Кирсан Илюмжинов хоть считает себя монголом - против переселения ойрадов в Калмыкию
Превалирующая часть ойрадов Монголии, Синьзяня и Внутренней Монголии - это российские соотечественники.
Почему не пускают в Калмыкию наших соплеменников?
Примерно с конца 1980-х – начала 1990-х гг., т.е. вот уже 25 лет в калмыцком обществе вхолостую и безуспешно обсуждается идея переселения соплеменников и соотечественников из КНР и Монголии на территорию Республики Калмыкия, т.е. в Россию. Такое желание у ойрадов КНР и Монголии, составляющих единокровное сообщество, разделённое расстояниями и государственными границами, воссоединиться со своими соплеменниками – калмыками, есть. Причём, оно обоюдно.
Но в силу множества обстоятельств и причин это взаимное движение душ и умов родственников, принадлежащих к одному народу, превратилось в ещё одну замалчиваемую на официальном уровне проблему. За этот период было сделано несколько попыток решения данной проблемы. Но кардинального прорыва в этом направлении достигнуто так и не было. На сегодня никто в Калмыкии, за исключением отдельных энтузиастов и патриотов, уже и не вспоминает об этом и не надеется на благополучное решение проблемы, затрагивающей саму будущность и судьбу ойрад-калмыцкой нации.
Хотя некоторый положительный практический опыт приёма своих соотечественников Калмыкия и калмыцкий народ всё же имели – в начале 1990-х гг. Это было время, когда, по глубокому убеждению наших сограждан да и многих экспертов, Россия переживала пору наибольшей свободы личности, когда наше государство ещё не оказалось в цепях многочисленных ограничительных, запретительных и репрессивных установлений в законодательстве и практической политике. В те годы в Калмыкию переехало около 100-150 ойрад-монголов из Синьцзяня. Многие прибывали семьями. Часть из них, помыкавшись в тяжёлые 90-е, уехала обратно в Китай, кто-то перебрался в Москву, кто-то умер. Но некоторые и сегодня живут в Калмыкии, успешно трудятся в образовании, науке, бизнесе и сельском хозяйстве республики, создали семьи, родили и воспитали детей.
В середине 2000-х гг. громко прозвучала декларация бывшего президента РК-ХТ, который намеревался организовать репатриацию в Россию 10 тысяч ойрадов из Синцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Но, как это часто повторялось, довести дело до успеха не смог. Хуже то, что президент К.Илюмжинов не имел искренней мотивации реализовать намеченное. Одним из весомых доказательств этого является письмо Правительства РК от 13.01.2007 г., направленное в Правительство РФ, за подписью Заместителя Председателя Правительства – Министра экономики РК В.Б. Сенглеева.
В нём сообщалось, что Правительство РК во исполнение Указа Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 г. № 637 совместно с муниципальными образованиями республики провело аналитическую работу по обоснованию разработки региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Потом было налито много воды, оправдывающей нежелание калмыцких властей обеспечить приём переселенцев из Синьцзяня и, наконец, делался вывод, дословно: «…Правительство РК посчитало в настоящее время нецелесообразным разработку региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». После этого любой мог сказать: А что вы хотите? Сами калмыки и отказались от своих соотечественников. Москва предлагала, но Калмыкия посчитала нецелесообразным переселение в Калмыкию своих соплеменников из Китая.
В качестве исторического экскурса для незнающих или забывших историю стоит напомнить, что это превалирующая часть ойрадов Монголии, Синьцзяна, Внутренней Монголии – это потомки тех, кто в течение более 1,5 веков был гражданами союзного России государства, вошедшего в XVIII в. в состав Российской империи – Торгудского ханства. Следовательно – это такие же бывшие российские соотечественники, как и славяне, переселявшиеся на сопредельные с Российской империей и СССР территории в XVIII-XX века.
В течение длительного времени предки тех, кто хотел бы переселиться в Россию и жить вместе со своими соплеменниками в Калмыки, защищали интересы России на огромной территории. Они участвовали в войнах России XVII-XVIII веков против Османской империи, Польши, Персии, Швеции, Пруссии и других государств. Но даже после откочевки большей части нашего народа в 1771 г. в Империю Цинь ойрад-монголы Синьцзяня являются такими же потомками защитников России в XVII-XVIII вв., что и российские, и имеют основания право именоваться соотечественниками, проживающими за рубежом.
В культурном, языковом и в иных отношениях ойрады СУАР и ойрад-калмыки Калмыкии практически идентичны. Исторически и фактически это не просто родственные народы, как преподносят люди глупые или недоброжелательные – это разделённые части одного народа. Так же как русский народ является разделённым, также и монгол-ойрады КНР, Монголии, Тайваня, США, Франции, Чехии и многих других стран являются таковым же разделённым народом. Несмотря на многие препоны, ойрады СУАР хорошо помнят свою историю, знают Калмыкию и желают навсегда переселиться на благословенную калмыцкую землю.
В Калмыкии механизм миграции и переселения наших соплеменников из Китая до сих пор не выработан. В то же время в других регионах России мы можем найти вдохновляющие примеры участия регионов в Программе переселения соотечественников и эффективного использования возможностей и механизмов федерального центра.
Совсем рядом с нами Ставропольский край. В последние годы там, судя по ставропольской печати, принимается ежегодно до 400 переселенцев, например: семиреченских казаков из Южного Казахстана и северных областей Кыргызстана. Вот и деньги предусмотрены на приём и обустройство – до 4,7 млн. рублей ежегодно. Именно такую сумму выделило краевое правительство в прошлом году. Ещё большие суммы выделяются по линии Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Всего изъявили желание переселиться в Ставропольский край порядка 10 тыс. человек из Казахстана и Кыргызстана.
Внушительные делегации из Ставрополья приезжали в Среднюю Азию, где встречались с желающими переселиться, проводили разъяснительную работу по порядку подачи и оформления документов для переселения и участия в госпрограмме, давались разъяснения об условиях и порядке получения льгот и субсидий на переезд, провоз имущества, найму жилья, проведение медицинского обследования и получение медицинской помощи, порядок получения гражданства Российской Федерации, а также возможности получения банковских кредитов на ведение предпринимательской деятельности и организацию фермерских хозяйств и т.д.
Понятно, что без активного и эффективного участия власти никакие активисты и патриоты не смогут добиться справедливого и давно ожидаемых перемен и результаты в данном вопросе. Существует много причин и оснований для того, чтобы на уровне практической политики вернуться и основательно приступить к практической реализации идеи переселения ойрад-монголов из Синьцзяня в Россию, на территорию Калмыкии. Это и упомянутый выше положительный опыт их переселения и натурализации в 1990-е гг., и весомые исторические основания, и хорошо видимые положительные последствия для экономики, культуры, демографии Калмыкии и др.
Невозможно отрицать, что переселение нескольких десятков семей из СУАР будет иметь значимые позитивные результаты. В некоторых отношениях и смыслах наши «зарубежные» соплеменники превосходят своих российских собратьев. Все они – очень трудолюбивы, талантливы, причём сразу в нескольких областях, являются носителями богатой традиционной культуры и аутентичного ойрад-монгольского языка, воспитаны в рамках монгольских обычаев и этики, на редкость учтивы, что немаловажно для государства – законопослушны и дисциплинированы. Они одинаково успешны в высшем образовании, сельском хозяйстве, науке, бизнесе и торговле.
Ойрады Китая, составляя с калмыками России единую общность, не имеют разницу в менталитете, культуре, религии и языке, в отличие от мигрантов, в т.ч. трудовых, которые прибывают в Калмыкию из Средней Азии (узбеки и таджики), Северного Кавказа и Закавказья, КНР (ханьцы). Их поток с каждым годом увеличивается, многие из них остаются в Калмыкии, они проходят натурализацию, разными способами получают российское гражданство.
Надо сказать, все опасения некоторых наших сограждан относительно обильного притока соплеменников из Китая и Монголии безосновательны и даже провокационны по своей сути. Такие люди пытаются наивно аргументировать тем, что приезжие сородичи усугубят ситуацию с безработицей в Калмыкии и создадут высокую конкуренцию на и без того неблагополучном рынке рабочей силы в Калмыкии, и их приезд может дорого обойтись республиканской казне. Но это не больше, чем пустопорожние рассуждения малосведущих и невежественных людей.
Как показал опыт привлечения к сотрудничеству скотоводов из Западной Монголии в СПК «Кировский», такие люди, не потерявшие исконные знания, умения и навыки кочевого скотоводства, выращивания и ухода за скотом, обработки кожи, шерсти и мяса, производства продуктов питания и т.д., являются ценнейшим приобретением не только для хозяйствующих субъектов, но местного самоуправления и в целом – для республики. Хотя российские власти в конце концов и добились своего – принудили наших соплеменников после многочисленных мытарств и проблем от государственных и правоохранительных органов выехать из России. К животноводству и растениеводству тяготеют и многие ойрады из Синцзяня. Наоборот, мы можем сетовать на то, что в Китае, в связи с упадком экономики в России и падением рубля не так много желающих жить и работать на территории РФ.
Кроме того, на переезд готовы и люди с иными умениями и знаниями, которых так не хватает Калмыкии – гуманитарии, люди культуры и искусства, знающие ремесло и проч. Надеюсь, они будут переезжать с другими членами семьи, с детьми и родителями, братьями и сёстрами, т.е. целыми семьями. Но едва ли не самым важным для нас является то обстоятельство, что наши соплеменники являются естественными и аутентичными носителями калмыцкого-ойрадского языка и письменности Тодо Бичиг.
На территории Калмыкии таких людей осталось совсем мало – это по большей части люди очень пожилого возраста и та молодёжь, которая понимает важность возрождения традиционной письменности. А о глубоко знающих Тодо Бичиг вообще нет смысла говорить. Современный калмыцкий народ – по-сути, чрезмерно русифицированный этнос, потерявший, но по крохам пытающийся восстановить свой язык, богатое культурное наследие, традиционные виды занятий, обычаи и ментальность. Мы остро нуждаемся в притоке своих соплеменников, в воссоединении Өсрсн цусн, Тасрсн махн после 250-летней разлуки. О других положительных последствиях воссоединения я расскажу в последующих материалах, с позволения редакции «СК».
Алексей Маратович, не пора ли пролоббировать на руководство территориального органа Федеральной миграционной службы ответственное лицо, которое озаботится интересами нашей Республики и не чужого Вам ойрад-калмыцкого народа? А то ведь это ведомство делами своих бывших руководителей создавало очаг межнациональной напряжённости и политической нестабильности. И вообще – не стоит ли добиваться назначения на федеральные должности лиц, которые будут более лояльны и дружелюбны к Калмыкии и ойрад-калмыцкому народу?
Наши чиновники наперебой клянутся в верности Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Поэтому было бы уместно напомнить им слова, сказанные Президентом России: «Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи… На новом этапе развития страны мы должны … разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину… ».
Руководствуйтесь этими словами, господа.
Разговор на эту важную тему не окончен и мы обязательно его продолжим. Думаю, есть немало неравнодушных сограждан, которые хотели бы высказаться по данному вопросу.
Справка
Автор: Батр БОРОМАНГНАЕВ, председатель КРО партии «ЯБЛОКО»
Источник: sovkalmykia.ru