Бурятская национальная идея как фактор консолидации народа
Автор АРД Бато Очиров – о поиске особого бурят-монгольского пути: об идее или концепции, которая может вывести народ из кризиса.
Спустя сто лет в бурятском обществе опять заговорили о национальной политике бурят. Как и ранее, в начале двадцатого столетия, у нас доминируют идеи обретения бурятским народом политической субъектности. И в то же время бытуют прямо противоположные суждения.
В любом случае в обществе уже отчётливо ощущается тревожный запах перемен. А во времена перемен, как известно, нужна концентрация сил нации.
Объединяющие идеи для концентрации сил всегда возникают не только в цивилизационном или государственном формате, но даже и в быту. В деревне, например, такой идеей может выступать идея отремонтировать разрушенный сельский стадион, в семье – построить новый дом или отправить детей на учебу в престижный университет.
Ради воплощения такой идеи люди идут на жертвы, копят деньги, отказывают себе в чём-то, но зато после осуществления этой идеи у них значительно упрощается жизнь.
А есть ли такая идея у бурятского народа, обретшего свою государственность почти сто лет назад?
Сейчас, пожалуй, нет.
Национальная идея, если о ней говорить не в возвышенно-мистическом, а в сугубо практическом ракурсе – всего лишь перспективный план на обозримое будущее. Чтобы современник, живущий в наше время, успел воспользоваться плодами достигнутого свершения.
Сегодня в нашем обществе делаются попытки разрешения множества локальных задач: проведение “Алтарганы - 2016”, попытки возрождения языка, назначение бурята главой республики и ещё множества таких вот “важных” задач. А вот главная, объединяющая задача не сформулирована и даже не намечена.
Какая же из сегодняшних задач представляется самой существенной?
Чтобы бурятский народ был единым и сильным, Бурятия должна быть процветающей и уж тем более она должна сохранить государственность в составе Российской Федерации.
Реальна ли сегодня угроза потери государственности Бурятии и растворения народа в большой стране? Остерегусь сказать твёрдое “нет”. Есть масса объективных причин, подталкивающих наш народ в бездну пропасти. Мы живём как прохожие, идущие из ниоткуда в никуда!
В настоящее время в бурятском сообществе бытует множество мнений о колониальной политике Кремля, о том, что русские угнетали бурят и разные прочие “плачущие” аргументы об засилье имперской идеологии. О том, что Носков делит бурят на несколько частей, а спецслужбы ему, так сказать, помогают.
На самом деле бурятская нация сформирована из разных этносов, с неодинаковыми культурными и духовными ценностями. В то же время, есть очень многое, что нас превращает в единую нацию, единый народ.
Люди не хотят задуматься и понять, что все наши проблемы исключительно от нашего косного взгляда на происходящие внутри народа процессы и примитивной политической системы. Именно поэтому у нас нет лидеров, отсутствует поиск идей, нет борьбы программ, планов. Самая большая проблема в том, что это никому не надо. Не нужно, потому что нет интереса – “А, что я буду за это иметь?”.
Слово “империя” по традиции, идущей еще из советских учебников, до сих пор звучит как ругательство. Между тем, империя в нашем случае – это всего лишь многонациональная страна, исторически сложившаяся из конгломерата разных этносов. Безусловно, Россия как национальная (не международная) империя сформирована на русском базисе, и на международной арене Россию считают государством русских.
Между тем за века совместной жизни все эти этносы и заселенные ими территории сплавились, проросли множеством общих систем – промышленными и торговыми связями, железными и автомобильными дорогами, культурными и спортивными традициями. Любой разрыв этих кровеносных сосудов наносит сокрушительный вред всем.
Другое дело, кто этими имперскими благами пользуется, а кто просто “даёт” - это совсем другой вопрос. Здесь как в спорте. Правила одни: умеешь играть – выигрывай, не умеешь – сиди в запасе. Известно, что в России есть национальные республики, прекрасно чувствующие себя в этой самой империи.
Нельзя забывать, что благодаря действительно великой русской культуре у бурят есть возможность изучать больше и участвовать практически во всех аспектах мировой культуры: заниматься философией, военным делом, литературой и искусством, различными видами наук и т.д.
Но в то же время, растворившись в этой огромной культуре, мы потеряли свою субъектность, мы превращаемся в пыль, из которой невозможно что-то слепить. Хотя буряты, являясь в то же время монголами, находятся на стыке двух великих цивилизаций – русской и китайской.
Поэтому, занимаясь поиском бурятской идеи, нужно понимать необходимость артикулирования национальных интересов и национальной идеи. Интересы – это то, что каждая личность или группа хочет для себя. Идея – то, что они считают важным не только для себя, но и для других, для всех.
Каждый народ, как и каждый человек, имеет свои интересы, но далеко не каждый создаёт общую идею. Для кочевых племён Азии особым народом были древние монголы. Рождённая ими “монгольская идея”, воплощённая в Великой Ясе Чингис-хаана (монг. их засаг хууль), и легла в основу строительства нынешнего Евразийского континента. Но в отличие от римской идеи она не сохранилась как национальная идея для современных монголов. В то же время римское право стало основой современной европейской цивилизации.
В начале прошлого века среди бурятских мыслителей (Жамцарано, Ринчино, Богданов) преобладала идейная линия строительства единого монгольского государства. Теперь же эта концепция обретает новый смысл и содержание.
Монгольский культурно-экономический конгломерат может стать мостом, соединяющим русскую и китайскую цивилизации.
Бурятия в этой цепочке может стать одним из основных игроков. Институционально в республике для этого есть всё, начиная от нефрита (99% всех запасов нефрита России находится в Бурятии), многовековой традиции диалога монгольского мира с китайским, научных центров и заканчивая международным аэропортом.
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». Это выражение принадлежит Достоевскому, вслед за которым его повторяли многие выдающиеся русские мыслители и писатели.
Теперь, чтобы понять эту проблему, рассмотрим более внятно, что такое русская национальная идея и китайская национальная идея.
Русская национальная идея
Объективно, без, так сказать, философского дискурса, в российской истории национальная идея актуализируется и выходит на поверхность в условиях внешней угрозы. То есть, когда она призвана сыграть интегрирующую и мобилизирующую роль.
Недавним примером этого была идея русского мира. Сейчас она потеряла актуальность и больше не является выражением воли политического руководства страны. На сегодняшний день идеология державности примитивизирована до концепта сильного государства, сводимого к бюрократической мобилизации.
В то же время российское общество нуждается в общенациональной солидаризирующей идеологии, укоренённой в национальном архетипе русских. Фундаментальной основой такого архетипа являются ценности коллективизма.
Так как Россия изначально формировалась как многонациональная страна, ее национальная идентичность – это соединение людей вне различия национальностей и вероисповедования. Задачей такого государства теперь, возможно, становится строительство военной державы.
Китайская национальная идея
Специфичность структуры китайского общества заключается в особой значимости института родовых объединений. Если для западных стран клановость рассматривается как тормоз общественного развития, то для Китая – это естественная форма цивилизационного бытия.
Кланы в Китае выступают носителями ценностных традиций китайского народа. Они представляют собой связующее звено между государством и гражданином.
Сегодня китайцы в повседневном быту общаются на разных диалектических наречиях. Тем не менее, основываясь на традиционалистских ценностях, Китай сконструировал новую модель ханьской нации.
Хань – это искусственно созданное волей государства объединение различных этнических групп. Одним из главных инструментов китайской национальной консолидации была политика поддержки общепринятой версии официального языка.
Сегодня в КНР главный лозунг – это не построение коммунистического общества, а “великое возрождение нации Китая”. Словосочетание “возрождение нации” сегодня понимается в Китае очень широко. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Социализм сегодня воспринимается в Китае уже не как цель, а как средство обеспечения величия нации.
Как мы видим, у обеих цивилизаций традиционно имперский архетип.
С чего начать?
Итак, современный бурятский народ оказался в том месте и в то время, когда эти две цивилизации стараются найти взаимопонимание в наше не простое для всех время. В этой связи бурятская идея может означать “смысл присутствия бурят-монгольского народа во всемирной истории” как посредника в фундаментальной конструкции взаимодействия двух стран и народов – России и Китая.
Чтобы действительно выполнить свою миссию, буряты, а возможно, собственно и все монголы, должны будут положить все свои национальные силы для строительства совершенного “моста” в диалоге "русского мира" с "китайским миром".
Впрочем, концепция строительства “идеальной связующей конструкции” двух великих цивилизации, может, и не будет основополагающей, но в любом случае на сегодняшний день – это то главное, с чего нужно начинать.
Для этого нам нужно в первую очередь обрести в кратчайшие сроки субъектность в собственной культуре, а не относиться к ней, как к нелюбимой падчерице, а также мобилизовать весь научный и творческий потенциал для “мозгового штурма” в реализации этого проекта.
Кроме того, нужно учесть баланс межплеменных отношений в бурятском обществе и в то же время баланс религиозного и светского контентов национальной идеи.
В настоящее время в бурятском сообществе каждое “племя” (племя – это условное название) объединено силой нации одной маленькой политической группировки. Сегодня управляют народом люди, которые не желают и не могут понять культуру и образ жизнедеятельности бурятского народа. Проблема в том, что любые действия по выходу из кризиса воспринимаются ими как некая угроза существующего порядка, куда они встроены.
Соответственно, каждое из “племён” занимается “перетягиванием одеяла” на себя, и в таком виде буряты не могут извлечь пользу из национальной силы – только вред.
Впрочем, концепция строительства “идеальной конструкции”, которая будет связывать русскую и китайскую цивилизации, может стать одним из пунктов развития бурятского народа.
Идея всегда рождается изнутри нации, исходя из выработанных веками ценностных ориентиров. Это, в свою очередь, предполагает активную коллективную творческую деятельность. Ведь идея народа – это, прежде всего, плод духовной, культурной деятельности, направляющей его материальную, экономическую и политическую деятельность.
Главным генератором национальной идеи мог бы стать ВАРК (Всебурятская ассоциация развития культуры). Но по объективным причинам эта организация в ее нынешнем состоянии не способна что-либо производить. К сожалению...