Стабильность власти или экономика? Монголия встала перед тяжелейшим историческим выбором
Публицист Д.Жаргалсайхан о "вдруг" нагрянувших в страну Вечно Синего Неба трудностях.
Власть или экономика
Во внешнем мире, кажется, уже начали считать, что Монголия – банкрот и осталось только объявить об этом. Престижные зарубежные организации, составляющие рейтинг финансовых возможностей стран, одна за другой снизили кредитный рейтинг Монголии.
Всё более неопределённым становится ответ на вопрос, сможет ли правительство Монголии в ближайшие два года заплатить по прямым и не прямым кредитам и продолжить внешние расчёты. Причинами снижения рейтинга Монголии стали также ослабление правительства, уменьшение дохода бюджета и, соответственно, увеличение его дефицита, рост долговой нагрузки правительства. Факторы, которые возможно будут влиять на всё это, взаимно сблансированы, поэтому это снижение в дальнейшем приведёт к стабильности, отметили эксперты.
Каким будет ближайшее будущее страны, во многом зависит от того, сможет ли Монголия, наряду с внешними долгами, снизить дефицит бюджета.
Перспектива ее экономики будет определена за счёт того, будут ли созданы новый экспортный продукт и новые услуги, востребованные на внешнем рынке, будут ли в больших объёмах экспортироваться уголь, медь, золото.
Сегодня, когда ограничены возможности изменения структуры долгов и прямого инвестирования из-за рубежа, важно, чтобы партия, стоящая у власти, смогла дать возможность правительству Ж.Эрдэнэбата выполнить эту работу. Если партия сможет дать возможность правительству, то сможет ли правительство в свою очередь справиться с решением поставленных задач.
Дадут ли возможность правительству
Перед МНП стоит исторически важная задача вытянуть страну из кризисного состояния, укрепить ценности демократии и рыночной экономики. Хотя МНП получила на прошедших выборах 85 процентов мест в парламенте, победившая партия должна помнить, что эти результаты - выбор народа уйти от ДП. В СМИ продолжают говорить и писать о том, что в парламент вошло много новых членов МНП, не имеющих политического опыта и знаний, чьи имена и деятельность пока ещё никому не известны.
МНП, создав своё правительство, назначила премьер-министром Ж.Эрдэнэбата. Сделав внутри партии несколько назначений, сопровождавшихся сильной критикой со всех сторон, МНП смогла в относительно короткий срок создать “профессиональное правительство”.
Утвердив через парламент свою программму, новое правительство спешно приступило к работе. Но внешние и внутренние долги достигли таких огромных размеров, что расплатиться с ними оказалось невозможным. Только ставки достигли одной четвёртой бюджетного дохода.
Правительство было вынуждено искать помощи в получении кредитов и кредиторов.
Сначала почти договорились с Китаем о получении льготного кредита в 4 млрд. долларов США. Но из-за визита Далай-ламы правительство Китая отменило все встречи и переговоры.
Кредиты МВФ в рамках программы “Стэнд бай” ожидаются только к празднику Цагаан сар, то есть в конце февраля следующего года.
В начале этого месяца китайская сторона повысила налоги и таможенные сборы, что привело к приостановке экспорта продукции компании Оюу Толгой, которая была единственной надеждой. Компания “Эрдэнэс Таван Толгой” из-за договора о выплате предыдущих долгов поставляет свой уголь по ценам, которые в 5 раз ниже цен на мировом рынке, так что от неё никакой пользы бюджету страны нет. Плюс к этому, из-за пропускной способности китайских КПП, колонны автомашин, груженных углём, растянулись на несколько десятков километров, образовав самые длинные в мире пробки. В горнорудной сфере прямые иностранные инвестиции почти полностью приостановлены.
Тогда на что остается опираться Монголии в сложившейся ситуации?
Важную роль играет стабильность госвласти. Ее гарантией может стать полностью сосредоточенный парламент и созданное им правительство.
Но среди членов парламента от МНП стали слышны разговоры об отставке правительства или же об отстранении от должности некоторых министров. Новые и старые члены парламента, желающие любой ценой занять пост министра, должны видеть, что происходит при частой смене правительства, на примере ДП, которая из партии власти не смогла даже стать нормальной оппозицией.
Есть ли у парламента другой выбор, кроме как дать возможность правительству Ж.Эрдэнэбата закончить начатое дело?
Сможет ли правительство
С того момента, как МНП получила власть, она начала обвинять в сложившейся ситуации ДП. Но выпустить бонды в 6 млрд. долларов США правительству разрешили обе партии, тогда вместе стоявшие у власти. Хотя и поздно, но МНП перестала наконец ныть и в последнее время начала действовать.
Кризис - это редкий шанс исправить свои ошибки.
Именно в этот момент власть должна укрепить свои политические и экономические организации и сделать так, чтобы они обслуживали всех одинаково (inclusive). Возникла необходимость остановить деятельность сети, обслуживающей только транспартийные группировки (extractive), наказать растратчиков общественных средств. Реформу политических организаций надо начать со своих партий, сделать прозрачными собственность и финансовые отчёты партии, подтвердить их независимой аудиторской проверкой и объявить ее результаты публично.
Полностью претворить принцип рыночной экономики, освободить цены (цены на электроэнергию освободить поэтапно, создав возможность выбора поставщика), создать свободную конкуренцию, создать все условия для повышения конкурентоспособности частного сектора, поэтапно преобразовать госкомпании в акционерные общества, построить или создать необходимую инфраструктуру.
Центральный банк должен строго придерживаться обязанности быть независимым от правительства, остановить инвалютную интервенцию. Банкам не останется другого выбора как предоставлять кредиты, если они не будут участвовать в продаже правительственных ценных бумаг. Только продавая правительственные ценные бумаги через фондовую биржу, можно установить реальные рыночные цены.
Есть ли у правительства Ж.Эрдэнэбата желание и смелость, силы и способность провести все эти макроэкономические преобразования?
Во всяком случае, независимо от его партийной принадлежности, мы должны рассматривать Правительство Монголии как возможность создать основу для исправления предыдущих ошибок, приведших к кризису, и как возможность для достижения новых целей.
В этот ответственный период парламент не должен давать поводов к возникновению нестабильной политической обстановки, равно как и правительство Ж.Эрдэнэбата не должно совершать неверных шагов и терять время впустую.
В сюжете: правительствоМонголиякризисэкономика