Хорчины, кто они?
АРД продолжает серию публикаций о монгольских народностях. Потомки телохранителей-оруженосцев Чингисхана.
На монгольском языке слово “хор” имеет много значении. Одно из них на английском переводится как “arrow case” или колчан. На современном монгольском языке это слово стало словосочетание “хоромсого саадаг”.
Cуществуют монгольские племена харчин и хорчин. В предыдущих статьях я писал коротко о харчин-монголах. На этот раз предлагаю почитать о хорчин-монголах.
Хорчин-монголы считаются потомками младшего брата Чингисхана, Хавт Хасара. Название этого племени произошло от слов “хор” и “хоромсого” или “колчан”.
Слово хорчин можно растолковать как “Харваач” или “Лучник” и “Хоромсог баригч” или “саадаг баригч”, его значение аналогично европейскому понятию “оруженосец — помощник рыцаря”. Вероятно, произошло от хишигтэнов, императорских телохранителей, назначенных Чингисханом в конце двенадцатого века.
В 1189 году Чингисхан назначил главой племени хорчин, сформировавшегося за долгие годы из его телохранителей "лучников-хорчинов". С тех пор численность хорчин-монголов увеличилась и с XV века их стали называть “Хорчин түмэн”, их племя стало самым крупным монгольским племенем. У хорчинов есть 13 родов. 7 из них: Шинэ мянган, Таван Муумянган, Урад, Татаалчин, Будаачин, Алтчин и Горлос подчинились Шүүсдэй баатару Хорчин и принадлежали к западному крылу.
А рода: Хэрэйд, Жүйд, Их Мянган, Гүүн хишиг, Түйвэн и Сахайд подчинились князю Өнөболд вану, и принадлежали к восточному крылу. Өнөболд ван был первой любовью Мандухай цэцэн хатан. Но по политическим причинам, она не смогла принять его предложение и отказалась стать его супругой.
Мандухай-хатун, (Мандухай Мудрая; монг. Мандухай сэцэн хатан; 1449—1510/1526) — монгольская императрица династии Северная Юань, впервые со времён Тогоонтөмөра вместе со своим мужем Даян-ханом Бату-Мункэ (Батмөнх) воссоединившая монгольские тумэны.
Мандухай была дочерью Чоросбай-Тэмур-чинсана монголов-онгутов в Ордосе; по материнской линии происходила из ойратского рода чоросов. Была единственной дочерью, однако освоила чисто мужские умения: чтение, письмо, верховую езду и стрельбу из лука. В 1465 году в возрасте семнадцати лет вышла замуж за Мандуул-хана (прав. 1475—1479), родила ему двух дочерей и поэтому пользовалась большим расположением, чем его бездетная старшая жена Эхэ Хабарту-Джунхэн.
После внезапной смерти Мандуул-хана в 1479 году Мандухай осталась вдовой, причём без наследников. В это время тангутский Тэмур-Хадак привёз к ней малолетнего сироту, Борджигина Бату-Мункэ (Батмөнх), единственного оставшегося в живых наследника юаньской династии. Мандухай оставила его при дворе с намерением в будущем выйти за него замуж, и на этом основании отказала в замужестве Өнөболд-вану, потомку брата Чингис-хана Хасара, обещав, однако, что за его отказ от попыток жениться на ней она назовёт всех своих сыновей в его честь —Болдами (Болодами). Согласно “Золотому сказанию”, выйти замуж за молодого чингисида её убедил старший брат Джига:
“Если она выйдет замуж за потомка Хасара, то пойдёт по тёмному пути, лишится своего народа и потеряет славное имя “хатун”. Если станет женой потомка хана, то получит защиту Небесного владыки, станет правительницей всего своего народа и имя своё “хатун” прославит. Если станет женой этого человека, то пойдёт по белой дороге, будет править тумэном чахаров и имя своё прославит бесконечно!”
Все князья хорчинов являются прямыми потомками Хавт Хасара, и поэтому другие монгольские племена с уважением называют их “Авга Хорчины”, то есь “Дядя Хорчины”. Авга – это родственник мужского пола по отцовской линии.
Хорчины — этнографическая группа собственно монголов в Китае. Сейчас проживают в основном на востоке Внутренней Монголии, на западе Хэйлунцзяна и северо-западе Гирина. Говорят на хорчинском говоре жеримского диалекта монгольского языка.
В 1624 году первый император Маньчжурии, Нурхаци принял представителя хорчин-монголов, странствующего на восток от гор Хингал (Хингана) и к западу от реки Сунгари. Тогда Нурхаци сказал своим подчиненным: "Если облака соединятся друг с другом, станут дождем. Если монголы объединятся – станут армией. Так что никогда не допускайте объединения монголов".
Когда Японская Империя оккупировала часть Внутренней Монголии и Китая в 1931 году, хорчин-монголы были самыми энергичными сторонниками советской культуры и реформ у монголов. После Второй мировой войны, классовая борьба и гражданская война 1946-48 гг. в Китае были очень кровавыми и жестокими. С тех пор хорчины образовали мощную фракцию в Коммунистической партии Внутренней Монголии Китая.
Сегодня хорчины живут в АРВМ. Хорчин баруун тугийн хошуу - хошун аймака Хинган, Внутренней Монголии, Китай. Название хошуна в переводе означает “Переднее знамя правого крыла хорчинов”. Когда в XVII веке южные монголы покорились маньчжурам, те ввели среди монголов “знамённую” систему. Хорчины были разделены на правое (восточное) и левое (западное) “крылья”, а хорчины правого крыла были дополнительно разделены на переднее и тыльное “знамёна” (по-монгольски — хошуны).
В 1953 году восток Внутренней Монголии был выделен в особую административную единицу, и аймак Хинган был расформирован. В 1954 году от особого статуса восточной части Внутренней Монголии было решено отказаться, однако аймак восстанавливать не стали, а его бывшие земли вошли в состав аймака Хулун-Буир. В 1958 году был ликвидирован автономный статус Улан-Хото, и его земли вернулись в состав Хорчин-Юицяньци.
В 1969 году аймак Хулун-Буир был передан в состав провинции Хэйлунцзян. В 1979 году аймак был возвращён в состав автономного района Внутренняя Монголия.
В 1980 году был воссоздан аймак Хинган, при этом из состава Хорчин-Юицяньци был вновь выделен Улан-Хото. В 1996 году из состава Хорчин-Юицяньци был выделен городской уезд Аршан.
Хорчин-монголы прославились своими лошадьми “Манлай морин”, традиционным танцем “Андай танец” и литографической живописью “Чулуун бар“.
“Андай” - старое монгольское слово, означает “поднимать выше головы” или “встать на ноги”. В этом слове и отражены нюансы танца.