Черная дыра бесполезного властвования. Как мэр Голков за 100 млн. показал бессмысленность бурятской культуры
Третья масштабная демонстрация бурятской культуры в Москве обнажила современную реальность.
С 1 по 15 ноября в Москве и Санкт-Петербурге проходят дни культуры Улан-Удэ. Мероприятие приурочено к 350-летнему юбилею и задействованы в этом шоу практически все творческие коллективы города. На эти цели бюджетом выделено около 100 млн. руб. Событие примечательно не только внушительным бюджетом, но и его бессмысленностью и грандиозностью.
В таком большом составе, так сказать, всем коллективом, бурятская культура выезжала в Москву всего два раза, но совсем по другому поводу.
Ровно семьдесят шесть лет назад, с 20 по 30 октября 1940 года в Москве прошла первая декада бурят-монгольской культуры. Москвичам были тогда показаны культурное достояние народа: опера “Энхэ-Булат-батор”, музыкальные драмы “Баир” и “Эржэн”, симфонические пьесы молодых композиторов Аюшеева, Ямпилова и Батуева, и т.д. К мероприятию в республике готовились, как потом оказалось, со знанием дела.
Бурятию в Москве встречал тогда весь советский истеблишмент. “Бурят-монгольский народ, хоть и маленький, зато самый воинственный” - с такими словами приветствовал участников декады Иосиф Сталин. Для самой бурятской культуры событие стало эпохальным. С тех пор Бурятия воспитала несколько народных артистов СССР, создала массу произведений, получила от государства Академию культуры и несколько театров. Экономический потенциал Бурятии усиливался, вместе с ним рос авторитет региона. Позже из-за изменения геополитического статуса и маргинализации верхушки республика стремительно скатилась вниз.
Во всем мире культура рассматривается как принципиально важный инструмент для демонстрации внутреннего смысла и содержания общества. В фундаментальной объективной реальности только культура остается энергетическим центром, где может быть сконцентрировано богатство народа. В конечном итоге она становится инструментом для цементирования общества и в тоже время методом влияния на внешний мир. Кавказ ассоциируется с лезгинкой, русские - с калинкой, монголы и тувинцы - с горловым пением. Каждый народ несет свой культурный код, и общаются они друг с другом через демонстрацию своего духовного наследства. Диалог культур является фундаментальным принципом развития общества и мира в целом.
Нынешняя третья демонстрация бурятской культуры в Москве выразилась оперой Пуччини “Тоска”, вечером балета, цирком для детей, гала-концертом и некоторыми художественными выставками. Все мероприятия пройдут в ведущих концертных и театральных залах России.
На пресс-конференции, созванной в ИТАР ТАСС, выступил мэр Голков. Его слова процитировали все командированные в Москву республиканские СМИ: “350-летний юбилей для сибирского города однозначно большой срок. Сейчас Улан-Удэ - столица российского субъекта, мы приграничная территория. Мы - центр российского буддизма, где мирно существуют разные конфессии, центр древлеправославия, старообрядчества, центр казачества. В нашем городе много культурных течений, в нем мирно проживают более 100 национальностей. Мы приготовили много интересных проектов, спектаклей, выставок”.
Министр культуры Тимур Цыбиков рассказал об ажиотаже вокруг билетов, о количестве людей, которые могут посетить мероприятия.
Не буду утомлять читателя рассказом о содержании высказываний вышеназванных руководителей, о том, что означает “вечер балета” и тому подобном.
Но картина такого отношения к происходящему станет для элиты российского государства важным сигналом о том, что бурятский народ нищий и не интересный, что попытки возложить на него какие-то государственные задачи бессмысленны, а инвестиции в регион бесполезны. Для самого бурятского народа эти результаты означают не менее важный сигнал о том, что большинству людей культура народа неинтересна, нынешнее положение вещей безразлично. И это заставляет корректировать собственные оценки и ощущения многих людей, сдвигаясь в сторону того, что считается “общественной нормой” или “толерантной культурой”.
Таким образом, бурятские деятели ещё больше опустошают многовековую культуру, ставя под удар существование республики Бурятия как таковой.
Под таким градусом “бессмысленного празднества” состояние бурятского общества кажется похожим на похмелье: пьянка вроде прошла, но взгляд еще двоится и плохо фокусируется. И все же, по всей видимости начальство будет требовать банкета дальше.
P.S. Около 100 млн. рублей - это сумма, за которую можно было создать несколько культурных шедевров, подключив к этому весь интеллектуальный потенциал Бурятии и монгольского мира. Из-за таких неэффективных действий власти Бурятия будет стагнировать дальше и пребывать в вечном кризисе и упадке. Соответственно, вся экономика будет крутиться вокруг сговора власти с “бизнесом” по освоению бюджета, который с каждым разом уменьшается.
Сегодня республике необходимо комплиментировать накопленное веками интеллектуальное и культурное наследие с современными технологиями. Только тогда могут производиться продукты, в том числе культурного плана, с высокой добавленной стоимостью. Только тогда Бурятия может выйти на абсолютно другой уровень развития экономики и культурного развития.