Дружим с Китаем - тибетцев высылаем
После громкого дела Шивалха Ринпоче из Тывы есть ли угроза депортации из России тибетских буддистов, осуществляющих религиозную деятельность на территории других буддистских республик - Бурятии, Калмыкии?
Напомним, ранее ARD сообщал о том, что ФСБ без объяснения причин депортируют из страны буддиского ламу Шивалхи Ринпоче.
По светскому закону
Сегодня в судах Кызыла рассматривается дело о возможной депортации с территории России тибетского буддистского монаха Шивалха Ринпоче, который уже более 10 проповедует буддизм на территории Тывы. Вот что сообщил вчера официальный сайт последователей ринпоче-перерожденца:
" Кызылский городской суд оказался не в силах разрешить ситуацию. В процесс «своевременно» было представлено ходатайство УФСБ России по РТ о наличии материалов, якобы государственной тайны. Суд определил дело в вышестоящую инстанцию – Верховный суд Республики Тыва.
на фото: тибетский монах Шивалха Ринпоче (Лобсанг Геле) проповедует в Тыве
Защиту досточтимого Шивалха Ринпоче ведет адвокат Монгуш Шыдар. Также в суде участвует представитель досточтимого Шивалха Ринпоче — Степанов Роман, к.ю.н., председатель Ассоциации иммиграционных адвокатов и юристов. В защиту Учителя направили свои обращения религиозные организации «Кунпенчёцо», «Ламрим», «Кооп-Съок», «Махаяна», общественно-культурный фонд «Энерел». Свои ходатайства направили в суд религиозные группы учеников Ринпоче, не имеющие юридической регистрации, из Бай-Тайги, Барума, Тес-Хема, Чеди-Холя, гг. Чадана и Шагонара.
Также за развитием ситуации следят СМИ. У здания суда новостей ожидали журналисты ГТРК «Тыва». Также сегодня об итогах заседания суда обращались к нам федеральные издания. Ситуацию отслеживают Издательский дом «Коммерсант», РИА «НОВОСТИ» и другие СМИ.
Наша кампания по сбору подписей под обращением к Президенту России В.В. Путину продолжается! Буквально вчера мы получили подписные листы из Кемерово и Красноярска. Сегодня из Забайкалья. Только по Туве на сегодня собрано более 8 тысяч подписей, это без регионов. Электронная петиция набрала более 2500 подписей. В Забайкалье около тысячи. В Бурятии уже отправили 1157 в Москву и сбор продолжается. Регионы пока не собирали, не знаем. Спасибо всем – верующим, землякам, нашим согражданам – за поддержку!"
Тем временем, издание “Коммерсант Сибирь сообщило о том, что, в отличие от других российских буддистских организаций, Буддийская традиционная Сангха России (БТСР) и ее лидер хамбо-лама Дамба Аюшеев в кампании защиты буддистского монаха не участвует.
на фото: глава Буддийской традиционной Сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев
- Официальное руководство российских буддистов вступаться за Шивалха Ринпоче не намерено. Пресс-секретарь Буддийской традиционной сангхи России Борис Балданов сказал „Ъ“: «Шивалха Ринпоче к нашей организации никакого отношения не имеет, он сам по себе». В управлении главы тувинских буддистов не комментируют решение о высылке Шивалха Ринпоче, ссылаясь на отсутствие камбы-ламы в республике, - сообщает на своем сайте "Ъ".
По закону кармы
Один из информационных ресурсов Бурятии озадачился вопросом, а могут ли выслать в связи с этим известного в России тибетского проповедника Еши Лошой Ринпоче, открывшего более десяти лет назад в Улан-Удэ крупный буддисткий центр "Ринпоче Багша". Сайт “Республика” пишет:
"В Бурятии, к примеру, осуществляет религиозную деятельность один из самых влиятельных на сегодняшний день тибетцев в России Еше Лодой Ринпоче, учителем которого является сам Далай Лама. Досточтимый Ринпоче находится в России с 1993 года по личному поручению своего учителя и уже давно имеет российское гражданство. Любопытно, что в начале 90-х, когда еще не была сформирована традиционная буддийская сангха России, Ринпоче осуществлял свою деятельность в центре российского традиционного буддизма - Иволгинском дацане. По идее, он и должен был стать лидером буддистов Бурятии, так как его назначил Далай Лама, незадолго до этого посетивший Бурятию с личным визитом. Однако в Бурятии давно существовал свой институт иерархов - Хамбо лам, власть которых, тем не менее, не переходит по признаку перерождения.
В середине 90-х и к новому тысячелетию, буддизм Бурятии сотрясали скандалы. В борьбе за власть хамбо ламы сменялись один за другим, пока с помощью Кремля и лично Владимира Путина Дамба Аюшеев окончательно не закрепил за собой этот уже пожизненный согласно уставу организации пост. Именно институт хамбо лам стал в основе бурятского самобытного буддизма, который в открытую противопоставляют буддизму тибетскому, к коему, однако, он де факто продолжает принадлежать.
Потерпев поражение, Еше Лодой Ринпоче решил создать собственный буддийский центр в Улан-Удэ. Сегодня он является одним из самых красивых мест в городе, а учение Ринпоче имеет много последователей. Вслед за Ринпоче, несогласные с политикой Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, собственные центры основали и другие влиятельные бурятские ламы: Нимажап Илюхинов, Чой - Дорже Будаев и другие. На сегодняшний день они признают в тибетском учителе своего лидера и поддерживают связь с резиденцией Далай Ламы в Индии.
Сложно сказать у кого сегодня влияния больше. Как правило, верующие не разделяют буддизм на местный и тибетский, так как никакой разницы, кроме политической, в них нет. Люди одинаково посещают и центры Ринпоче багша и Иволгинский дацан, при этом мало догадываясь какие религиозные страсти до сих пор продолжают тлеть под внешним видом терпимости и любви.
Ринпоче багша, в Бурятии почитается, несомненно, как святой, также как и Далай Лама. В отличии от Хамбо ламы Аюшеева, который больше харизматичный политик и лидер бурятской нации, чем монах - учитель. Однако у Сангхи есть свои козыри в этом плане. Феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, институт Хамбо лам, с каждым из которых связаны мистические истории и даже чудеса. Для привлечения паствы, Сангха придумала буддийские фестивали, праздники и спортивные соревнования, на которые собирается очень много людей. Плюс к этому, глава Сангхи активно привлекает бизнес, местные и федеральные власти на строительство дацанов, инфраструктуры, книгопечатание, образование, поддержку изобретенных в Сангхе программ по возрождению бурятского языка, сельского хозяйства- номадного животноводства, кумысолечения и многого другого. Всё это делает Сангху самой влиятельной религиозной организацией на территории Бурятии.
на фото: Еши Лодой Ринпоче в Тунке
Однако, политическая активность Хамбо ламы и его вмешательство в некоторые процессы негативно сказывается на религиозном аспекте. Один из ярких примеров ситуация в Тункинском районе Бурятии. В следствии того, что Хамбо лама агрессивно вмешивался в дела района и поддерживал оппозицию действующему главе, власти решили “дружить” с другим авторитетным буддийским иерархом - Ринпоче Багша. Сегодня Тунка практически закрыта для Сангхи, здесь нет храмов, встроенных в жесткую вертикаль этой организации, финансовую и хозяйственную, они как бы сами по себе, но духовным лидером считается Ринпоче. И это, в принципе, всех буддистов Тунки устраивает.
Так что, если тувинский пример станет для Бурятии заразительным, то мало не покажется никому".
Напомним, что в настоящее время в Бурятии действуют сразу несколько независимых друг от друга зарегистрированных буддистских организаций и общин, относящейся к одной ветви тибетского буддизма гелуг-па (Буддистская традиционная Сангха России, Центральное духовное управление буддистов России, общины "Ламрим", "Дхарма" и другие), а также буддистские общины других тибетских традиции (карма-па, сакья-па). Роль живущих в России тибетцев во всех этих религиозных организациях достаточно весома.
Фото: АРД
В сюжете: ТываШивалха ринпочеБурятияБТСРДамба Аюшеевтибетский буддизмтибетцысуд