Бурятский разворот: идея укрепления традиционализма может стать объединителем нации
Автор АРД Бато Очиров о том, что может объединить Жамсуева с Мархаевым, о причинах образования двух блоков “Восток - Запад” и запросе на объединение бурятского народа.
В Бурятии со дня образования бурятской государственности (БМАССР) всегда существовали два полюса политического конформизма. Один из них базировался в Бурятском обкоме КПСС и в основе своей обосновался в Улан-Удэ. Другой был представлен маргинальным буддийским духовенством и находился на периферии общественно-политической жизни. Но были в этой плоскости и радикальные мыслители, говорящие о религиозной революции (в том числе Бидия Дандарон с мыслями буддиста “Черная тетрадь”).
В 1991 году вдруг происходит обрушение Советского Союза и марксистского дискурса. И революционная тематика с религиозной мотивацией, бывшая ранее периферийной, приобрела статус доминирующей. Общество, всегда нуждающееся в едином объединяющем языке, обрело другой, религиозный язык.
Традиционалисты - в основном восточные буряты
В 90-е годы прошлого века в широких массах именно религия (буддизм) являлась прикрытием экономических стимулов и оказалась пружиной общественного развития бурятского народа. В итоге религия оказалась объединяющим институтом традиционалистских кругов и обозначила слой ориентированного на национальное возрождение общества – будем называть их традиционалистами. Теперь традиционализм оказывает сильнейшее влияние на коллективное бессознательное через культуру, традиции и “поворот России на восток”.
Созданный на платформе буддизма тренд на восстановление своей идентичности с каждым годом набирает обороты и практически отошёл от клерикальной базы. У сегодняшнего традиционализма гораздо более сложная, и вместе с тем более эффективная структура. Набирая центробежную силу, эти идеи распространились на запад Байкала и широко поддерживаются в массе своей у западных бурят.
Говорить о монолитности этого слоя общества не стоит. Это разнородная среда разделена по территориальной и родовой принадлежности. Но идейно она воспринимается, в том числе западными политиками, например Вячеслав Мархаев всегда выступает за национальное возрождение.
Баир Жамсуев и Вячеслав Мархаев
Отсюда вытекает, что на базе этой платформы можно создать единую нацию с одинаковыми ценностями. На плоскости традиционализма могут объединиться, на первый взгляд, не объединяемые лидеры, такие как Баир Жамсуев и Вячеслав Мархаев.
Либералы - в основном западные буряты
В то же время, мощнейшая бюрократическая каста, основанная в рамках Буробкома, оставалась сильнейшим организационным элементом с точки зрения создания корпоративной олигархии, связанной с высшим эшелоном региональной государственной власти.
Государство имеет два компонента - силовой и аппаратный. Однако в новейшей истории для близости с широкими массами ещё нужно было сформировать свою среду из деловых кругов. Таким образом, в 90-е годы был образован новый класс - бурятская буржуазия. На этих “трёх китах” материалистических ценностей был сформирован второй, но уже монолитный слой бурятского общества. Условно можно их назвать "либералами". Теперь в основе своей этот слой состоит из западных бурятов.
Иринчей Матханов, Индира Шагдарова и и Геннадий Айдаев
Эти круги рассматривают политику только с точки зрения бизнеса. Яркими представителями этой конструкции являются такие политики как Генадий Айдаев, Иринчей Матханов и практически все региональные политики-бизнесмены.
Сформировавшиеся в нынешнее время оба общественных слоя, исходя из исторически сложившейся модели, основанной по региональной принадлежности (восточные - западные), с некоторыми начавшимися в последние годы изменениями в сторону укрепления традиционалистских ценностей, встроились в уже классическую и даже символическую общественную структуру: “Восток - Запад”.
Курс на объединение
Но сейчас ситуация изменилась, и существует запрос интеллектуальных нонконформистских сил на то, чтобы объединить два этих фактора (Восток - Запад). О том, что этот запрос пробивает себе дорогу, свидетельствует феномен того, что за последние 90 лет впервые вскрыто на поверхность проблема разделения нации на два разных фронта. Общество ищет одну идею, одни ценности и один путь.
Сегодня весь бурятский народ, естественно, поддерживает национальное возрождение и стоит на традиционалистских позициях. Имеется в виду реальный бурятский народ, а не номенклатурные лидеры, встроенные в систему бизнесмены, которые находятся в особом политическом пространстве - их позиция выражает личные интересы представителей узких бюрократических кланов.
Именно из-за них у нас нет никаких подвижек в развитии культуры, языка, сельского хозяйства и других основополагающих институтов. Ведутся переговоры с властью, но в них нет ничего нового - просто это поддержание некоего фона.
Мы увидим радикальные изменения во внешней и внутренней политике Бурятии, если бурятская национальная верхушка сойдет с политической авансцены. Хотя бы из чувства самосохранения. Если же они откажутся уходить, то ситуация будет проигрышной и для них (в первую очередь), и для народа. При этом, проигрышной с непредсказуемыми последствиями.
Я думаю, что на уровне гражданского общества, неправительственных организаций, энтузиастов “снизу” традиционалистский клуб получит неограниченную поддержку. А вот что касается верхушки, то будет резкое разделение на тех, кто с традиционалистами - по политическим соображениям их может оказаться большинство, - и тех, кто с либералами. В последнем случае будет небольшая кучка людей, обреченных сейчас сидеть на бюджете и которые без государственной поддержки не проживут и года.
Такой раздел приведёт к дальнейшей дестабилизации, как в общественной бурятской среде, так и в регионе в целом. Потому, что эти две группы рассматривают безальтернативное одностороннее доминирование в государственном управлении. Договорной формат строительства власти пока никого не устраивает. Господство на протяжении 90 лет западных бурят во властных коридорах уже давно превратилось в кандалы, которые сковывают свободное развитие бурятской нации.
В нынешней обстановке либерально ориентированная верхушка стремительно теряет вес. Общая ситуация показывает, что экономический кризис будет дальше "развинчиваться". Средний класс будет уничтожен, а его представители люмпенизированы и выброшены на улицу. Бурятию ожидает тотальная безработица. Городская среда как питательный слой для офисного планктона обрушится. Это означает то, что без работы окажется не только офисный планктон, но и масса клерков, которые обеспечивают развлекательный сектор: торговые центры, ночные клубы, дискотеки и т.д.
Все эти люди останутся без работы и побегут к источникам тепла и еды - в деревню. Численность Улан-Удэ уменьшится на треть, будет много незанятых площадей и зданий, которые будут стоять обшарпанными. Будет много мусора и всего того, что символизирует упадок. Соответственно, либеральные ценности будут стёрты с повестки дня.
В этой ситуации объединяющим центром могут выступить традиционалисты. С развитием интернета нет необходимости крутиться вокруг номенклатуры. Тем более, что власть уже отрывается от реальности. Та картинка, которую они “рисуют” в кабинетах, резко отличается от того, что за дверью. В этих условиях общественно-политический вектор изменится на 180 градусов и пойдёт на возрождение кочевой культуры в широком смысле этого слова.
Скорее всего, это движение будет идти снизу вверх и на коллегиальной основе. Причём, принцип коллегиальности будет базироваться на пассионарности. Вверх будут проходить не те люди, которые ориентированы на "распил" дивидентов с реализации проекта, а, наоборот, люди, которые могут раскручивать и мобилизовать этот проект. Тем самым, буряты исключают синдром трайбализма, который связан с тем, что “кланы” замыкают все ресурсы на свои семьи.
Идея национального возрождения через всенародную поддержку знаковых институтов может сплотить народ. Собравшись в единый блок, традиционалисты смогут заставить власть ориентироваться на их интересы.
- В первую очередь - это культура: однозначным стержнем этого направления является театр “Байкал”. В настоящее время Минкульт Бурятии рассматривает его как фольклорный коллектив. Соответственно, весь бурятский народ в политике Минкульта становится второстепенным материалом. При правильной расстановке приоритетов “Байкал” должен стать мастерской творческой жизни и генератором создания мощной национальной культуры. При создании своей сильной культурной базы буряты быстро выпрямят спину.
- Во-вторых - сельское хозяйство: здесь безальтернативно нужно поддержать мясное животноводство. Через селекцию и создание племенного ядра из аборигенных пород можно быстро нарастить поголовье. Тем более, есть живой пример создания бурятской породы овцы “Буубэй”. За короткий срок разведения эта порода теперь насчитывает около 500 тыс. голов.
- Третье - спорт: спортсмены по стрельбе из лука могут очень быстро завоевать все пьедесталы на мировой арене. Если немного вложиться в этот спорт, то бурятские лучники будут господствовать в мире. Соответственно, буряты войдут в общемировой формат.
На самом деле, при относительно небольших затратах на поддержку этих трёх направлений мы увидим реальный и незамедлительный результат. Это послужит ярким детонатором общенародного сплочения и строительства традиционной единой и мощной бурятской нации.