На пути к степени Геше ламы
Автор АРД Майдар Сосорбарам рассказывает, какие испытания проходит его родственник, чтобы получить степень Геше ламы, сравнимой с западной степенью доктора философии.
Вчера я побывал на важном и интересном мероприятии. Мой родственник лама Лубсантубдэн (его мирское имя Сумъяабазар Мижиддоржийна) пригласил меня на специальный Хурал, который называется “ЛЯНХ МОРДОХ”. Это его первый шаг к степени Геше ламы. Помню, когда я работал в монгольской газете, он был еще совсем маленьким мальчиком, бегал туда-сюда. А теперь он вырос и стал важным ламой.
Но оставим ностальгию. Объяснью, кто такой Геше.
Геше лама – буддийская монашеская учёная степень в традициях Сакья и Гелуг. Присуждается в монастырях этих традиций. Титул Геше сравним с западной степенью доктора философии. Впервые этого титула были удостоены знаменитые наставники школы Кадам, такие как геше Чекава Еше Дордже (1102—1176), составитель авторитетного текста “Семеричное воспитание ума” по практике лоджонг, и геше Лангри Тангпа (dGe-bshes gLang-ri Thang-pa, 1054—1123).
С возникновением школы Гелуг и распространением монастырского образования, звание геше стало соответствовать высшей академической степени, которую лама приобретал за 15-20 лет обучения. Да, наш лама Лубсантубдэн обучался в монастыре в течение 20 лет. Время просто летит.
Программа обучения геше состоит из предметов, изучавшихся в индийских буддийских университетах, таких как Наланда. Все предметы представляли собой различные тематические разделы Кангьюра. В Монголии эта программа впервые была использована в школе Сакья, она была представлена как ка-ши (“четыре предмета”) и ка-чу (“десять предметов”). Степень присуждалась по окончании обучения по результатам дебатов.
Ко временам Дже Ринпоче Цонкапы её можно было получить в монастырях Сангпу, Кьормолун и Дэвачен. Основными предметами учебного курса были: буддийская логика и эпистемология (прамана), тексты и толкования Праджня-парамиты, философская доктрина Срединного пути (мадхьямака), тексты и методики Абхидхармы, свод правил монастырской нравственной дисциплины (Виная).
Программа подготовки геше состоит из “Избранных тем”, входящих в более общую программу цанида. Ниже изложены пять основных предметов программы и главные учебники по ним:
Абхидхарма (Высшее знание)
Компендиум высшего знания (Abhidharma Samuccaya), Асанга
Абхидхармакоша (Сокровищница высшего знания, Abhidharma Kośa), Васубандху
Праджняпарамита
Украшение чистого осознания (Abhisamayālaṃkāra), Майтреянатха
Вступление на путь бодхисаттвы (Bodhisattvacaryāvatāra), Шантидэва
Мадхъямака (Срединность)
Основоположение Срединности (Mūlamadhyamakakārikā), Нагарджуна
Четырёхсотница (Catuḥśataka), Арьядэва
Введение в Срединность (Madhyamakāvatāra), Чандракирти
Украшение Срединности (Madhyamakālaṃkāra), Шантаракшита
Вступление на путь бодхисаттвы (Bodhisattvacaryāvatāra), Шантидэва
Логика (pramāṇa )
Трактат о достоверном познании (Pramāṇavarttika), Дхармакирти
Компендиум достоверного познания (Pramāṇasamuccaya), Дигнага
Обеты (vinaya)
Корень обетов (Vinaya-mūla-sūtra, Dülwa Do Tsawa), Гунапрабха
В школе Гелуг степень не может быть присуждена мирянину.
Программа Гелуг, требующая от 12 до 20 лет, основана на запоминании текстов и ритуализованных дебатах. Ежегодно по завершении обучения устраиваются экзаменационные дебаты, курируемые настоятелем данного училища. Тема дебатов выбирается из пройденных предметов настоятелем непосредственно перед состязанием, так что кандидаты не имеют возможности предварительной подготовки. По результатам экзамена настоятель присуждает звания геше в одной из четырёх разновидностей: догрампа, лингце, цорампа или лхарампа.
Вернемся ко вчерашнему событию. Рано утром лама Лубсантубдэн на белом коне начал путь к первому хуралу для участия в дебатах. Такие хуралы будут проходить, по меншей мере, пять раз в течение года, только после этого он сдаст экзамен Геше ламы.
Белый конь символизирует то, что когда Будда Шакьямуни покидал свой дом, он ехал на белом коне. После этого, на берегу реки Туул, Лувсантубден лама опять побрил голову наголо. Будда Шакьямуни, будучи принцем, также побрил голову наголо на берегу реки.
Внутри огромного забора построили три юрты. Главная юрта - для хурала лам. Другие юрты – для кухни и отдыха.
На мероприятие собрались многие ламы и их родственники. Ламы начали хурал с сутры “Благословения Майдара, грядущего Будды”. В течение 3 суток там будут читаться и другие сутры. Обычные люди также могут принять участье в хурале – это только благо для них.