Кочевой монастырь Урга - основа Монгольской империи
Впечатления российских путешественников о Монголии.
По следам распространения буддизма...
Как-то однажды, собираясь на очередную прогулку, я вспомнил — у приятеля, с которым мы недавно рыбачили, был очень эффективный репеллент, — это к тому, что места, куда я собирался идти с друзьями, были населены даже не комарами, а настоящими крылатыми вампирами.
Так вот, прихожу к приятелю, чтобы одолжить его суперсредство, а он сразу своего конька оседлал и давай мне рассказывать о полимерцементных покрытиях. Через десять минут, я уже забыл, зачем пришел. Хорошо, что когда мне пора было уходить, он поинтересовался, о причине моего визита. Только благодаря этому, четверо русских путешественников в сопках на границе с Монголией не были обглоданы дочиста жуткими кровососущими монстрами.
Итак, посетив дацан в Иволгинске, мы продолжали идти по следам распространения буддизма. Наш путь лежал в Монголию. К сожалению, вместе с социализмом в эту республику пришла беда. Во время борьбы с враждебной идеологией было репрессировано 17 000 буддийских монахов, из них 14 000 было расстреляно.
К границе мы ехали в электричке с комфортом. Окна в электричке были распахнуты настежь, однако, температура в вагоне превышала все мыслимые пределы. Когда стало совсем невмоготу, мы покинули гостеприимную электричку.
Пешая прогулка под палящим солнцем была тем еще испытанием. Ни ветерка, ни тенистого деревца. Голые, раскаленные солнцем сопки. И, только когда по совету моего Учителя мы попросили Будду послать нам освежающий ветер — он подул! Не сильно, но вполне ощутимо. В его порывах чувствовалась прохлада реки Селенги, за которой находилась граница с Монголией.
Не прошло и часа, как мы вышли к реке и, перейдя по ЖД мосту на другой берег, взобравшись на сопку расположились на отдых. Вечером нас ожидало страшное испытание. Но мы об этом даже не подозревали.
Купание в реке освежило и вдохнуло в нас столько энергии, что мы сбегали на соседнюю сопку, чтобы посмотреть на видневшееся издали сооружение. На вершине стояла конструкция из длинных шестов с многочисленными привязанными к ним ленточками. Видимо, это было место поклонения местных жителей.
А вечером, мы с огорчением выяснили, что запах репеллента, о котором шла речь в начале статьи, действует на местных комаров как возбудитель. Хорошо, что у нас было две палатки, и мы пошли на хитрость. Опрыскав средством для привлечения кровососущих монстров внутренность одной палатки, мы окольным путем прокрались во вторую! Отдыхали мы значительно спокойней, чем в Улан-Уде.
Монголия — три школы Тибетского Буддизма
Государство, как и человек — рождается, растет, переживает период расцвета, переходящий в зрелость и постепенно старея, приходит в упадок. Потом, спустя некоторое время, если суждено — вновь возрождается, нет — постепенно теряется в исторических наслоениях.
Если попросить современного человека назвать самое крупное государство на планете в начале прошлого тысячелетия — чего только не услышишь. Сегодня немногие знают, что в период с 1220 по 1294 год именно Монгольская империя занимала 20% поверхности планеты – это примерно 33 миллиона квадратных километров. Владения Темучина (Чингизхана) простирались от границ Польши до Кореи и от Сибири до Вьетнама!
В настоящее время все выглядит значительно скромнее. Территория уменьшилась почти ровно в 20 раз. Однако, что замечательно в этой стране, кроме обилия природных ландшафтов, так это верность традициям — здесь по-прежнему строительству домов из кирпича предпочитают юрты.
Путешественник здесь найдет величественные горные вершины, девственные леса, пустыню, барханы и бескрайние степи. Любители порыбачить отведут душу на кишащих рыбой реках и озерах, а охотники смогут поохотиться на архара, конечно, если у них есть возможность потратить $18 000 на приобретение лицензии. Расценки за отстрел других видов животных значительно скромнее.
Меня и моих друзей, когда мы остановились на границе с Монголией, привлекали не охотничьи трофеи. Нас интересовало духовное наследие этой замечательной страны, в которой представлены три школы Тибетского Буддизма.
Кочевой монастырь Урга
Сознание человека многогранно и непостижимо. Вот, скажем, сижу я в офисе и ищу в интернете поставщика оборудования для сварки ПНД труб. Какая-то часть сознания занята решением этой задачи, другая часть перебирает воспоминания о бескрайних просторах Монголии, причем сегодня почему-то вспоминается именно Улаанбаатар — именно так в русской транслитерации звучит монгольское название столицы.
Улан-Батор основан в 1639 году. Собственно, сначала появился буддийский монастырь. Изначально назывался он в переводе с монгольского «Дворец», отсюда название Урга.
Причем поскольку монголы народ кочевой, Дворец — тоже кочевал. И желающие его посетить каждый раз вынуждены были искать его на новом месте. Согласитесь, мобильность современных столиц не идет ни в какое сравнение с уровнем, которого достигли древние монголы. Возможно, именно благодаря мобильности и возникла Монгольская Империя.
В 1778 году Урга стала оседлой. В 1911 кочевой монастырь становится крупнейшим городом независимой Монголии и ее столицей. Город расположен в месте, где соединяют свои воды реки Сэлбэ и Тола. Благодаря этому территория города покрыта сетью протоков. В многочисленных храмах и монастырях на территории города проживало более 10 000 монахов и лам. Фактически это был второй по значимости центр Тибетского буддизма. В 1924 году рождается привычное для нас название Улан-Батор, а Монголия получает свою первую конституцию.
Улан-Батор сегодня — это город контрастов. С одной стороны, Академия наук, университеты, музеи, театры, промышленные предприятия. С другой стороны — половина населения, а это почти полмиллиона, проживает в юртах. Представьте как удобно, приехал в столицу, поставил юрту и живи, занимайся бизнесом. Тут тебе жилище и офис, торговый центр и мастерская. Как говорится, все в одном. Думаю, что с пропиской тоже проблем особых не возникает.
Если вас не интересует буддизм, в городе стоит побывать на площади Сухе-Батора, погулять в Парке дружбы и посетить Центр культурного и религиозного наследия, который расположен в постаменте 18-метровой статуи Будды. Весь город можно осмотреть, поднявшись на Мемориал Зайсан. Отсюда Улан-Батор виден как на ладони.
Вот так совмещая приятные воспоминания с решением задач фирмы, я вплотную приблизился к обеденному перерыву. А обед — это святое.
Источник: ru.vom.mn