Через тернии к звездам. Почему победа национального театра “Байкал” может сподвигнуть Бурятию к качественным изменениям
Бурятии нужно освободиться от политической неразберихи, расточительства и жадности действующих политиков.
Тревожная и нарастающая волна протестных акций в Бурятии, которая была спровоцирована главным образом антикоррупционными настроениями, на днях была отодвинута в сторону всенародным воодушевлением и появлением веры людей в будущее. Случилось это потому, что национальный театр “Байкал” завоевал историческую для бурятского народа победу - признание России, что бурят-монгольская культура является одной из самых ярких в стране.
Такого количества людей на площади Советов Улан-Удэ старожилы не припоминают. На акцию в поддержку "Байкала" добровольно (без административного или финансового стимулирования) собрались тысячи людей - площадь в буквальном смысле слова была переполнена воодушевленными людьми. Они пришли приветствовать любимый театр с его несомненным триумфом - победой во всероссийском шоу “Танцуют все!” на канале "Россия-1". Было ощущение, что народ соскучился по чему-то доброму и великому.
На главной площади столицы Бурятии в воскресенье, 7 мая, собрались все. И коммунисты, и едросы, и западные буряты, и восточные, и русские, и представители других национальностей. Все ощущали давно забытое чувство единения и радости. Ну а меня, как человека, интересующегося общественными процессами, не покидало ощущение того, что старый тренд в обществе вдруг сменился новым. Таким, который провоцирует большие преобразования и, вместе с тем, способствует появлению новых людей в истории.
Однако, как бы ни была значительна роль личности в истории, без сомнения, один человек не сможет создать условия, делающие такие преобразования возможными. Как правило, причинами появления исторических процессов, которые заставляют народ собраться воедино и поверить в себя, является активное недовольство населения существующим порядком. Если же эти условия еще не созрели, то появление потенциального лидера, который может объединить широкие массы, будет откладываться на неопределенное время.
Например “культурная революция” Китая с его массовым психозом хунвейбинства и войны власти против своего народа, подготовила почву для прихода к власти Дэн Сяопина. Он, в свою очередь, зная все “прелести” режима Мао, направил вектор развития Поднебесной в том направлении, результатом которого стало величие современного Китая. Если бы “культурная революция” была предотвращена или перенесена на 10-15 лет, то судьба Дэн Сяопина не отличалась бы от многих других китайских коммунистов того времени и, возможно, нынешний Китай был бы уже совсем другим Китаем.
В бурятском обществе период долгого закулисного ожидания подъема национальной культуры, которую власть Бурятии держит за “нелюбимую падчерицу”, сопровождался столь же длительным унижением своего народа властью республики.
Все это время театр “Байкал” с хронической нехваткой средств, “бомжуя” и постоянно находясь на грани роспуска коллектива, последовательно поднимает “флаг” бурятского народа все выше и выше.
И в этом смысле роль личности в истории играет ключевую роль. Только Бадлуев заставил события не растоптать бурятскую культуру (театр “Байкал” по своему прямому функционалу является главным олицетворением бурят-монгольской культуры). Не пришел бы в 90-е годы Дандар Бадлуев в театр “Байкал”, сегодня легендарного коллектива не было бы. Остались бы в Бурятии несколько собирающихся по вечерам фольклорных ансамблей из пенсионеров. И вместе с “поющими ветеранами” оказался бы на обочине истории вымирающий народец под названием буряты.
События, произошедшие с “Байкалом”, доказывают, что для кристаллизации народных масс необходим сильный вождь. Бадлуев собрал совершенный коллектив, состоящий из представителей всех этнических групп бурятского народа - от Аги до Усть-Орды.
И произошло это не в серой недраматической обстановке достатка, а в буквальном смысле на улице. Он заставил ребят почувствовать, что главная их задача - показать всем людям на планете, что бурят-монгольская культура - это одна из прекрасных частиц мира.
В этом плане “Байкал”, являясь витриной Бурятии и, вместе с тем, душой бурятского народа, своей историей победы доказал возможность приобретения народом субъектности в Российской Федерации. Изречение Махатмы Ганди о том, “сначала тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой, а потом ты побеждаешь”, как раз подходит к тому пути, который прошел в новейшей истории Бурятии национальный театр “Байкал”.
Сегодня можно утвердительно говорить, что условия, которые создают великие преобразования в Бурятии, настали: есть у широкой массы недовольство существующим положением и есть убедительный пример, показывающий возможность включения народа в мировой исторический процесс. Однако созревшее время не вызовет такие движения автоматически. Ни выборы, ни административные решения, ни вновь созданные учреждения не смогут дать импульс к развитию. Мировая практика показывает, что для придания импульса к кардинальным переменам нужен одаренный вождь, которому поверят широкие массы.
Хочется верить, что Алексей Цыденов, с появлением которого по иронии судьбы произошла эта знаковая для народа победа, окажется тем вождем, который заставит события войти в русло нужных преобразований.
Для этого ему нужны будут воля, смелость и дальновидность выдающегося руководителя, чтобы соединить существующие в Бурятии разные точки зрения в единый инструмент строительства будущего. Для этого ему нужно сформулировать формулу для освобождения Бурятии от политической неразберихи, расточительства и жадности действующих политиков. Теперь народу нужна картина будущего с внятным механизмом его воплощения и именно сейчас народ готов поверить в него...