Единение хори бурят - это начало новой общественно-политической модели Бурятии
Автор АРД Бато Очиров о конце старой и начале новой эры развития бурятского общества.
Объединение хори-бурят произошло
22-го февраля 2016 года, в 15-ый лунный день года Огненной обезьяны, которая символизирует изменения, в Бурятии прошло первое общее хори-бурятское мероприятие - Сагаалган. Если смотреть с точки зрения распространения билетов, то самый большой в республике зал, - универсальный зал физкультурно-спортивного комплекса Улан-Удэ, - был заполнен до отказа. Две тысячи билетов разошлись как горячие пирожки практически за пару недель “сарафанным” путём.
Каждый участвующий в празднике артист посчитал за честь выступить на этом, казалось бы, обычном мероприятии. А деятелей разного рода, желающих зафиксировать себя приветствием со сцены вдруг появилось множество прямо перед самым концертом. Можно считать, что народ шёл не столько на концерт, сколько на саму идею единения всех хори-бурят, представителей одного из самых древних этносов монгольского мира.
Это говорит об актуальности этого вопроса с связи с тем, что существуют серьезные проблемы с самоидентификацией бурят. Объединение бурятского общества сегодня становится самой важной целью с точки зрения социокультурного развития Бурятии.
“Бесхребетная” конструкция собакевичей
Бурятия всегда считалась наиболее благополучной среди национальных регионов России в плане межэтнических отношений. В советское время численность населения, относившегося к титульной нации, по официальным данным тогда едва превышала 25%. Тогда формировался, особенно в Улан-Удэ, особый тип бурята - “бессмысленного потребителя”, ориентированного на некие "общечеловеческие ценности", среди которых доминируют ценности комфорта, “красивой жизни”, и не более.
Получилось так, что это улан-удэнское "прекраснодушие" впоследствии дорого стоило бурятскому народу. И что самое печальное, многие буряты, улан-удэнцы старшего поколения, сформированные в те советские годы, до сих пор не поняли, как устроен мир, и продолжают оказывать расслабляющее деморализирующее влияние на коллективный менталитет бурят. До сих пор приходится слышать о том, что раньше Улан-Удэ был заповедником интеллигентности, а сейчас это “прекрасное место” наводнили “головары" из районов.
Этот социальный расизм показателен тем, что через него интерпретируется в искаженном виде процесс сложного и не завершенного пока этногенеза бурятских сообществ. Вместо того, чтобы радоваться тому, что Улан-Удэ, наконец-то, приобретает бурят-монгольский облик, старожилы оплакивают его уходящий в прошлое бесхребетно-космополитический облик. Сегодня в Улан-Удэ хлынул поток восточных бурят, в основном из сел. Уже сегодня примерная численность бурят в Улан-Удэ составляет около 40% от общего числа жителей.
Буряты, приехавшие из районов, сохраняют "земляческое" самосознание, ограниченное горизонтами конкретных родственно-земляческих интересов. Столичная же публика, в основном западно-бурятская, исповедует своего рода социальный "либерализм" вкупе с теми же земляческими пережитками их родителей или дедов. Собственно, такая вот структура и проецируется пока как основа общественно-политической модели республики. Именно по такой схеме, на мой взгляд, функционирует система так называемых "кланов", различных политических союзов и, как следствие, происходит расстановка персоналий на государственные должности.
Эта основанная на мелких "территориальных" интересах конструкция породила мелкую бесхребетную нацию с такой же мелкой по менталитету элитой. Основной дискурс такой публики ограничен примитивным кругозором известного гоголевского персонажа: “Собакевич любит поесть - это главная его слабость”. В этой социальной конструкции нет историко-культурного базиса, нет идейно-направляющего вектора, следовательно она максимально персонифицирована и примитивизирована до бытового уровня.
Но вот парадокс: сегодня это сознание вошло внутрь общества и стало его коллективным бессознательным. В рамках этого бессознательного постсоветская бурятская элита, декларирующая возрождение традиционного мировоззрения, на самом деле является сословием с тем же “районным” мышлением. Это касается не только тех, кто застал КПСС, но отчасти и молодое поколение, которое унаследовало матрицу своих предшественников.
Что объединит всех бурят
Для дальнейшего развития общества такая устоявшаяся общественная модель является самой большой опасностью. Поскольку люди, заявляющие о себе, как об элите, ведущей за собой общество, на самом деле таковой элитой не являются в полной мере. Вроде бы перед тобой стоит любящий свой народ и культуру человек, но на самом деле это скрытый “советский человек”, верящий только во всесилие бюрократического аппарата. То есть, бурятская нация превратилась в сплошную симуляцию различного типа сознаний и обрекает себя на историческую неэффективность.
Образно говоря, районная модель общественного устройства (не путать с административным устройством) породила “районно-местечковую” ментальность всей бурятской нации, которая остаётся на обочине общероссийской культуры, не говоря уже о мировой.
Обладает ли бурят-монгольская политическая общность потенциалом для прорыва к новому качеству? Безусловно! Бурят-монгольский народ, в отличие от своих соседей (тувинцев и якутов) обладает самым необходимым для этого качеством: сложным по числу "ингредиентов" составом. В структуру нашего народа входит много однокоренных, но разных по типу этнических групп, порождающих различные модели мировосприятия и отношения к жизни. Всё это ведет к человеческому богатству с присущим ему продуцированием гигантской энергии, - а энергия, как известно, создаётся путём трения. За последние сто лет своей истории буряты утратили большую часть этого ресурса, заключающегося в типологическом богатстве нации. Но утратили не до конца.
Укрупнение двух бурятских округов дало массовую миграцию населения этих округов в столицу Бурятии Улан-Удэ и сконцентрировало это разнообразие в компактном, легко управляемом пространстве. Мало просто обладать обширным спектром характеров и менталитетов под общим брендом. Надо его сосредоточить и направить так, чтобы получить из этого богатства результат.
Но, к сожалению, сейчас его стараются приглушить и задавить. Многообразие общемонгольской народной души приплюсованное богатством русской души, сосредоточены здесь в небольшом полумиллионном городе и в маленькой республике. Мало кто отдаёт себе в этом отчет, но это даст в недалёком будущем кумулятивный эффект огромной силы!
Пришло время для того, чтобы на авансцену вышло новое поколение бурятских политических интеллектуалов и ответственных политиков - двух элитных составляющих, связанных одной целью и дополняющих друг друга. Основой этого союза должна стать “вертикальная” структура общества выстроенная на историко-культурной общности. Такая вертикаль должна понизить до уровня хозяйствующих органов всю “горизонтальную” (районно-земляческую) конструкцию общества, на котором пока зиждется нынешняя, уже разваливающаяся модель бурятского общества.
Только такой мощный клин способен собрать в единый корпус всех тех жестких , крепких и способных к действию людей от земли, которые поверят в эту элиту и приобретут новое качество национального и регионального развития.
Бурятия может и должна стать опорным центром взаимоотношений "русского мира" со всем Востоком.