская сборная в составе трех экипажей заняла 9-е место, оставив позади команды Венесуэлы, Анголы и Кувейта и чуть-чуть не дотянув до полуфинала. Тогда лучшим из монгольских экипажей стал тоже экипаж № 2 (командир - ст. прапорщик Пурэвжэл Улзийбат, наводчик - прапорщик Мандул Санжадорж, водитель - прапорщик Эрдэнэбадрах Бат-Эрдэнэ), занявший 25 место из 36 экипажей. Результаты чемпионата мира по танковому биатлону 2014 года посмотреть здесь.
Таким образом, монгольская танковая тройка выступила чуть хуже, чем прошлом году, но в целом примерно на том же уровне.
О бурятских танкистах
на фото: чемпион мира по танковому биатлону 2014 года, командир танка Булат Цыренов
Бурятские же танкисты в составе российской сборной в 2014 году были на высоте. Третий российский экипаж из Восточного военного округа (командир танка - мл. сержант Булат Цыренов, наводчик-оператор - мл. сержант Сандан Дашиев, механик-водитель - рядовой Александр Рыбаков) тогда был лучшим на чемпионате в спринте (второй этап).
В интервью телеканалу Россия-24 Булат Цыренов сказал, что был уверен в своей победе в спринте.
В итоге вместе с российской сборной танкисты из Агинского Бурятского округа (Забайкальский край) стали чемпионами мира, а на родине их встречали как национальных героев.
После победы в 2014 году чемпионы мира по танковому биатлону Булат Цыренов, Сандан Дашиев и их боевой товарищ Александр Рыбаков из Иркутской области всем экипажем поступили в высшее военное училище. Через несколько лет они станут офицерами Российской армии.
Портал АРД надеется на то, что и на будущий год кто-то из бурятских танкистов, отличившись в меткой стрельбе и управлении танковым экипажем, вновь выиграет отборочные соревнования в своем военном округе и попадет в состав сборной России. А их монгольские коллеги все-таки смогут войти в число полуфиналистов на чемпионате мира по танковому биатлону 2016 года. Продолжив богатые воинские традиции монгольских народов.
Фото: АРД
В сюжете: Бурятские танкистыМонголияБурятиятанковый экипажтанковый биатлонбурятымонголы