Тунка как сакральный бастион бурятского мировоззрения
Автор АРД Бато Очиров об одном из самых главных событий в современной Бурятии, которое определяет будущее - выборах в Тунке.
Сегодня в селе Кырен началось судебное разбирательство по иску об отмене результатов прошедших выборов главы Тунки. Как мне представляется, битва за Тунку будет продолжена независимо от того, какое решение вынесет суд - произойдёт отмена выборов или нет. Страсти вокруг событий в районе не будут утихать долгое время.
Впервые в истории Бурятии выборы местного районного уровня приобрели общебурятский, можно сказать, общенародный формат! Это лучше, чем что-либо другое свидетельствует о следующем. Мы на пороге событий, которые изменят всю политическую модель Бурятии.
Как известно, территория Тунки независимо от существующего на данный момент политического режима в стране в целом и в Бурятии для бурят, в частности, является территорией сакральной, а следовательно, и политической. Причина в том, что Тунка играет роль своего рода “изоляционного материала”. Она является “изолятором” между бурятскими Западом и Востоком. Здесь начинается бурят-монгольское культурное мировоззрение и, соответственно, дальше Тунки заканчивается. Здесь, на самой высокой точке Бурятии, родилась прародительница золотого рода борджигинов (предшественников великих монгольских ханов) Алан-гоа, здесь же находится Эргунэ-хун - прародина всех монголов и тюрков.
По значимости влияния на этническую Бурятию Тунку можно сравнить с Тибетом в общебуддийском и мировом формате. Англичане хотели взять Тибет, германский Рейх шёл туда же, Россия тоже имела виды на Тибет. В конце XIX века Пётр Бадмаев писал Николаю II: “Тот, кто возьмёт контроль над Тибетом, будет управлять всем Востоком”.
На первый поверхностный взгляд это может восприниматься как бульварщина. Однако многие вещи из такого рода дискурса в действительности оказываются мироопределяющими. Китай оккупировав Тибет 1959 году, практически стал гегемоном на этой обширной социокультурной территории.
Получается, что “обнуление” бурятской культурной матрицы происходит с запада на восток. Чем восточнее место компактного проживания бурят, тем больше сохраняется народ. Ареал проживания бурят простирается от Балаганского района Иркутской области (самый запад) до шэнэхэнских бурят в КНР (самый восток), и в этом этногеографическом пространстве Тунка занимает особое, самое важное место.
Есть два географических фактора, которые разделяют запад и восток: Байкал и Тунка. Кабанский район Бурятии в культурно-политическом формате - это территория пассивного фактора. Если в Тунке сработает “иркутский фактор”, то эта территория будет не “изолятором”, а станет выполнять транзитную функцию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Со временем сакральная функция Тункинской долины может потерять имеющуюся сейчас мощь. В таком аспекте Иван Альхеев с пришедшим вместе с ним иркутским бизнесом может сыграть, сам того не осознавая, решающую роль.
Резюмируя, можно сказать, что политическая борьба за Тунку между Аламжи Сыреновым и Иваном Альхеевым, отражающая бурятскую мировоззренческую конструкцию (Восток - Запад), является более показательным актом, чем 100 “трибунных речей”. В дальнейшем всё общество будет строиться в рамках этой борьбы с обозначением двух наиболее крупных сообществ.
О том, как будут происходить эти процессы, в следующих материалах АРД.