Пылает костер единения...
«Золотарник на северном склоне
Вновь цветет в синеве поднебесной…»
Это слова из народной песни «Алтаргана», которую в непростые времена пели наши предки.
Алтаргана – кустарник с золотистой корой. Этот стойкий, вросший корнями глубоко землю, не замерзающий зимой и золотистый на солнце кустарник дал название Всебурятскому фестивалю. Масштабный праздник «Алтаргана» сегодня действительно цветет, процветает, несет большое объединяющее начало. Но так было не всегда…
Мысленно возвращаюсь в свое босоногое детство. В теперь уже далеком 1956 году, я, десятилетняя девочка, в агинском селе Ушарбай на районном смотре художественной самодеятельности впервые услышала песню про алтаргану.
Эту, поистине, народную песню пели буряты, с этой песней многие во время гражданской войны 20-х годов прошлого века уходили за границу – в Монголию, Южную Монголию. Так вот, на том смотре эту песню запретили исполнять. Кто-то сверху позвонил, аргументировал запрет словами: «С этой песней враги народа ушли за границу». Тогда много народных песен было под запретом…
В первый раз я была на празднике «Алтаргана» в 2002 году. В тот год, многоликий переливающийся всеми цветами радуги праздник прошел в п. Агинском. На тот фестиваль я приехала в качестве журналиста из Бурятии.
«Алтаргана-2002» меня поразила тем, что, во-первых, в преддверии фестиваля в Аге ввели в строй несколько объектов – таможню, окружную гимназию, детский сад, школу. Особенно впечатлили меня гимназия для одаренных детей со всего округа. Там открылся современный компьютерный класс, и в распоряжение учителей и школьников предоставили интерактивные доски. В те годы в Агинском Бурятском автоеномном округе действительно внедрялось все новое, передовое.
А еще запомнился фестиваль 2002 года тем, что в Агинском была четкая организация вплоть до мелочей. Все мероприятия были расписаны буквально по минутам, и не было никаких накладок. Для журналистов выделили специальный автобус. Очень уважительно относились к ветеранам, приехавшим на праздник. Их на торжественном открытии на стадионе усадили на почетные места.
Тогда в Агинском все мы стали свидетелями изумительного выступления народных артистов СССР Кима Базарсадаева и Иосифа Кобзона и народного артиста Монголии Дэмбэрэлын Жаргалсайхан. Под аккомпанемент моросившего светлого дождика Иосиф Давыдович громогласно со сцены пожелал всем благополучия и процветания. И запомнились его слова: «Пусть идет дождь. Это хорошо. Земля наша оросится, трава будет расти, сена много накосим и будет процветать наш округ». Потом я слышала как агинцы его зовут «Кобзон нагаса». Так его почитают. Для бурят нагаса – это очень почетно, так зовут очень близкого человека.
В начале ХХ1 века Агинский округ действительно процветал: глаза людей загорались светом, когда они рассказывале о Баире Баясхалановиче Жамсуеве. Это он вдохновил людей на успехи и созидательный труд. Он сумел создать грамотную, работоспособную и профессиональную команду единомышленников. Благодаря Жамсуеву «Алтаргана» впервые перешагнула государственную границу обретя статус международного фестиваля. Также стоит отметить – губернаторы Равиль Гениатулин и Константин Ильковский в разные годы непосредственно принимали участие в фестивалях, которые проходили вне пределов Читинской области и Забайкальского края. Равиль Гениатулин со своей командой был на «Алтаргане-2010» в Улан-Баторе. И он же принял знамя «Алтарганы» . Радостно было увидеть губернатора Забайкальского края К. Ильковского в Дадал сомоне на «Алтаргане-2014». Надо полагать – проводилась планомерная, системная работа в этом направлении…
Памятен для меня и фестиваль «Алтаргана-2008», который прошел в Иркутской области. В те дни я осознавала, что мы буряты, живущие в отчем краю, не понимаем, каково это – жить на чужбине. Ведь наши предки не испытали тяготы перекочевок, лишении, связанных с потерей тоонто нютаг.
Никогда не забуду слова, сказанные Сэсэг из Шэнэхэна, с которой я познакомилась на «Алтаргане-2008». Её бабушка рассказывала ей о том как они, шэнэхэнцы смотрели на плывущие в небе облака и говорили: «Это же облака с нашей родины»! Я видела как эта женщина из Убэр-Монголии (Внутренней Монголии) выполнила наказ стариков и помолилась за них на берегу Ангары. Она смотря в сторону Ольхона, побрызгала чаем, архи и молоком.
На той же «Алтаргане» я была вместе со своей подругой народной артисткой Айлтагуйн Нума. Мы с ней побывали в Усть-Орде. Там проходил песенный конкурс. Удивила благодатная земля – жирная как масло – чернозем. И понравились народные песни хойто буряад (западных бурят). Как удивительно и красиво было, когда глава Усть-Ордынского округа русский по национальности Андрей Григорьевич Калашников начал свое приветствие на бурятском языке. На земле Гэсэра из поколения в поколение передаются традиции и обычаи, бережно сохраняются песни и танцы бурятского народа.
В советское время шэнэхэнские буряты не могли приехать на свою историческую родину, поклониться 13 хатам Ольхона. Хорошо, что в наше время «Алтаргана» объединяет всех бурят, которых в свое время разделили на пять частей и теперь они живут в трех странах. И еще, говоря об «Алтаргане» нельзя забывать о тех людях, кто стоял у истоков основания всебурятского фестиваля.
На фестивале «Алтаргана-2010», который прошел в Улан-Баторе, я познакомилась с Сандакдоржын Хандажаб, родом из бодонгут, много лет проживающей в Монголии. Она мне рассказала о том, что одна из тех, кто организовывала «Алтаргану» - Бальжинимын Дулмажав. В девяностые годы прошлого века она была заведующей отдела культуры Хэнтэйского аймака. Она родом с Дадал сомона. Как-то на её малой родине услышали как молодежь поёт бурятские песни и сказали ей: «Как мелодичны эти песни бурятские. А почему бы Вам не провести посенный конкурс»? И Дулмажав взялась за эту идею и организацию песенного праздника. Первый песенный конкурс – родоначальник всебурятского фестиваля открылся в 1994 году в Дадал сомоне, где собрались самодеятельные артисты из Батширэт, Биндэр, Баян-Адарга, Норовлин и Дадал Хэнтэйского аймака.
На Алтаргане-2014» премьер-министр Монголии вручил Б.Дулмажав медаль за большой вклад в организацию и проведение первой «Алтарганы».
С одним из зачинателей «Алтарганы», бывшим главой Дадал сомона Галсанай Доржсурэном я познакомилась в Иркутске на “Алтаргане-2008”. Он рассказывал, как они начинали, сам он предложил назвать праздник “Улаалзай” («Сарана») , а его заместитель Балбарын Ганхуяг сказал: «Давайте назовём конкурс Алтаргана. Этот кустарник с золотистой корой, с крепкими корнями символизирует бурятский народ. А песня “Алтаргана” это же наша народная песня, с ней многие годы жили наши предки…»
К слову, в старину буряты над входом в юрту ложили пучок алтарганы – чтобы в жилище не вошла беда. Помимо оберега, как говорили старики, ветку алтарганы использовали в качестве застежки для пут. Существовало поверье, что алтаргана оберегает лошадей от молнии…
Навсегда запомнилась «Алтаргана-2010». Я ожидала увидеть на празднике одних бурят, но оказалось, что живой интерес к традициям и песням бурятского народа проявляют халха-монголы и представители других этносов, населяющих страну – дурбэд, захачин, мянгаты и другие.
Примечательно, что в отличии от Бурятии в Монголии проводится так называемая малая «Алтаргана». Это отборочные состязания, проходящие не для галочки, а для того, чтобы пожилые люди, не имеющие возможность выехать на «большую» «Алтаргану», смогли пообщаться друг с другом, насладиться протяжными песнями степняков и поболеть за богатырей в трех игрищах мужей.
Я побывала на малой «Алтаргане» в сомонах Баяндун и Дашбалбар в Монголии.
Из года в год в определенных номинациях побеждают представители из Аги. И это не удивительно. Ведь работа по подготовке к фестивалю начинается сразу же после окончания очередного. В Аге отлажена целая система по подготовке к «Алтаргане». Там работают настоящие энтузиасты, беззаветно преданные своей профессии, искусству. И такая неустанная работа по возрождению и сохранению национальных традиций, считаю, должно быть во всех районах нашей этнической Бурятии.