37 ронинов Монголии
Монгольская аналогия японской легенды о 47 ронинах.
Легенда о 47 ронинах Японии стала известна во всем мире благодаря одоименному фэнтезийному драматическому боевику режиссера Карла Эрика Ринша в главной роли с Киану Ривз. Эта история, вернее народное придание, о 47 самураях, которые, потеряв своего господина, дали клятву отомстить за его гибель, несмотря на то, что их за это ждет смертный приговор.
Это один из любимых сюжетов в Японии, на основании которого сняты дюжина фильмов и множество пьес. Достопремичательности, относящиеся к данной реальной истории 1701-1702 гг., стали почтимыми местами самих японцев и туристов.
Но сейчас не об этом. Мы предлагаем вам историю о 37 монгольских солдатах, которая аналогична по своему сюжету и храбрости воинов, как японское народное предание.
После того, как в 1911 году Монголия провозгласила автономную независимость и образовалось независимое государство во главе с теократическим монархом Богдо-гэгээном, британка Беатрис Булстрод прибыла в Монголию со своим мужем в целях исследования.
Ее книга путевых заметок была опубликована сначала в Лондоне в 1920 году, потом в Нью-Йорке. Предисловие к этой книге написал Девид Фрейзер, работавший тогда спецкором журнала “The Times” в Пекине.
В путевых заметках Беатрис Булстрод есть много интересных, загадочных фактов и деталей истории. Наибольший интерес вызывает заметка, где рассказывается о процессе казни 37 солдат, которые убили своего предводителя Гэндэн баатара. Беатрис Булстрод стала свидетелем этого события и написала все это во всех подробностях.
В монгольской историографии смутно и загадочно описано, почему Гэндэн баатара, который был удостоин звания “Грозный богатырь” /Түрэмгий баатар/ за храброе сражение и освобождение города Ховд, убили его же солдаты.
Историк и доктор наук Ж.Урангуа ныне указывает только два источника, описывающие это событие.
1) В материалах Национального архива Монголии упоминается такой факт:
“...Грозный богатырь, граф Гэндэн изменил свою позицию против теократического монарха, раскритиковал Богдо Гэгээна, начал продвигать идею формирования беспорядков в Нийслэл Хүрээ /ст.название столицы/, за что был убит 37-ю солдатами на втором году правления Богдо Гэгээна /1913 г/, 25-го числа последнего месяца зимы...” (ҮТА Х А186. Д 1. Хн 397. Нуг. Это единственный официальный источник об инциденте в Монголии.
Также доктор Ж.Урангуа нашла ссылку об убийстве графа Гэндэна в автобиографии русского дипломата и востоковеда Коростовеца И.Я.
2) В автобиографии Коростовеца И.Я. говорится:
“Те солдаты, которые убили графа Гэндэна, во время допроса признались в убийстве. Причиной убийства они все назвали в своих показаниях то, что Гэндэн оскорбил Богдо Гэгээна, хотел совершить государственный переворот в столице, выгнать всех халхов с управленческих субъектов, заменив их цахар-монголами. Также они признались, что граф Гэндэн долгое время не выплачивал зарплату своим солдатам. Думаю, что последняя была прадвдаподобной...” /”9 месяцев в Монголии”/
Историк Ж.Урангуа подчеркивает то, что из этих двух источников совпадают некоторые моменты, где пишется “об оскроблеии Богдо хаана” и “желании начать переворот”, что действительно интригует заинтересованных исследователей.
А сейчас история, описанная Беатрис Булстрод
Беатрис Булстрод прибыла в Монголию через несколько месяцев после этого события, но лично была свидетелем процесса казни 37 солдат, и слышала историю более подробную и трогательную, которая описана в ее книге “A tour in Mongolia”.
“Одно утро июля... Готовится казнь трех солдат из 37, которые убили своего предводителя, который доблестно сражался за освобождение города Ховд, руководив 400 монгольскими солдатами против 4000 китайских. Солдаты возненавидели своего хозяина за жестокое обращение с солдатами. Ненависть была намного больше, чем гордость и общая история победы над Ховдом. Поэтому из принадлежащих графу Гэндэну солдат пара тройка решили убить предводителя, а остальные поддержали их. Всего 37 человек. Холодным утром того января солдаты опустошили магазины более 20 пистолетов Маузера против Гэндэна. Но какой был сильный и храбрый граф Гэндэн. Когда в него стреляли солдаты, Гэндэн пробежал более одной мили. Все тело было ранено, и особенно тяжелую рану получил в артерию бедра, из-за чего терял много крови и хромал. Но продолжал убегать. И когда он приблизился к окрайне города, люди на улице услышали шум огнестрельных оружий и заметили хромавшего Гэндэна. Когда люди издалека спрашивали “Что происходит?”, Гэндэн говорил “Будьте от меня подальше. Убьют”. Он отходил от людных мест, где могли пострадать невинные, искав место, где скрыться. Когда солдаты догнали его, Гэндэн закричал “убейте меня поскорее”, и следом прозвучал выстрел. В голову.
Ценность заметки Беатрис Булстрод заключается в том, что она брала интервью у свидетелей убийства Гэндэна, и произошедшее она объяснила диктатурой предводителя, а не политикой или религией.
Хотя официальная версия причины заключается в невыплате зарплаты солдатам. Но в это верится с трудом. Это были солдаты, которые объединились ради большой идеи, защищая свои ценности, доказательством которого служит следующее изложение процесса казни, описанного Беатрис Булстрод.
Процесс казни
Как пишет Булстрод, она была свидетелем казни трех возглавивших солдат из 37 восставшихся, которые знали, что идут на верную смерть.
Б.Булстрод пишет: “Мы ждали два часа назначенный процесс казни трех солдат. Монголы в общем не точны во времени. Монголы считают, что кровавое дело должно произойти скрыто от богов, т.е. от горы Богдо уул, поэтому казнь была назначена в местности Шар хад, где также совершались казни во времена политической депрессии”.
“Вокруг нас собрались около 70-80 китайцев, которые пришли порадоваться. Мне казалось, что для китайцев увидеть смерть человека – радость, особенно смерть монгола. Они сели вдали от монголов, между этими народами не чувствуется ни малейшего сближения или сходства. Наконец, привезли привязанных заключенных. Хотя они были в тюрьме строго режима в течение 6 месяцев, они были бодры и энергичны. Один из них закрикал: “Что вы сидите там в своих палатках? Зачем пришли? Приходите и смотрите нашу смерть!” Перед казнью им предложили поесть. Но тот же молодой человек с криком потребовал чай с молоком и мясо, вместо предложенной еды – воды и овсянной каши. Когда их поставили спиной к солдатам, тот же парень, снова крикнул: “Я хочу смотреть в лицо смерти. Я военный, хочу умереть как военный. Поставьте меня напротив стреляющих солдат!”. Потом лама начал читать молитвы для приговоренных, и наверняка спросил последнее желание, но не было слышно. Наш знакомый главарь крикнул: “Я хочу родиться в следующей жизни военным, чтобы защищать честь и достоинство Монголии”. После этого лама отошел, и солдаты выстрелили в приговоренных, с растояния около 4,5 метра».
Почему 37 ронинов Монголии: в чем различие и сходство с Японской аналогией?
В этих историях есть и различия и сходства. И монгольские и японские воины пошли на решение, следствием которого была верная смерть, и пошли на этот шаг с храбростью, верностью и без сомнения. Но самураи защищали честь хозяина, а монголы убили предводителя. Из показаний и действий монгольских солдат перед казнью, видно, что убийство совершено не из финансовых побуждений или мелких причин, а из желания переродиться воином, чтобы защищать честь государства. Это была общая идеология солдат, которая их объединяла.
Следовательно, разница верности и храбрости самураев и монгольских солдат заключается в том, ради кого или чего совершили поступок воины, и в чем они видят смысл и суть ценностей жизни. 47 самураев стали ронинами, чтобы защитить честь своего хозяина, а 37 монгольских солдат убили своего хозяина, чтобы показать, что ценности и суть действий превыше, чем их личный предводитель.
47 ронинов и 37 монгольских солдат – это разные истории, заголовок служит только для привлечения вашего внимания, и не ставится цель сравнить их.
Источник: time.mn
В сюжете: Монголиявоины Монголии37 ронинов Монголиилегенда о 47 ронинов