Прежняя бурятская политика умирает, да здравствует новая...
Современный мир изменился - вместе с ним меняется бурятское общество.
“Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади - СЛЕЗАЙ!”.
Старая индейская мудрость.
Приближающийся всебурятский праздник “Алтаргана-2016” становится своего рода отправной точкой - водоразделом в бурятской истории. На этот раз празднование совпало с небывалыми со времён столетней давности общественно-политическими процессами в республике, которые придают абсолютно новый контекст в жизни бурятского народа...
Может ли одно событие изменить историю? И значит ли отсутствие огня в юрте кочевников то, что очаг у него потух?
Тот, кто знаком с кочевой жизнью знает: “Стоит только умелой руке хозяйки, вооруженной шипцами, сделать одно движение, как из-под золы появляется серый комок. Насыплет она туда порошок конского помёта, подует на него и вспыхнет огонёк… А если подбросить на него сухих аргалов или дров, то перед изумлённым взором наблюдателя загорается яркое пламя жизни”. Так и в жизни общества бывают случаи, когда, казалось бы, умирающий народ вдруг как феникс возрождается из пепла. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, в полночь 14 августа 1947 года назвал это явление “свиданием с судьбой”.
За всю свою жизнь я никогда не слышал объяснения понятия “бурят”. Иногда в случайных беседах мне говорили, что буряты - это “братский народ” или, наоборот, “буруутаhан арад”, то есть, "сбившийся с пути народ”. В любом случае, среди большинства бурят было принято считать свой народ каким-то дефектным, неполноценным. Такие утверждения превратились в своего рода мантру, заклинание. Такое же, как то, в котором говорилось, что "коммунизм наступит в 1980 году". Только в последние годы вследствие бурной миграции бурятского населения в Улан-Удэ и средоточия коллективной мысли начался процесс самоидентификации общества.
В настоящее время бурятский народ расколот. Внутри общества есть сторонники традиционных ценностей. Но вместе с тем, есть люди так называемой либеральной ориентации, которые нацелены только на материальный формат жизнедеятельности. Им в целом наплевать на то, в каком обществе жить - лишь бы деньги были. К сожалению, до сих пор этот слой людей не может переориентироваться и продолжает надувать “мыльный пузырь” своих ценностей. Проблема в том, что на этом пузыре построена вся конструкция нашей власти и, соответственно, на ней “висит” всё наше общество. Общество "мыльного пузыря” не может развиваться. Потому, что у него нет содержательного смысла - оно может лопнуть в любой момент. С таким народом никто не будет разговаривать. Потому, что он не надёжен. В этом случае уместно вспомнить старую индейскую пословицу: “Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади - СЛЕЗАЙ!”.
И вот, в канун очередного празднования всебурятского праздника “Алтаргана-2016”, Аламжи Сыренов заявил о строительстве памятника хори-туматской царице Алан-гоа в Тунке. Это значит, что когда-то буряты были сильным, динамичными народом, стоящим в центре актуальных мировых проблем. У него была философия целомудрия, единства и мира. Ещё это означает, что наконец-то наше общество обретает содержательность и осмысленную цель.
Известный американский политолог Наим Мойзес в своей книге “Конец власти” написал: “Политика умерла, да здравствует политика”. Так вот, можно считать, что здесь, в Бурятии, прежняя нищая политика находится на издохе и приходит новая сильная политика. С этого момента будет уходить в историю “старое общество” и зародится “новое”...