Фундаментальная философия монголов
Культ матери в монгольском мире является неизменной ценностью, которая не подвергалась сомнению на всём протяжении истории.
Здесь его смыслы, то есть основа. Часто Великая-мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. В традиционном мировоззрении монголов земля всегда считалась женским началом, а небо – мужским.
Свидетельствами восприятия земли в образе божества женской природы – матери Этүгэн в традиции монголов являются рукописные сведения о культе матери-земли – обрядники, нередко встречающиеся у западных монголов, писал монгольский ученый С.Дулам в 1989 году.
Монголы представляли небо отцом, а землю – матерью и именовали ее по-разному: газар эх – “мать-земля”, хөрс этүгэн – “почва-земля”, дайр этүгэн – “серо-желтая земля”.
В контексте культа земли и воды привлекает внимание слово “ульгэн”, сохранившееся в диалекте ойрат-монголов, которое переводиться с монгольского языка как колыбель – өлгий, но обладает широким спектром значении: өлгий нутаг – “родина”, “родной край”, “родная земля”. Также у бурятов Этүгэн соответствует Улген (" широкая"," необъятная"): Улген эхе, "мать-земля", Улген делхей, "широкая земля" (ср. космологическую формулу - "Отец наш, высокое небо, мать наша, широкая земля). Эквивалент в якутской мифологии утугун - преисподняя. Этот термин связан непросредственно с кочевым образом жизни монгольских народов. Так как считалось, что люди появились на земле по благословению неба, и монголы почитали землю как мать, а небо как отца.
В сюжете: матьмонголыфилософия монголов